Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 00:31, контрольная работа
В разных учениях субъект и объект познания трактуется по-разному. В материализме 17-18 веков объект рассматривается как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект как индивид, пассивного восприятия. Объект – позиция содержательности. В идеалистической системе субъект выступал как активное начало, под субъектом понималось имя индивидуальное сознание, объект в виде комбинации ощущений, либо как разум мировой – Бог. Существует теория субъективного познания: учение о 3 мирах. Первый является физический мир, вторым психический мир. Третий мир возникает в результате их взаимодействия: теоретические системы, проблемы, аргументы содержащиеся в книгах, журналах и т. д. (Поппер). Познание – это взаимодействие субъекта и объекта, поэтому познавательная деятельность ее результат содержит в себе и то и другое.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Объект познания………………………………………………………4
2.Субъект познания……………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………13
Однако философская интерпретация феномена надперсональной детерминации познавательного процесса может быть и радикально иной, персоналистической. Коллективный субъект познания здесь наделяется автономным и разумным существованием, приобретая черты абсолютного субъекта познания, как это было свойственно некоторым вариантам русской религиозной гносеологии Серебряного века, хотя подобную идею можно найти у неоплатоников в учении о Мировой Душе и даже у самого Платона.
Здесь индивидуальная познавательная деятельность человека рассматривается как часть деятельности Божественной Премудрости, в которой она укоренена и к слиянию с которой она в идеале стремится. Только в Абсолютном Субъекте познавательной деятельности (или в Абсолютном Сознании) объект и субъект оказываются тождественными, а не противостоят друг другу ни в онтологическом, ни в гносеологическом, ни в аксиологическом плане. Это как бы абсолютное и совершенное смыслобытие, где совпадают знание и существование, нравственный поступок и нравственная мысль. Одновременно наличием такого неявного «сверхсубъекта познания» объясняются и происхождение трансцендентальных структур субъективности, и тайна имманентной связности субъекта с объектом в многообразных познавательных усилиях человека, и взаимопонимание между самими людьми, и, наконец, идеальная цель когнитивных человеческих стремлений в целом.
Интересно,
что предположение о
Подытоживая различные трактовки субъекта познания, можно попытаться дать его общее определение, учитывающее вышеотмеченные аспекты: под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.
Литература