Философия эгоизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением. Если человек понял явление, то он сможет наиболее полно реализовать себя, столкнувшись с этим явлением, и не позволит явлению управлять собой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Что такое эгоизм? …………………………………………………………...……3
Лечится ли эгоизм? …………………………………………………………….…6
Эгоизм - причина грехов. …………………………………………………...……7
Понятие явления…………………………………………………………….……8
Структура явления:
1.Чрезмерная индивидуалистическая ориентация. ………………………...…10
2.Свобода от каких-либо обязательств перед другими.………………………10
3.Стремление к обладанию. ……………………………………………….……11
4.Целеустремленность эгоизма. …………………………………………..……12
5.Конфликтность эгоизма. ……………………………………………...………12
6.Несправедливость эгоизма. …………………………………………..………13
7.Деструктивность эгоизма. ………………………….…………………………13
Диалектика явления………………………………..……………………………14
Виды эгоизма………………………………….…………………………………15
Коллективный эгоизм…………………...………………………………………17
Разумный эгоизм…….…………………………………………………..………18
Заключение…………………………………………………………….…………20
Список литературы………………………………………………………..……..21

Работа содержит 1 файл

философия эгоизма.docx

— 58.32 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»

 

Кафедра философии  и культурологии

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема: Философия эгоизма

 

 

Студент(ка):__________________________ № группы _________

 

Подпись студента(ки) _____________________ «_____» ____20___г.

 

Реферат зачтён ___________________________________________________.

 

Подпись преподавателя _____________________ «_____» ____20___г.

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3

Что такое эгоизм? …………………………………………………………...……3

Лечится ли эгоизм? …………………………………………………………….…6

Эгоизм - причина грехов. …………………………………………………...……7

Понятие явления…………………………………………………………….……8

Структура явления:

1.Чрезмерная индивидуалистическая  ориентация. ………………………...…10

2.Свобода от каких-либо  обязательств перед другими.………………………10

3.Стремление к обладанию. ……………………………………………….……11

4.Целеустремленность эгоизма. …………………………………………..……12

5.Конфликтность эгоизма. ……………………………………………...………12

6.Несправедливость эгоизма. …………………………………………..………13

7.Деструктивность эгоизма. ………………………….…………………………13

Диалектика явления………………………………..……………………………14

Виды эгоизма………………………………….…………………………………15

Коллективный эгоизм…………………...………………………………………17

Разумный эгоизм…….…………………………………………………..………18

Заключение…………………………………………………………….…………20

Список литературы………………………………………………………..……..21

 

 

Введение

 

Признавая человека существом  социальным, мы подразумеваем то, что  личность формируется в ходе общения  с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.

Одним из важнейших аспектов социального взаимодействия мы рассматриваем  дилемму «альтруизм-эгоизм». В истории философии эта проблема неоднократно становилась предметом заинтересованного внимания. Можно ли рассматривать альтруизм и эгоизм односторонне положительными или отрицательными? Является ли их проявление общественно обусловленным или же это индивидуальные понятия, на которые влияют различные ситуации? И самый, на мой взгляд, главный вопрос - является ли эгоизм причиной всех наших грехов?

Поскольку философия –  наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением. Если человек понял явление, то он сможет наиболее полно реализовать себя, столкнувшись с этим явлением, и не позволит явлению управлять собой. [1. стр. 25-34]

 

Что такое эгоизм?

 

Что такое – эгоизм, каждый из нас представляет четко. Это позиция, поведение человека, полностью сориентированное на собственное «Я», на его удовольствие, выгоду, успех, то есть, высшее благо для эгоиста – это удовлетворение своих собственных, личных интересов. Эгоист возразит – а что тут плохого? В конце концов, каждый человек хочет, чтобы ему было хорошо, приятно, удобно! И лгут те, кто утверждает обратное. Вообще, в себялюбии ничего плохого нет – это же естественное чувство самосохранения, которое присуще каждому человеку. Но разница эгоизма и себялюбия состоит в том, что эгоист часто удовлетворяет свои личные интересы в ущерб интересам другого человека, в то время, как при себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей, более того, сочетаться с ним, служить на пользу всем.

Эгоизм – это гипертрофированное самомнение, имеющее в основе своей  полное равнодушие к внутреннему  миру другого человека, который рассматривается  эгоистом исключительно, как средство для удовлетворения собственных  потребностей и достижения личных целей. Проявление эгоизма разнообразно. Он может проявляться, как убежденность, что «все должно служить моим интересам». Случается, человек считает, что  все должны следовать моральным  принципам, кроме него, если ему это  в каждый данный момент просто невыгодно. Существуют и люди, которые твердо верят, что всем позволительно иметь  собственные интересы и добиваться личных целей, как заблагорассудится, любой ценой. [3. стр. 19-62]

 

«Цель оправдывает  средства» – это для эгоистов закон, причем, такой закон действует только для них, а не для окружающих.

 

Говоря об эгоизме, нельзя не затронуть момент его появления  в человеке. Оказывается, как правило, эгоизм – это следствие неправильного воспитания в семье. Если ребенку прививают сознание собственной исключительности, поддерживают завышенную самооценку и эгоцентризм личности, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. Когда ребенок становится взрослым, то его концентрация только на самом себе, собственных желаниях и полное равнодушие к другим, может привести к одиночеству, к ощущению враждебности окружающего мира. Такие же чувства и эгоизм может возникнуть и у ребенка, который с детства сталкивается с равнодушием родителей и окружающих. Он начинает думать, что, кроме него, никто не позаботится о его потребностях и в дальнейшем ставит их во главу угла во всех проявлениях. [2. стр. 45-49]

В первую очередь от чужого эгоизма страдают те, кто сам его  и породил – родители. Выпестовав, ни в чем не отказывая, свое чадо, они, постарев, начинают удивляться, что кроме собственных желаний и потребностей у их ребенка нет других интересов, а безразличие, равнодушие к родительским проблемам и заботам больно ранит их, делая на старости лет одинокими, а часто еще и бедствующими из-за стесненных материальных условий. Наверняка у каждого из нас есть примеры такого отношения детей к собственным родителям. Не легче и в семьях, где один из супругов – эгоист. Трудно жить с человеком, который ставит собственное «я» на первое место и убежден, что все вокруг создано только для удовлетворения его потребностей, а окружающие его люди — лишь средство к достижению его целей. Мир должен кружиться вокруг эгоиста, и горе, если кто-то посмеет встать рядом с ним – наказание следует немедленно, будь то ссора, упреки, скандалы, какие-то другие меры. Причем, в ссорах и упреках эгоист, чаще всего, упрекает других именно в равнодушии и эгоизме.

Разговаривать с такими людьми необычайно трудно, ведь эгоистичный собеседник не слышит вас, он поглощен только собственными мыслями, только самим собой. Ему нужен слушатель, а не диалог, причем, слушатель восхищенный, во всем соглашающийся и поддерживающий его позицию. Часто, эти люди – лидеры, сильные натуры, способные увлечь за собой тех, кто имеет более слабый характер. И есть опасность попасть под влияние вашего собеседника: он может взять вас в оборот, выдать собственные интересы за ваши, возможно, удачно манипулировать вашим мнением.

Стоит отметить, что эгоисты – очень уязвимые люди, они болезненно самолюбивы, но настолько сконцентрированы на самих себе, что могут не замечать неприязни, иронии или даже издевок окружающих. Что делать, если вы вынуждены общаться с таким человеком, например, по работе? Есть два варианта развития отношений. Первый позволит вам избавиться от эгоцентричного собеседника надолго, если не навсегда – всего-то достаточно начать обсуждать его просчеты и недостатки. Как только ваш коллега начинает расхваливать свои достижения и заниматься самолюбованием, тут же напомните ему о тех ошибках, которые он сделал, и о последствиях, к которым эти ошибки привели. После такого замечания ваш собеседник сразу захочет прервать неприятный ему разговор. Более того, он еще долго не пожелает вообще вступать с вами в беседу. [5. стр. 88-90]

Если же вы не хотите портить  отношения, но уже устали от разговора, начните расхваливать таланты и  достижения своего собеседника, не жалея  слов и сил. Лесть и комплименты  – бальзам на душу эгоиста. Убедив коллегу в своем исключительно  почтительном отношении, вы можете прекращать разговор, сославшись на срочные дела – он надолго запомнит вас, как  человека приятного, умного и интересного. А что делать, если вы полюбили эгоиста? Если у вас есть силы, бегите от него, потому что в противном случае вам придется полностью раствориться в нем, потеряв себя, как личность. Эгоист не потерпит рядом с собой  человека с собственными взглядами, интересами, принципами или критично настроенного. Если же вы уверовали  в исключительность своего партнера, то не будете замечать, что вся ваша жизнь крутится вокруг него и его  желаний. Вот только хватит ли у вас  сил? [8. стр. 59-62]

 

Лечится ли эгоизм?

 

Можно ли перевоспитать эгоиста? Может быть, и можно, если он испытает сильное потрясение и поймет, что  вокруг него тоже живые люди со своими желаниями, чувствами, заботами и проблемами. Переделать взрослого человека практически невозможно, разве что он сам приложит все силы и старание. Так что, эгоистичный человек , боясь вас потерять и действительно полюбив, готов избавиться от эгоизма, рецидивы обязательно будут! Отсюда, можно сделать вывод- ситуация поддаётся лечению. [8. стр. 10-15]

 

 

Эгоизм - причина грехов.

 

         Правда ли то, что эгоизм является причиной всех грехов? Из книги Э.Ф.  Петрова, «Эгоизм: Философско-этический очерк», удалось выяснить, что эгоизм - грех излишнего обособления интересов и в то же время одна из тяжелейших форм нарушения гармонии в любви: повышенное самолюбие в сочетании с пренебрежением к другим. По сути, эгоизм - невежественная забота о себе. Руководствуясь примитивными представлениями о благополучии, эгоист нарушает практически все Нормы Разумного Бытия и, прежде всего, Любовь. Но дело в том, что относительное благополучие, достигнутое с нарушением Норм Разумного Бытия, недолговечно. Рано или поздно за неправедно достигнутое относительное благополучие придётся платить личными невзгодами, несчастной судьбой. Аккуратный в делах эгоист может быть чист перед законом, общественной моралью и собственной совестью. Но Бог воздаёт не по земным заповедям, не по земным законам и земной морали, а по Нормам Разумного Бытия. Если человек до своей смерти не успевает отработать в страданиях свои грехи, то остальное ожидает его в следующей жизни, где он будет страдать, не имея возможности догадаться, за что страдает. По сути, ради кратковременного и всегда неполноценного благополучия, а чаще всего лишь за его видимость эгоист щедро платит благополучием своего будущего, благополучием своих будущих жизней. Он умеет хорошо просчитывать экономическую целесообразность действий, но совершенно нерационален в целесообразности более высокого уровня, в которой материальная целесообразность представляет собой лишь один из составляющих элементов и в которой учитывается всестороннее благополучие предстоящей для перспективы. Незавидна судьба хронического неудачника, болезнями, нищетой, несчастьями и унижениями отрабатывающего своё былое эгоистичное преуспевание на чужих несчастьях в прошлой жизни. Является ли эгоизм естественным чувством? На ранних этапах эволюции, когда стали возникать многоклеточные организмы, произошло разделение на клетки, эволюционирующие в режиме полной самостоятельности и на клетки, эволюционирующие в единении друг с другом. Коллективное развитие позволило разделить между собой функции и обрести качества, недоступные одноклеточным. Из многоклеточных получились растения, животные, люди. Максимальное достижение обособленного развития - бактерии. На каждом этапе эволюции некоторые популяции идут по пути обособленного развития особей. Такие виды неизбежно деградируют и вырождаются в паразитов. Социальность - важный фактор эволюции. Наибольшее совершенствование всегда шло у социальных видов. Естественно, что и разум возник у социального вида. Единение, будучи необходимым условием выживания и развития, опытом огромного количества воплощений закрепилось в душе человека чувством нравственности. Нравственность обеспечивает мотивацию поведения, сообразного природе человека, как существа социального, как элемента общества. Там, где цивилизация не успела сломать естественные стереотипы поведения, нравственность сохранилась в своём изначальном состоянии. Поэтому нравственность людей, живущих в племенах и деревнях, удалённых от цивилизации, обычно достаточно выражена, правда, примитивна. [8. стр. 12-101]

Понятие явления

 

Рассмотрим некоторые  подходы к определению понятия  «эгоизм».

Эгоизм – (лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного эгоизма").  Эгоизм неправильно смешивать с таким понятием, как индивидуализм (лат. individuum – неделимое) - философско-этический принцип, утверждающий приоритет и автономию личности перед любой формой социальной общности, т.е. такая позиция или принцип, в соответствии с которыми интерес индивида (в редких случаях семьи) признается приоритетным по отношению к коллективному (групповому или общественному) интересу; а его благо, свобода и личностное развитие в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения. [6. стр. 153-166]

Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие поступки совершаются человеком…вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альтруизму, как «поведение, имеющее целью удовлетворение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличным ценностям». Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма. [6. стр. 201-223]

 

Структура явления

 

1.Чрезмерная индивидуалистическая ориентация.

Такая направленность эгоизма  заложена в самом жизненном принципе. Этика эгоизма, в отличие от этики  заботы, полностью игнорирует чувства  и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социальной, а этику эгоизма — антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной  личности отражают лишь ее собственные  потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все  свои познавательные способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивых, как правило, единственная реальность — лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, М. Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него». В итоге эгоизм предстает как крайняя форма индивидуализма. Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей. Подобное тотальное игнорирование благ и интересов окружающих обусловлены, с одной стороны, стремлением сделать собственное благо доминирующим, а с другой — обособленностью их самоконцепции, которая просто никак не связана с желаниями, чувствами других людей. Больше того, индивиды, преследующие только личные выгоды, обычно склонны не признавать или активно отрицать ценность партнеров, что облегчает осуществление собственных целей за счет окружающих. [6. стр. 32-49]

Информация о работе Философия эгоизма