Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:46, реферат
В своей работе я провела методологический анализ предпринимательства, который может быть полезным, как людям, решившим открыть своё дело, так и методистам при создании курса философии предпринимательства.
Введе-ние…………………………………………………………………………...3
Глава 1.
Предпринимательство: этимологический ас-пект………………………………5
Глава 2.
Сущность предпринимательст-ва…………………………………………………8
Глава 3.
Концепция современной философии предпринимательст-ва…………………14
Заключе-ние……………………………………………………………………….17
Источники и литерату-ра………………………………………………………...19
Подвергая
методологическому анализу
Во-первых,
самостоятельность и
Во-вторых, личная заинтересованность и, соответственно, личная ответственность за результаты своей предпринимательской деятельности. Именно этот признак является весомым при утверждении, что предпринимательство является двигателем экономики. Предприниматель мотивирован на произведение качественной продукции и в максимальных объёмах гораздо больше, чем наёмный работник. «Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жёстком режиме»7.
Кстати, преследуя свой корыстный интерес – личное обогащение, предприниматель с необходимостью должен следовать потребительскому спросу, т.е. производить товары или услуги для общего блага. Следовательно, можно вывести ещё один признак предпринимательской деятельности.
В-третьих, сочетание частного интереса с общественным, который заключается в том, что, только предлагая другим наилучший товар или услугу, предприниматель сам получает выгоду.
В-четвёртых, творческий подход, новаторство. Без предложения на рынке инновационных идей, можно не выдержать конкуренцию и оказаться среди аутсайдеров. Поэтому предпринимателю надо не просто идти в ногу со временем, но и немного опережать время, предугадывая вкусы и пожелания потребителей. Для этого, конечно же, нужно следить и за деятельностью других бизнесменов в своей области, и за достижениями научного прогресса, которые можно будет использовать в качестве технологий улучшения своего бизнеса.
В-пятых, наличие риска. Бизнесмен, выходя на рынок со своей идеей, безусловно, рискует. Ведь в случае неудачного ведения дел, ему придётся самостоятельно покрывать свои долги. И, более того, нет никакой гарантии, что даже успешное в течение нескольких лет предприятие останется таковым же на протяжении более длительного срока.
В-шестых, тактическая политика. Чертой тактических манёвров является их нацеленность на краткосрочную перспективу, в то время как длительные стратегии порой не эффективны для бизнеса. Рынок – живая, текущая структура. Невозможно, заранее предвидеть, как изменится мода, экономическая ситуация в стране, не случится ли экологических катастроф, а вместе с тем и другие условия, для того, чтобы точно спланировать свою деятельность на десятки лет вперёд. Бизнес – это своевременное следование изменяющимся условиям и обстоятельствам.
Помимо признаков, для более полного понимания сущности предпринимательства, следует также рассмотреть и структуру данной деятельности.
В структуру такой человеческой деятельности как предпринимательство входят следующие компоненты:
«1) цели - будущие результаты, на достижение которых и направлена деятельность;
2) потребности, мотивы, побуждающие к деятельности;
3)
предмет, видоизменение
4) способы и средства достижения цели;
5) условия деятельности»8.
Рассмотрим каждый из приведённых элементов по отдельности.
Целью любого бизнеса является изготовление такой продукции, которая будет пользоваться спросом и принесёт желаемый доход предпринимателю. Но, следует помнить, что этот доход изначально не определён и не фиксирован. Поэтому человеку, пожелавшему начать вести предпринимательскую деятельность, нужно будет это учесть и построить цель своей деятельности, исходя из данного условия. Предприниматель изначально должен быть готов к получению минимальной прибыли или даже к убыткам, что вовсе не означает, что эти убытки будут ему сопутствовать на протяжении всей его деятельности.
Для того, чтобы боязнь убытков не остановила предпринимателя на своём пути, ему необходимо расставить приоритеты в своих действиях и сделать мотивом своего занятия не получение максимальной прибыли, а реализацию своих идей, которые при их благополучном воплощении принесут в итоге желаемую прибыль. Если же изначально в качестве мотива выбрать получение денег, бизнес на первых же порах может разочаровать своего организатора, который необоснованно решит, что его идеи не имеют ценности и закончит ведение дел, так и не дождавшись должного материального вознаграждения.
Предмет,
как структурный компонент
И, наконец, рассмотрим последнюю составляющую предпринимательской деятельности – её условия. Под условиями понимаются обстоятельства, при которых развивается деятельность. Причём они могут как позитивно влиять на неё, так и негативно, т.е. препятствовать, не позволять быть эффективной. Естественно, если предприниматель не в силах самостоятельно изменить условия в свою пользу, ему необходимо учитывать их при ведении своего хозяйства и, возможно, даже менять свою деятельность под эти условия.
Итак,
мы рассмотрели сущность предпринимательства,
исходя из понимания данной деятельности
различными экономистами, а также из признаков,
присущих ей в настоящее время и её структуры.
Глава 3.
Концепция современной философии предпринимательства.
Философия представляет собой особую форму знания. Одной из функций позитивной философии является то, что она предоставляет нам методологию всех остальных областей знания. Так у любой науки есть философская составляющая. Например, философия экономики рассматривает философские основания экономической науки.
Философия также стремится к объяснению всех феноменов, происходящих в обществе. И можно считать закономерным появлением философии предпринимательства, так как предпринимательство в современных государствах начинает играть особую роль.
Философия предпринимательства начала складываться в 20-х года ХХ века в промышленно-развитых странах. Она призвана изучать и объяснять наиболее глубокие сущностные характеристики предпринимательской деятельности. Была сформулирована концепция «общества потребления», т.е. общества, основной задачей и целью которого является эффективное производство и рациональное потребление максимального количества товаров и услуг. «Важнейший вклад в воплощение этой концепции в жизнь внес президент США Джон Фицджеральд Кеннеди, выдвинувший в начале 60-х годов концепцию государственной защиты прав потребителя. Согласно этой концепции, государство обязано активно вмешаться во взаимоотношения производителя товаров и услуг и потребителя на стороне последнего, ограждая его от недоброкачественной продукции и взяв на себя защиту его прав. Был принят закон о защите прав потребителей»9.
Главной фигурой такого общества является потребитель. Его требования (если они социально безопасны) обладают приоритетом над возможностями производителя, и защищаются установлениями государства и общества. Важнейшими достижениями "общества потребления" могут считаться:
последовательное претворение в жизнь идей свободы торговли, что привело к созданию международного рынка товаров и услуг — потребитель в любой стране может приобретать товар, произведенный в любой стране; следствием этого является резкое обострение конкуренции производителей, обострение их борьбы за повышение качества продукции и конкурентные цены, за снижение сроков выхода товара на рынок и в то же время усиление кооперации и сотрудничества в производстве и продвижении товаров на рынок;
развитие систем государственной и общественной защиты прав потребителей на качественную продукцию и услуги; эти системы защиты не только позволяют потребителю взыскивать с производителя ущерб за недоброкачественную продукцию и услуги, но и предупреждают появление такой продукции на рынке, а также ограничивают монополизацию рынка производителем; следствием этого является необходимость производителя предоставлять потребителю систему доказательств качества товара еще до того, как потребитель этот товар приобрел;
достаточно высокий уровень самосознания потребителей, которые согласны платить за качество и готовы сотрудничать с производителем в его повышении.
Сейчас в мире идёт процесс глобализации, что означает стирание национальных границ и как следствие создание новых перспективных рынков. Возможности бизнеса расширяются. Философии предпринимательства необходимо это учитывать, чтобы подводить основания под идею и принципы предпринимательства. Также необходимо учитывать то, что ограниченные ресурсы Земли не могут покрыть все безграничные потребности человека. Поэтому современная философия предпринимательства дополняется ещё несколькими важными принципами.
Современный бизнес всё больше развивается в сторону интеллектуальных технологий. Особое место теперь отводится нематериальным активам. Информация начинает играть главную роль во многих отраслях предпринимательства. Поэтому необходимо понимать важность применения фундаментального научного знания для создания бизнес-модели.
Но
современные предприниматели
При ведении своего бизнеса, особенно, если речь идёт о корпоративных формах, нельзя не учитывать внутреннюю культуру и внутренние знания, генерирующиеся и обращающиеся внутри бизнеса. Предприниматели называют эти знания «неявными». К ним относятся корпоративная этика, культура, принятая система взаимоотношений – всё, то, что нельзя отделить от одной компании и продать другой. Эти знания приобретаются совместными усилиями сотрудников компании и устойчиво закрепляются именно за данной компанией, возможно, вовсе не подходя другой. И хотя эти знания нельзя скопировать, им можно и нужно учиться.
На
современном рынке победа компании
в конкурентной борьбе не всегда достигается
благодаря технологическим преимуществам,
не всегда побеждает товар, лучший в техническом
отношении. Принципиальную роль играет
маркетинг и взаимодействие с другими
технологиями. Маркетинг позволит учесть
максимальное количество благоприятных
факторов, положительно влияющих на развитие
бизнес-идеи.
Заключение.
Предпринимательская деятельность – двигатель в развитии общества, обогащении его материальной и духовной культуры.
В
современной России идёт активный процесс
становления
Философское осмысление предпринимательства должно дать тот фундамент, на который следует опираться людям, решившим заняться своим бизнесом.
Создание бизнес-идеи – это всегда творческий процесс, поэтому само предпринимательство неразрывно связано с понятием творчества. Можно быть хорошим художником, но не уметь продавать свои картины. Можно, наоборот, продавать разные полотна от шедевров до откровенной бездарщины. Но ни первый, ни второй случай не иллюстрирует понятие «предприниматель». ««Предпринимательство создаёт механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами»11. Предприниматель – человек, способный создавать нечто новое и реализовывать это в практической жизни. Речь идёт не об обладании талантом художника, музыканта или литератора, а об обладании талантом создавать идеи и реализовывать их в жизнь. Впрочем, слово «талант» предполагает некие врождённые способности, предпринимательские же способности можно развить. «Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха»12.