Формирование философских взглядов Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:00, реферат

Описание работы

В истории мировой культуры Платон-великое явление.Он жил в древнегреческом обществе,но как деятель-философ,учёный,писатель - принадлежит всему человечеству.Платон один из учителей философии.Учителем его делает не только то,что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу,названную потом Академией и просуществовавшую несколько веков.Платоном был создан и разработан один из двух основных типов философского мировоззрения.Платон - создатель философского идеализма.Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом.Идеализм же,как учение и мировоззрение,принципиально противоположное материализму,был осознан и развит впервые Платоном.С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, «линий Платона и Демокрита».

Содержание

Введение
1. Формирование философских взглядов Платона
2. Учение о бытии и небытии
3. Гносеология Платона
4.Строение души по Платону
5. Социальные взгляды Платона
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия Платона 2.docx

— 60.33 Кб (Скачать)

2.Идея вещи представляет собой цельность всех составляющих её частей, неделимую на эти части. «Одна сторона треугольника не есть весь треугольник.Так же и другая,так же третья сторона.Тем не менее,из-за определённого объединения этих трёх отрезков получается нечто новое,новое качество,а именно треугольник».

3.«Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей,которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи».То,что идея вещи есть общий закон,осмысливающий появление и проявление отдельных её единичных особенностей,видно на любых вещах,и чем сложнее вещь,тем более видна её общая идейная закономерность.Асмус А. Ф. рассматривает пример часов,механизм которых свидетельствует о том,что составляющие его колёсики и винтики расположены согласно некоторой «общей идее»,без которой все эти детали остались бы «чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовалось бы».

4.«Идея вещи невещественна».Очевидно,что сама вещь может претерпевать всевозможные изменения,однако идея вещи изменяться не может.Один из самых простых примеров-вода.Вода может быть в твёрдом и жидком состоянии,а также может испаряться.Но идея воды не может изменять своё агрегатное состояние.

5.«Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием,она тоже есть особого рода идеальная вещь,или субстанция,которая в своём полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба».С этой точки зрения Платон проповедует три разновидности бытия.Во-первых,что небесные идеи,вечные и неподвижные.Они представляют собой «предельное совершенство всякой отдельной вещи и всего бытия в целом».Во-вторых,есть наш земной мир,полный неустойчивости, «несовершенства,хаоса рождения и смертей».И,в третьих,есть космос в целом,который состоит из вечного круговращения,при этом небесный свод постоянно возвращается к одной и той же устойчивой картине,так,что «всё небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота,то есть необходимый предмет нашего созерцания и постоянного подражания».

Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей,об их общей целостности,являющейся законом их отдельных проявлений,не может подвергаться сомнению какие бы изменения ни происходили в природе и в обществе.

3. Гносеология Платона.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии,от его психологии,космологии и мифологии.Учение о познании оборачивается мифом.По мнению Платона,душа наша бессмертна.До того,как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку,душа будто бы,созерцала истинно сущее бытие и сохраняла знание о нём.Человек будет знать,не учась ни у кого,а только отвечая на вопросы,т. е. почерпнёт знание в самом себе,следовательно,вспомнит.Поэтому,суть процесса познания,по Платону,состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерцала.Платон писал,что «и раз в природе всё друг другу родственно,а душа все познала,ничто не мешает тому,кто вспомнил что-нибудь одно,-люди называют это познанием-самому найти и всё остальное,если только он будет неутомим в поисках».Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».

Истинное значение даёт только мышление.Мышление же-это независимый от чувственных восприятий,абсолютно самостоятельный процесс припоминания.Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах.В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика,то есть искусство вести устную речь,искусство ставить вопросы и отвечать на них,пробуждая воспоминания.Другими словами,это разумное постижение истинно сущих родов бытия или идей - «совершеннейшее знание».Диалектика Платона-путь или движение мысли через неистинное к истинному.Вызвать душу к размышлению может такое впечатление или такая мысль,которые заключают в себе противоречие.«То,что воздействует на ощущения одновременно со своей противоположностью,я определил как побуждающее,-говорит Платон,-а что таким образом не воздействует,то и не будит мысль».Первая половина задачи диалектического,в платоновском смысле,исследования состоит в определении однозначного,точно фиксированного определения «вида».Необходимо,по словам самого Платона,«охватывая всё общим взглядом,возводить к единой идее то,что повсюду разрозненно,чтобы, давая определение каждому,сделать ясным предмет поучения».Вторая половина той же задачи состоит в том,чтобы «разделять на виды,на естественные составные части,стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

«Диалектика Платона явилась важным этапом в развитии логики.По Платону,знание возможно не для всякого.«Философия»,буквально «любовь к мудрости»,невозможна ни для того,кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им),ни для того,кто совсем ничего не знает (невежда и не думает, что нуждается в знании).Поэтому,философ-тот,кто стоит между полным знанием и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить все к более и более совершенному знанию.

Предмет диалога «Теэтэт»-вопрос о существе знания.В диалоге опровергается три несостоятельных с точки зрения Платона решения этого вопроса: 1)знание есть чувственное восприятие; 2)знание - правильное мнение; 3)знание - правильное мнение со смыслом.В первом вопросе Платон отталкивается от учения о безусловной текучести и относительности всего существующего.Чувственному,как текучему,должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное,следовательно,знание не тождественно чувственному восприятию.Во-вторых,знание нельзя определить как истинное мнение, независимо от соотношения мнения истинного с мнением ложным.Если брать мнение именно как мнение,то ничего нельзя сказать ни о его истинности,ни о его ложности.Правильное мнение вообще не определимо без чистого знания как такового.И,в-третьих,как не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых,как объяснение в виде целостной структуры слов,как указание на отличительный признак,-во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может создать знания.Итак,знание,по Платону,не есть ни ощущение,ни правильное мнение,ни соединение правильного мнения со смыслом.Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

4.Строение души по Платону.

Строение души по Платону 
Души людей, согласно Платону тесно соприкасаются с миром идей. Они - бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей: 
1. разум, 
2. воля и благородные желания  
3. влечение и чувственность. 
Изначально существуя в мире идей,некоторые души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в материальный мир.За счет этого человек способен постигать идеи.Он не в состоянии их производить,но под влиянием органов чувств и своих впечатлений,способен припомнить,то,что его душа видела в мире идей.Души,в которых преобладает разум,поддерживаемый волей и благородным устремлениями,продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

                                  5. Социальные взгляды Платона

Социально-политическая философия Платона,его учение о политике,государстве и праве-неразрывная часть всей платоновской философии.Мир идей-онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений,утверждает идеализм Платона,следовательно,идея выступает как руководящий принцип,стандарт,модель и образец его организации.

Социально-политическим вопросам посвящены  несколько произведений Платона:диалоги «Государство», «Законы» и «Политик».В них он говорит о модели «идеального»,лучшего государства,являющегося,по мнению философа,отражением идеальной сущности,служащего реализацией мира идей,максимально возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа-диалог «Государство».

Освещая в своей работе проект идеального,справедливого государства,Платон исходит из того соответствия,которое,по его представлениям,существует между космосом в целом,государством и отдельной человеческой душой.Трём началам человеческой души - разумному,яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное,защитное и деловое,а этим последним соответствуют три сословия - правителей,воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По его теории государство возникает  потому, что человек как индивид  не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта  глубокая идея подразумевается в  исходном платоновском определении  государства: ‹‹Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда Платон приходит к идее о разделении труда в  качестве основы государства.Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных начал в интересах целого.Так,способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному началу (воинам) - быть вооружённой защитой,подчиняясь философам;оба эти начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами).Так,в качестве довода в пользу предлагаемого им сословного деления,Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда.У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности,соответствующей своему сословию.Такой «человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством».Философ подводит под него вполне естественную основу.Он пишет: «…всякому … мы поручили только одно дело,к которому он годится по своим природным задаткам».

Также и воспитание в идеальном  государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий.Характерно,что при освещении различных аспектов воспитания в центре внимания Платона оказываются именно члены двух первых привилегированных сословий;о третьем же сословии (их досуг,быт,деятельность,собственность,брак и т. п.) он не упоминает.Видимо,Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов - земледельцев и ремесленников,поскольку он считал,что единственное достоинство этих людей - подчинение человеку лучшему,тому,которому он даёт воспитание.

Платон настойчиво выступает за распространение среди населения идеального государства «благородного вымысла о том,что все они рождены матерью-землёй,поэтому должны заботиться о стране,в которой живут,защищать её,а к другим гражданам относиться как к братьям.Повествуя о своём вымысле,Платон пишет: «Хотя все члены государства братья…,но Бог,вылепивший вас,в тех из вас,кто способен править,примешал при рождении золота,и поэтому они наиболее ценны,в помощников их - серебра,железа же и меди - в земледельцев и разных ремесленников».

Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности,общности,равенства.Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом.Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях.Хотя женщина во всём немощнее мужчины,по своей природе она,как и мужчина,может принять участие во всех делах,не исключая и философию.Отобранные в сословие стражей,женщины получают то же воспитание,что и мужчины.При этом,как и во многом другом,Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей общности жён и детей.В качестве закона для стражей Платон предписывает: «Все жёны этих мужей должны быть общими,а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует.И дети тоже должны быть общими,и пусть родители не знают своих детей,а дети – родителей». Связь мужчины с женщиной,которую Платон именует браком,отводится под присмотр правителей,задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими,а худшие - с худшими.Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети,родившиеся от лучших родителей;этих детей отрывают от родителей относят в обще ясли к кормилицам.Детей же,родившихся от худших родителей или обладающих телесными недостатками «укроют»,как положено,в недоступном,тайном месте». Образцом для Платона здесь были обычаи,бытовавшие в Спарте: жизнь слабого ребёнка ни ему самому,ни государству не нужна.

Воспитание детей у членов двух первых сословий возлагается на государство,оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия.В этом положении,как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания-калокагатия (ориентируясь на него,был воспитан сам Платон),который означал,что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.Платон говорит об этом так – «если случится,что прекрасные нравственные свойства человека будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того,кто способен видеть».

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей,Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи.Решение же вопросов брака, быта,собственности,да и всей жизни людей третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства.Кроме того,в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов.

Признавая свободу членов всех трёх сословий,Платон постоянно подчёркивает,что целью проектируемого государства является благо целого,всех сословий.В «Государстве» исследуются разнообразные подходы к анализу справедливости,причём так,что мы вынуждены поверить в то,что Платон не упустил ни одной из известных ему теорий справедливости.

Восхваляя умеренность и средний достаток,Платон обстоятельно критикует крайности бедности и богатства.Помимо отрицательных результатов в хозяйственно-экономическом отношении,также и в нравственном плане крайности богатства и бедности ущербны: богатство ведёт к лени,а бедность - к злодеяниям.Платон считает,что предлагаемые им мероприятия снимают проблему раскола государства на государство бедняков и богачей и ликвидируют тем самым источник внутренней войны.Для Платона очень важно осветить идеальную действительность государства и тем самым показать,что образец совершенного государства на небе существует и в идеальной действительности.

Информация о работе Формирование философских взглядов Платона