Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:43, реферат
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля, выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Введение
1. История развития информационно-технического общества
1.1 Становление информационного общества
1.2 История развития технического знания
2. Человек в информационно-техническом обществе
2.1 Основные концепции информационно-технического общества
2.2 Проблемы современного информационно-технического общества
Заключение
Список литературы
1) Техника является частью общей рационализации общества. Она покоится на деятельности исчисляющего рассудка.
2) Техника есть применение силы природы против самой природы.
3)
Применение техники
4)
Техника ставит на место
5) Применение силы природы против самой природы основано на знании, в конечном счете, научном знании.
6)
Применение техники имеет
1
Цит. по : Философия Мартина Хайдеггера
и современность-М. 1991 , с. 143
7) Если животное находит уже данную среду и живет в ней, человек посредством техники выводит эту среду за собственные границы в беспредельность.
8)
Эта среда, выведенная в
9)
Этот, созданный техникой, искусственный
мир в свою очередь
2.2 Проблемы современного информационно-технического общества
Как это ни печально, но вещественные и энергетические ресурсы иссякают. Уже есть обоснованные расчеты, на сколько сможет хватить в обозримом будущем не возобновляемых ресурсов. Но есть один ресурс, который стремительно возрастает - интеллектуальный, информационный и прежде всего ресурс научно-технического знания, образованности, информированности людей. Опираясь, главным образом, на этот ресурс, включая и духовно-нравственное богатство, человечество в состоянии
преодолеть назревающую глобальную нестабильность и выйти к новым горизонтам истории.7
Создавая «техносферу», человечество теснит природу, антропогенное воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие урожаи оказывается непомерно высока. Видимо, не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть благо.
Сначала человек зависел от природы и зависимость эта была растительно-животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой природы, технически-машинная зависимость. В этом вся мучительность проблемы. Организм человека был приспособлен к старой природе. Это было приспособление растительно-животное. Но человек совсем еще не приспособился к той новой действительности, которая раскрывается через технику и машину, он не знает, в состоянии ли будет дышать в новой электрической и радиоактивной атмосфере, в новой холодной, металлической действительности, лишенной душевной теплоты. "Мы совсем еще не знаем, на сколько разрушительна для человека та атмосфера, которая создается его собственными техническими открытиями и изобретениями".
Нобелевский лауреат К. Лоренц еще четверть века назад обозначил восемь «смертных грехов» цивилизованного человечества, называя среди них перенаселенность планеты, опустошение жизненного пространства, безудержный рост производства и потребления, разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между молодым и старшим поколением, научное доктринерство, в частности, бихевиористскую доктрину, ядерное оружие.
Все это по-новому заставляет взглянуть на понятие качества жизни человека как интегральный показатель уровня развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации жизнь человека, в основном, не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, все более и более маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых и политиков.
Рост числа техногенных катастроф, отказ, казалось бы самой надежной, космической техники и т.п., заставляет еще раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Не зря, практически во всех современных цивилизациях, набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.
Сторонники фундаментализма готовы железной рукой загнать человечество в рай, устроенный по их представлениям на основе тоталитарной идеологии. Парадокс этого явления состоит еще и в том, что отвергая многие ценности современного мира: демократию, либерализм, автономию личности и т.д., фундаменталисты охотно воспринимают и берут на вооружение все технике-технологические достижения компьютерной революции.
7
Философские проблемы научно-технической
революции. Под ред. А.Ф.Файзуллаева. Т.,
«Фан», 1997.
8 Бердяев Н. Человек и машина. / Вопросы философии №2. 1989.
Когда-то одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна спросили: чем будут сражаться в третьей мировой войне. Он ответил, что не знает, чем будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой войне будут сражаться дубинами. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых процессов и явлений.
При всех успехах науки и техники, технологий - главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества.
Таким образом, общество - это сложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил - природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории и не может быть предсказано с абсолютной точностью.
Общество
- вероятностная система, в ходе развития
которого реализуются далеко не все потенциальные
возможности, а непредсказуемость многих
событий является общей закономерностью.
Есть основания полагать, что мировая
цивилизация в целом находится на рубеже,
когда необходимо определять новые горизонты
развития с целью неотложного решения
глобальных проблем современности. Это
заставляет по-новому взглянуть на процессы
взаимодействия культур и цивилизаций,
религий и моральных учений, политических
и экономических концепций. Человечество
способно выжить, развиваться и эволюционировать
при исключении насилия как пути решения
всех проблем общества и обеспечения права
каждого человека и биосферы в целом на
существование в соответствие с их сущностью.
Заключение
Сейчас неопределенность, нестабильность и неуверенность являются пожалуй самыми общераспространенными характеристиками нашего бытия. Перед страной все еще остается открытым вопрос о выборе исторического пути. Общество постепенно пробуждается от мутных чар, и перед ним встают во всем объеме необъятные по сложности проблемы. В нашей стране до сих пор не решены жилищный и продовольственный вопросы, снабжение населения промышленными товарами, проблемы транспорта и связи, проблемы технологического прогресса и социального обновления. Процесс демократизации общества, разгосударствление экономики, утверждение новых форм собственности, развитие индивидуальной инициативы находятся в начальной стадии. Возникают и утверждаются новые политические партии и общественные организации. В этих условиях вопрос о том, превратится ли наше общество в информационное или индустриально-информационное, приобретает особый смысл и звучание. Сейчас далеко не все даже среди специалистов в области информационной технологии до конца понимают важность его решений.
Для каждой эпохи характерно свое философское видение мира, свое понимание и ориентация философии. Конец XX - начало XXI в. Должны стать эпохой утверждения новых технологий в сфере производства, быта, общественной организации, политики, общения и культуры. Философия, соприкасающаяся с современностью и размышляющая над ней, все большее внимание должна уделять этой стороне человеческой деятельности. И этим определяется место философии в технологии и духовой жизни общества.
Решение того, пойдет ли общество по пути информационной демократии или информационного тоталитаризма будет зависеть от сознательного и целенаправленного выбора. Поэтому-то философский анализ и осознание глубинных процессов и природы информатизации общества и новой информационной цивилизации - важнейшая предпосылка исторически значимого, судьбоносного выбора, перед которым стоит человечество на пороге нового тысячелетия.
Техника
может и должна служить базой
для гуманизации технической
деятельности, для использования современных
наукоемких технологий к качестве средства
реабилитации и сохранения естественной
среды и освобождения человека от тяжелого,
рутинного, нетворческого труда. Быстрое
развитие информационных технологий большие
возможности повышения интеллектуального
потенциала для каждого человека. В этом
коренится возможность совсем иначе вписать
технику в социально-культурный контекст,
видоизменить само содержание технологии,
соединить профессиональное, технологизированное
мастерство с индивидуальным творчеством,
гармонизировать и гуманизировать научно-технический
прогресс.
Список литературы
1. Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И.Ракитова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
2. Фролов И.Т. Философский словарь Москва. Политиздат. 1991.
3. Вопросы философии №3, 2001. Л.Д.Рейман «Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении».
4. Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек. М., 1988.
5. Абдеев Р.Ф.
Философия информационной
6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991.
7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
8. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. XV Всемирный конгресс. Изд-во «Наука», 1981.
9. Князев В.П. Человек и технология. Киев, 1990.
10. Философия. Естествознание. НТР / Ред. Ю.В.Сачков и др. - М.: Прогресс, 1986.
11.
Философские проблемы научно-
12. Бердяев Н. Человек и машина. / Вопросы философии №2. 1989.
Информация о работе Человек в информационно-техническом мире