Значение зрения в психическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Нарушения зрения разделяются на группы по следующим критериям: время поражения(врожденные и приобретенные), характер протекания (прогрессирующие и непрогрессирующие), степень нарушения зрительной функции (слепые и слабовидящие).
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Работа содержит 1 файл

Значение зрения в психическом развитии ребенка.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Развитее  в кругу семьи

Важно, чтобы  ребенок постоянно участвовал в  повседневных занятиях семьи. Это поможет  ему получить представление о  том, как, когда и каким образом  происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.

Развитию независимости  от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.

Физическое  развитие

Отставание слепого  или слабовидящего ребенка в  двигательном развитии сказывается  и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.

Физические  упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного  телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.

Незрячим малышам  ясельного возраста рекомендуется  гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).

Развитие  навыов самообслуживания

Умение обслужить  себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.

Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.

Развитее  в обществе.

Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря  помощи близких. Пора расширять жизненное  пространство, получать свежие впечатления  о мире, открывать новые возможности  общения. Но как определить, что такой  момент настал? Своеобразным «тестом» на готовность к социальному контакту с другими людьми становится… улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее - доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям.

Социализация  включает в себя развитие эмоциональных  связей, общение с окружающими  людьми. И естественно, незрячий малыш  должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении), и в школе (в большинстве случаев, специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, - то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться, главным образом, с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие незрячего ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится незрячему ребенку в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит ему почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо, или кого-либо опасаться. А возможно, научит «предвидеть» межличностный конфликт, от которого никто не застрахован.

Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии  со знакомыми и постороннми людьми и, наконец, умение ребенка вести  диалог - вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях, и наконец, брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И, напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы - так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.

Детский сад. Обучение. Работа

Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные  дошкольные учреждения, где для них  предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с  ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц

рук, ног и  спины, а также способствуют развитию мелкой моторики (например, занятия  лепкой из пластилина). Кроме того, для  малышей с глубокими патологиями зрения предназначены специальные

книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями  из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также  говорящие игрушки.

Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нерв-

ной системы (в  первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его  возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется.

Развитие слепого  ребенка дошкольного возраста очень  тесно связано с его обучением. Слепой ребенок не может самостоятельно овладеть всеми необходимыми ему знаниями об окружающем мире. 
 
Библиотека для слепых - спутник незрячего человека на протяжении всей его жизни, важная часть среды его социализации. И логичной кажется организация при специальной библиотеке группы подготовки детей к восприятию системы Брайля, своего рода центра ранней реабилитации, так как первостепенной задачей такого центра ставится не только и не столько обучение ребенка чтению и письму, сколько адаптация его к учебному процессу : обогащение сенсорного опыта, развитие ориентационных и коммуникативных навыков, расширение кругозора, словарного и понятийного запаса, стимуляция интеллекта, становление самостоятельности мышления. Адаптационно-учебный процесс включает в себя индивидуальные и, что очень важно для детей на этом этапе развития, коллективные занятия. Группы формируются по результатам собеседования и тестирования индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также их психологической совместимости. Индивидуальные занятия посвящаются развитию осязания, мелкой моторики и навыков ориентирования. Коллективные занятия способствуют приобретению навыков общения в совместной деятельности: совместные игры с целью получения общего результата, развитие монологической и диалогической речи, развитие навыков поведения на занятиях. Важно не просто научить детей правильно накалывать точки, знать их нумерацию и местоположение, распознавать их на колодке или брайлевской бумаге, но научить их понимать значения слов, понятий и явлений, обозначаемых этими словами и предложениями. В отдельных случаях развитие незрячего дошкольника идет замедленными темпами до тех пор, пока он не выработает собственных приемов и методов компенсации слепоты. Поэтому одной из задач центра ставится ознакомление ребенка с различными компенсаторными приемами.

 
 
Посещая центр ранней интервенции  при библиотеке, ребенок с первых лет жизни органично вписывается  в информационный мир, с которым  ему в дальнейшем придется постоянно  сталкиваться: подбирать книги для  домашнего чтения, учебники для школы, литературу из различных областей знания для написания рефератов, дипломов и диссертаций. Специальной библиотеке, изначально имеющей обширный фонд документов альтернативных и обычных форматов, проще, чем специальному учебному заведению, производить отбор литературы для обеспечения учебного процесса и после букварного чтения репродуцированными изданиями. В настоящее время проявляется тенденция расширения функций специальных библиотек для слепых, они становятся не только центрами информации, но и реабилитации, а также усиливают издательскую политику. Мини-издательские комплексы, оснащенные, в частности, брайлевскими принтерами, не просто позволяют издавать малыми тиражами необходимые для обучения и закрепления навыков чтения документы, но и привлекать детей к процессу создания книг, знакомить их с работой на компьютере с помощью адаптивных технологий. Библиотека регулярно проводит опросы - выявление читательских интересов своих пользователей, что также помогает отбирать литературу. Таким образом начинающие брайлисты для закрепления полученных знаний обеспечиваются не формально подобранными, а действительно интересными для них, отвечающими различным уровням развития и изданными в соответствии с международными стандартами и рекомендациями текстами. 
 
Важную роль в успешном овладении знаниями и навыками чтения и письма играет положительная мотивация: в библиотеке дети имеют возможность встретиться с опытными брайлистами, хорошо реабилитированными взрослыми людьми и молодежью, достигшими существенных успехов в овладении повседневными и профессиональными знаниями и навыками.  
Одной из форм работы центра ранней интервенции при библиотеке является консультационная помощь родителям незрячих детей, для чего приглашаются опытные специалисты тифло-психологи. Практически все родители испытывают трудности в обучении и воспитании детей с нарушенным зрением, поэтому им очень нужна педагогическая литература и консультации специалистов. И здесь им на помощь приходит специальная библиотека, располагающая базами библиографических и фактографических данных по проблемам обучения и воспитания незрячих детей, об учреждениях и службах, занимающихся проблемами детей - инвалидов.  
 
Мнения специалистов тифлопсихологов и тифлопедагогов в отношении раннего обучения детей системе Брайля не однозначны. Многие считают, что обучение - прерогатива специального школьного образования. Встает вопрос, что будут делать дети, знакомые с системой Брайля, на занятиях, когда их одноклассники только начнут осваивать первые буквы. Почему-то подобный вопрос не беспокоит учителей при обучении зрячих детей в обычных общеобразовательных школах, более того от зрячего ребенка, поступающего в первый класс требуется умение читать и писать. Поступая в школу, дети попадают в новые для них условия, в окружение большого количества незнакомых людей, и прежде, чем ребенок сможет привыкнуть, втянуться в учебный процесс пройдет много времени, которое будет потеряно собственно для получения знаний. Пройдя дошкольное обучение, имея навыки общения со сверстниками и взрослыми педагогами и инструкторами, ребенок проще адаптируется к учебному процессу в новых для себя условиях. Впрочем библиотека и не претендует на то, чтобы подменить собой специальное образовательное учреждение, но чувствуя свои реальные возможности, она видит свою роль в процессе обучения особых детей и призывает тифло-психологов и тифлопедагогов объединить усилия для обеспечения оптимальных условий адаптации таких детей к окружающей их действительности, в частности к учебному процессу и самостоятельному поиску необходимой информации.

Список используемой литературы:

 
1. Астапов В.М. Введение в дефектологию  с основами нейро- и патопсихологии /В.М.Астапов. – М.: Международная  педагогическая академия, 1994.

 
2. Земцова М.И. Учителю о детях  с нарушением зрения/М.И.Земцова. – М., 1973.

 
3. Трудности развития у детей:  виды, характеристика, коррекционные  подходы: Учебное пособие / Под  ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск:  Изд-во ИГПУ, 2002.

4. Интернет

Информация о работе Значение зрения в психическом развитии ребенка