Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 10:16, реферат
Философия выполняет ряд важных функций и потому играет важную роль в жизни общества. Это предопределяется прежде всего ее особым предметом, к которому принадлежат основной вопрос философии и главные законы развития природы, общества и мышление. Как известно, содержание философии определяется ее местом в системе знаний.
Введение 2
1.Классификация функций философии. 3
2.Значение функций философии 4
3.Мировоззренческие функции философии. 5
Гуманистическая функция.
Социально-аксиологическая функция
Культурно-воспитательная функция
Объяснительно-информационная функция
4.Методологические функции философии. 13
Эвристическая
Координирующая,
Интегрирующая,
Логико-гносеологическая.
5.Социальные функции философии. 15
Заключение 17
Список литературы 18
Социально-аксиологическая
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся
лишь одного момента — общественного
идеала. Вопрос об этом идеале оказывается
тесно связанным с вопросом о
характере взаимоотношений
Оснований для такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в концепциях многих современных философов мы находим в качестве составной части систему взглядов на государственное устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора).
Однако, наличие в этих философских системах тех или иных учений о государственном устройстве столь же мало говорит о полной выводимости таких взглядов из философской онтологии, гносеологии или даже из социальной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма животного, имевших место у философов вплоть до первой половины XIX века. Как в последнем случае наличие «натурфилософии» объясняется неразвитостью теоретической сферы биологии и в то же время необходимостью умозрительного решения конкретных проблем, так обстоит дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это — задача юридической науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука получила название политологии).
Но дело
даже не столько в уровне развития
частных наук об обществе, сколько
в том, что в рамках самой философии
нет строго-линейного, однозначного
соотношения между отдельными ее
частями. Содержание отдельных философских
систем, как бы ни казалось оно логичным
и стройным, фактически нацелено на
те или иные мировоззренческие проблемы
(философия есть совокупность ответов
на эти вопросы). Но поскольку эти
проблемы относительно самостоятельны
(например, проблема смысла жизни и,
с другой стороны, вопрос о соотношении
сущности и явления в материально-
Неоднозначность
связи свойственна не только отдельным
частям философского знания, но и отношению
философии к другим общественным
наукам, например, политэкономии и
политологии. Известно, например, что
марксизм как политэкономия был
принят не только В. И. Лениным, но многими
другими политическими
Из сказанного вытекает, что нет одной лишь дороги от философии к политике. Философская система, базирующаяся на материализме и диалектике, столь же мало несет ответственность за тот или иной политический режим, сколь и философия Ф. Ницше или М. Хайдеггера — за установление фашистского режима в Германии в 30-х годах нашего столетия.
Уже в начале XX века в отечественной философии была осознана необходимость размежевания философии и теории государственного устройства. Важный вклад в прояснение этого вопроса внес глава московской школы философии права П.И. Новгородцев. Он писал, имея в виду задачи (или функции) философии: «В содержание общественной философии вовсе не могут войти ни построения абсолютно гармонических «последних» состояний, ни представления о переходе к этим сверхприродным нормам жизни. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами. В этом могут признать ее неполноту и границы; но прежде всего она сама должна с ясностью представить себе эту границу, чтобы не впасть в недоразумения и ошибки»
Функции
философии, по П. И. Новгородцеву, состоят
лишь в разработке общественного
идеала, который и может быть положен
затем в основание самых разных
конкретных представлений о
«Философское
разрешение этой проблемы не
может иметь в виду указания
конкретной программы действий»
Общественный
идеал, как отмечал П. И. Новгородцев,
имеет свои корни в живой человеческой
личности. Этот идеал устанавливается
философией в связи с основной
нравственной нормой, каковою является
понятие личности в ее безусловном
значении и бесконечном призвании.
«В силу безусловного своего значения
личность представляет ту последнюю
нравственную основу, которая прежде
всего должна быть охраняема в
каждом поколении и в каждую эпоху
как источник и цель прогресса, как
образ и путь осуществления абсолютного
идеала. Никогда не должна быть она
рассматриваема как средство к общественной
гармонии; напротив, сама эта гармония
является лишь одним из
средств для осуществления
Общество — это не нивелировка личностей, но именно связь различий.
Личность
находит в обществе не простое
повторение своих жизненных задач,
а восполнение своих сил в
стремлении к идеалу. Жизнь ее колеблется
между двумя полюсами, — стремлением
к индивидуальному
В этой формулировке общественного идеала содержится гораздо более смысла, чем в иных конкретных планах. «Здесь нет картины законченного счастья, нет осуществленной гармонии душ, но зато даны вечные предуказания, намечающие путь для бесконечных стремлений. Это — идеал не только демократический, но и вселенский, идеал общечеловеческого объединения и всемирного равенства и гражданства».
Рассмотрение
взглядов П.И. Новгородцева на проблему
общественного идеала позволяет
нам достаточно четко уяснить
себе то значение, какое имеет философия
для индивида и общества в своем
социально-аксиологическом
С конструктивно-ценностными
задачами философии переплетаются
и составляют единство задачи по интерпретации
социальной действительности и по критике
ее структур, состояний, тех или иных
социальных действий. Интерпретация
и критика связаны с
Философия критична по своему существу. «Рожденная противоречиями действительности, стремясь теоретическим путем вскрыть, разрешить эти противоречия, философия всегда несет в себе критический заряд... Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он, как, например, Шопенгауэр или буддисты, стремится уйти от земных тревог и проповедует нирвану, он непременно, исходя из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики — с опровержения иных, на его взгляд, неверных представлений, господствующих среди людей и приобретающих силу предрассудка... Основой и сущностью критической работы философа является обнаружение и раскрытие противоречий, несоответствия между принятой системой понятий и ценностей и тем содержанием, которое в них вносится новым этапом развития мировой истории... Критикуя идеи старого мира, философ критикует — вольно или невольно — сам этот мир»
Культурно-воспитательная функция
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из
показателей высокой культуры мышления
является способность субъекта не обходить
познавательные противоречия, тем более
не пасовать перед ними, а стремиться
их разрешить, преодолеть, актуализируя
имеющуюся частнонаучную
В этой связи интересны соображения, изложенные Э. В. Ильенковым в работе «Об идолах и идеалах». Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма — скепсис.
Догматизм
и скепсис — две взаимно
провоцирующие позиции, две мертвые
и нежизнеспособные половинки, на которые
неверным воспитанием разрезается
живой человеческий ум. Отношение
к противоречию является точным критерием
культуры ума. Для подлинно культурного
в логическом отношении ума появление
противоречия — сигнал появления
проблемы, неразрешимой с помощью
строго заштампованных интеллектуальных
действий, сигнал для включения
мышления — самостоятельного рассмотрения
вещи, в понимании которой возникла
антиномия. И ум с самого начала надо
воспитывать так, чтобы противоречие
служило для него не поводом для
истерики, а толчком к самостоятельной
работе, к самостоятельному рассмотрению
самой вещи, а не только того, что
о ней сказали другие люди. Учить
диалектике — значит учить умению
строго фиксировать противоречие, а
затем находить ему разрешение на
пути конкретного рассмотрения вещи,
действительности, а не путем формально-словесных
манипуляций, замазывающих противоречия,
вместо того чтобы их решать. Диалектике
надо учить. Показывая, как целесообразно
строить педагогический процесс
в школе, чтобы ученики
Формирование философского мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле — скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность и самокритичность не являются антиподом веры или твердости убеждений в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное общеметодологическое и гносеологическое, основание для последовательного саморазвития сомнения в научную уверенность, для гармоничного сочетания его с верой в преодоление ошибок, заблуждений, в получение более полных, глубоких, объективных истин. Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам лишь четырех философских дисциплин.
Таковы
основные мировоззренческие функции
философии: гуманистическая, социально-аксиологическая,
культурно-воспитательная и объяснительно-
4.Методологические функции философии.
Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую интегрирующую, логико-гносеологическую.