Герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

С развитием общественной практики и научного познания изменялся характер герменевтической традиции, методов, приемов, целей и задач герменевтики. Пройдя продолжительный путь своего развития, объединяя и синтезируя различные концепции, она превратилась в специальное философское течение, которое все больше вмешивается в теоретическую и идеологическую деятельность различных культурных и философских объединений, претендуя на универсальность своего положения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие герменевтика 4
2. Герменевтика В. Дильтей 8
3. Герменевтика Г. Гадамера 10
4. Герменевтика П. Рикер 16
Заключение 21
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Герменевтика.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер

18-22 страницы  

    Введение 3
    1. Понятие  герменевтика 4
    2. Герменевтика  В. Дильтей 8
    3.  Герменевтика Г. Гадамера 10
    4. Герменевтика  П. Рикер 16
    Заключение 21
    Список  литературы 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время, рассматривая проблему человеческого бытия нельзя обойти ни  одно философское  течение,  как  и решить ее,  опираясь  лишь  на  свои собственные принципы. Показательными в этом отношении могут  быть, казалось   бы,  далекие  от  проблем  человеческого  существования герменевтика,    структурализм,   прагматизм,   неопозитивизм    и постпозитивизм, которые при своём гносеологизме все таки  содержат антропологическую ориентацию.

     Существование  человека обуславливается не  просто  природной его    средой,   а   прежде   всего   социокультурными   условиями жизнедеятельности,   которые   требуют   коммуникации,    общения, определенных способов сожительства с другими людьми, приобщения  к историческому   опыту,   понимания  и  осмысления   природного   и социального окружения, отношений между людьми в процессе  общения.

     Всё это находит свое выражение в  герменевтике. Термин   «герменевтика»  происходит  от  имени   легендарного Гермеса,  бога  ремесла  и  торговли, который  по  древнегреческой мифологии  посредничал  между богом  и  людьми,  был  переводчиком недосягаемых людям идей богов. Отсюда понятие лат. -  hermeneuo  - разъяснение, которое дало название искусству и теории истолкования непонятного, пояснения смысла "чужого" языка, раскрытия содержания знаков  и  символов. Не будет преувеличением утверждать, что  свои истоки   герменевтика  берет  от    возникновения  человека,   его сознания   и   мышления.  Уже  на  уровне  предметно-практического познания мира человек как субъект деятельности переводит знание  о связях,   отношениях   предметов   и   явлений   в   сферу   своей субъективности  с  точки  зрения их  общечеловеческой  значимости.

     Расширение   сферы   социализации  человека   делает   необходимой потребностью понимание других языков, а с возникновением письма  - истолкования   и   понимания   письменных   источников,   которые, отделяясь  от авторов, их создавших, материализуются в  рукописях, письменных текстах, являются основой для понимания  людьми целого  мира языковых объективаций человеческого сознания. Роль  и значение  названных  выше интерпретаций, переводов  возрастает  на уровне  духовно-практического, а в особенности на уровне  духовно- теоретического  освоения мира, становясь проблемой  первоочередной важности сегодня.

     С   развитием  общественной  практики  и  научного   познания изменялся  характер герменевтической традиции,  методов,  приемов, целей  и  задач герменевтики. Пройдя продолжительный  путь  своего развития,   объединяя  и  синтезируя  различные   концепции,   она превратилась в специальное философское течение, которое все больше вмешивается   в   теоретическую   и  идеологическую   деятельность различных  культурных  и  философских  объединений,  претендуя  на универсальность своего положения.

1. Понятие герменевтика.

      Рассматривая  герменевтику с точки зрения истории, необходимо сказать, что она возникла в античности как наука о понимании  текстов. Аристотелем, кажется, одним  из первых связно изложившим ее принципы, она понималась как «техне», как  ремесло, набор каких-то формальных способов, помогающих точнее проникнуть в смысл сказанного. Аристотеля, видимо, интересовало возможно более точный (технически) подход к пониманию текстов, и в этом, кажется, был скрыт заряд претензии на монополизацию философского объяснения, сказавшийся в его системе.

      Учитывая, что формализующий аристотелевский  подход не был интровертным, сформулированный в рамках риторики парадокс «герменевтического круга» говорит о реальной сложности  и практической бесконечности процесса понимания. С одной стороны, процесс истолкования когда-нибудь должен бы разрядиться в экспликации и выстраивании порядка, но также может быть, с другой стороны, запрятан в самые дальние глубины интеллектуальных трансформаций. Эта позиция относительно направленности истолкования обозначила расхождение между герменевтикой и герметикой. Нетрудно заметить, что указанная позиция имеет отчетливый этический привкус.

      Герменевтика  ориентирована на понимание, поэтому  ее легко можно понимать как «навтику»1, как плавание по волнам смыслов, без надежды сказать когда-нибудь окончательное слово, в поисках себя самого, в лабиринтах отражений. Как герменевтический Улисс, скрывать и открывать себя в волнах смыслов, чтобы, вынырнув, наконец, на старости лет радостно окочуриться на помойке вселенной.

      Говоря  о понятии герменевтика, как направлении в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов2.

      В широком смысле понятие «герменевтика» может иметь следующие значения:3

      1. искусство интерпретации (толкования) текстов;

      2. теория понимания, постижения смысла;

      3. искусства постижения чужой индивидуальности;

      4. учения о принципах гуманитарных наук.

      С исторической точки зрения, термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.

      Кроме того, герменевтике отводятся большое значение в литературоведении, поскольку при исследовании любого памятника литературы необходимо его максимально объективное толкование. При этом необходимо сказать, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

      Если  говорить, о том, что под герменевтикой  в общепринятом смысле понимается теория и практика интерпретации и, соответственно, понимания текстов. Говоря о философском значении, здесь необходимо сказать о другом смысловом значении. Философская герменевтика - это не «теория и практика», но, наряду с феноменологией и экзистенциализмом, одна из разновидностей онтологии4. Философская герменевтика рассматривает понимание текстов как один из способов понимания истины бытия.

      В свою очередь герменевтика не является некоей методологией наук о духе, но при этом, она представляет собой попытку дать представление о том, чем же поистине предстают науки о духе, помимо своего методологического самосознания, а также о том, что связывает их с целостностью нашего опыта о мире.

    Философская герменевтика включает философское  движение столетия, преодолевшее одностороннюю ориентировку на факт науки, которая была само собой разумеющейся для всех сторон представителей науки. При этом, необходимо учесть, что герменевтика занимает соответствующее ей место и в теории науки, при условии если она раскрывается внутри науки с помощью герменевтической рефлексии - условия истины, которые не лежат в логике исследования, а предшествуют ей. В так называемых гуманитарных науках в некоторой степени обнаруживается - как это видно уже из самого их обозначения в английском языке («моральные науки»),- что их предметом является нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий5.

    Говоря  о проблематики рассматриваемой  в рамках философской герменевтики, необходимо отметить что центральное место занимает вопрос соотношения двух явлений «бытия» и «понимания». С точки зрения философской герменевтики быть означает понимать. Благодаря того рода подходу формируется новая философская онтология, ядром которой выступает понимание как форма данности мира человеку.

    С этим связано принципиальное значение процедуры истолкования, интерпретации  как способа понимания человека человеком. Согласно Гадамеру, «понимание есть в первую очередь взаимопонимание». Понимание становится проблемой тогда, когда нарушается взаимопонимание и возникает рефлексирующий вопрос о том, как другой, которого нужно понять, пришел к своей точке зрения6. Для понимания другого важно исключить предрассудки, предвзятость, быть открытым для принятия иной точки зрения. Поэтому понимание есть не столько поиск истины, сколько раскрытие смысла непонятного текста. Понимание выполняет важную коммуникативную функцию, поскольку расширяет внутренний мир личности. Оно возможно только тогда, когда текст понимается с учетом контекста, задающего смысл, и подтекста, той почвы, на которой вырастает возможность взаимопонимания.

    Если  говорить о основоположнике герменевтики, необходимо сказать о Ф. Шлейермахере (1768-1834), им были заложены общей теории понимания, он сумел выделить в тексте предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспект. Содержание текста, то есть то, что описывалось, было противопоставлено выражению текста, то есть тому, как описывалось событие, особенностям стиля изложения, проставлению акцентов в тексте и т.д. Главное в герменевтике, как считал Шлейермахер, понять не предметное содержание, выраженное в мысли, а самих мыслящих индивидов, создавших тот или иной текст. Последний аспект получил названия выразительного и долгие годы был собственным предметом понимания и толкования.

    Будучи  протестантским теологом, Ф. Шлейермахер много занимался проблемами истолкования Библии и был знаком с различными приемами интерпретации юридических, исторических, филологических, мифологических и религиозных текстов. Что в свою очередь и объясняется первичное понимание данного явления – толкование текстов.

      Ф. Шлейермахер поставил перед  собой задачу объединить разнообразные  герменевтические приемы в одну  общую методику, описать процесс  понимания вообще, независимо от  того, о понимании каких текстов  идет речь. Понимание является в концепции Ф. Шлейермахера универсальным методом постижения смысла текста. Поэтому он называл герменевтику универсальной (применимой для любых текстов). Всякий процесс понимания подчиняется одним и тем же принципам герменевтического круга и диалога. Эти принципы, с точки зрения Ф. Шлейермахера, описывают структуру любого процесса понимания. Практически все более поздние представители герменевтики вслед за Ф. Шлейермахером, рассматривая структуру понимания, развивают принципы герменевтического круга и диалога.

    Ф. Шлейермахер полагал, что главная  цель понимания в том, чтобы понять автора текста. Искомый смысл текста он фактически отождествляет со скрытыми интенциями автора текста. Романтический  интерес Ф. Шлейермахера к индивидуальности автора и попытка создать методологию проникновения в эту индивидуальность оказались востребованными в связи с развитием методологии гуманитарных наук.

    Последователем  герменевтики стал В. Дильтей (1833-1911)7- немецкий философ, представитель философии жизни - в своей философии откликнулся на теоретические проблемы, возникшие в связи со становлением гуманитарных наук, прежде всего истории.

    Рассматривая  методы гуманитарного познания, В. Дильтей  исходил из принципиального различия между естественными и гуманитарными науками, «науками о природе» и «науками о духе». Специфическим способом познания гуманитарных наук В. Дильтей считал понимание - постижение смысла культурно- исторических явлений. Не рассматривая себя в качестве герменевтики, В. Дильтей разработал свою концепцию понимания и тем самым внес существенный вклад в развитие философской герменевтики.

Информация о работе Герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикер