Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:33, лекция

Описание работы

Невозможно разобраться в проблемах и затруднениях ребенка без понимания семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания.

Работа содержит 1 файл

Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения.docx

— 26.41 Кб (Скачать)

Взаимодействие  с родителями как  фактор предупреждения  
и преодоления школьной дезадаптации

Невозможно  разобраться в проблемах и  затруднениях ребенка без понимания  семейного контекста его жизни. Контекстом, определяющим возможность  возникновения школьной дезадаптации ребенка, тех или иных нарушений в его личностном развитии, является семья как система внутрисемейных отношений и семейного воспитания. Анализ результатов психодиагностики готовности детей к школьному обучению, мониторинга процесса адаптации первоклассников к школе показывает, что среди причин "трудной" адаптации, стойкой дезадаптации первоклассников на первый план выходят: социальная и педагогическая запущенность на предыдущих этапах развитии, длительная и массивная психическая депривация тех или иных потребностей ребенка в семье, эмоциональные расстройства и соматическая ослабленность вследствие конфликтных отношений в семье и неверного стиля воспитания. 
Основные тенденции развития образования в Республике Беларусь в настоящее время актуализируют проблему взаимодействия педагогов, психологов, родителей, повышение роли семьи как фактора социализации и педагогического субъекта в едином пространстве развития ребенка. 
Активно распространяется модель "открытого" образовательного учреждения (детского дошкольного учреждения, школы прежде всего), предусматривающая реализацию принципов сотрудничества, личностно-развивающего, проблемного и деятельностного подходов. 
В стратегии взаимодействия с семьей ныне востребованы следующие идеи:

  • оптимистическая гипотеза, вера в силы педагогического коллектива и способности семьи и отдельной личности при помощи специалистов разрешить сложные жизненные ситуации;
  • гуманно-личностный подход к детям, защита их прав и интересов как приоритет любой деятельности взрослых;
  • партнерство, взаимное уважение и доверие всех субъектов взаимодействия;
  • системность, преемственность, дифференциация и интеграция педагогических инициатив в работе с родителями;
  • проблемно-ориентированный анализ социальной ситуации развития ребенка и свобода выбора способов решения проблемы, содержания, форм и методов работы с родителями.

На  любом этапе возрастного развития детей образовательное учреждение и его психолого-педагогическая служба решают следующие задачи во взаимодействии с семьей:

  • Диагностика семьи, изучение условий и факторов развития ребенка в семье.
  • Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения, его целях, задачах, программах обучения и воспитания, ходе и результатах педагогического процесса.
  • Психолого-педагогическое просвещение, обучение и воспитание родителей, развитие их родительской компетентности.
  • Включение родителей в совместную с педагогами и детьми деятельность, создание детско-взрослых форм общности.
  • Развитие инициативы и субъектной позиции родителей, помощь в создании и организации деятельности общественных формирований родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь в коррекции факторов семейного воспитания, неблагоприятных для развития ребенка.

В начале школьного обучения, в 1-ом классе и  всего периода начальной школы, у педагогов и психологической  службы есть достаточно много возможностей и шансов наладить эффективное взаимодействие с семьей, привлечь родителей к  психолого-педагогическому сопровождению  адаптации детей к школе. 
Приоритетными для педагога-психолога являются следующие задачи:

  • установление доброжелательного контакта, создание доверительных отношений с родителями, которые являются залогом того, что со своими проблемами, сомнениями и вопросами родители пойдут в школу и к психологу, своими наблюдениями честно поделятся;
  • повышение психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития;
  • принятие родителями на себя определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе.

Если  этого удалось добиться, можно  рассчитывать на сотрудничество с родителями в решении проблемных для ребенка  ситуаций. 
Что же касается форм работы, они могут быть как традиционными (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации), так и сравнительно новыми (родительские клубы, социально-психологические тренинги, психолого-педагогический театр). 
В начале школьного обучения в 1-ом классе собрания и встречи желательно проводить регулярно – примерно раз в месяц, обсуждая с родителями трудности адаптационного периода, рассказывая о формах поддержки ребенка, оптимальных домашних формах решения школьных проблем и т.д.  
В содержательном отношении круг обсуждаемых вопросов во взаимодействии с родителями может быть весьма разнообразен. Приведенная в ч.1 методического пособия тематика консультаций для родителей (или выступлений на родительских собраниях) может быть дополнена и/или изменена в соответствии с запросом родителей и/или психолого-педагогической модели взаимодействия с семьей, которой придерживается педагогический коллектив и педагог-психолог. 
Одним из элементов содержательного взаимодействия с родителями (в ходе собраний, консультаций, письменного общения и т.д.) является разработка рекомендаций, памяток для родителей (пример таковых см. в приложении № 4). 
Ярким примером интеграции образовательного процесса, основанным на сотрудничестве педагога и психолога с родителями, является родительский клуб. Основными целями создания и организации деятельности родительского клуба являются повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для эмпатийно-личностного общения между членами семьи, формирование установки на сотрудничество со школой в целях успешного обучения, воспитания и развитие личности ребенка. Проведение заседаний родительского клуба предполагает решение сразу нескольких задач, исходящих из функций клуба: просветительской, прогностической, диагностической, консультативной, развивающей, коррекционной. 
Просветительская функция заключается в знакомстве с теоретическими основами психологии и педагогики, углубление и систематизация знаний о закономерностях развития ребенка. 
Прогностическая функция направлена на прогнозирование детско-родительских отношений, влияющих на социализацию ребенка, его адаптацию в школьной среде, становление позиции школьника. 
Диагностическая функция позволяет объективно оценивать и осмыслять имеющуюся семейную ситуацию развития ребенка, условия его воспитания в семье, направлена на более глубокое понимание родителями собственного ребенка. 
Развивающая функция предполагает помощь в развитии разнообразных умений, важных во взаимодействии с детьми, помощь в развитии самого ребенка. 
Коррекционная функция направлена на изменение неэффективных родительских установок в воспитании ребенка. 
Консультативная функция предполагает следующее:  
1) укрепление уверенности родителей в их собственных возможностях; 
2) помощь в установлении теплых отношений в семье;  
3) обеспечение безопасной атмосферы, в которой родители могут работать с собственными внутриличностными проблемами и проблемами, касающимися отношений с детьми и своей родительской роли. 
Методы, используемые в работе клуба:

  • экспресс-диагностика эмоциональных состояний, знаний, отношений и ценностей родителей;
  • лекции и сообщения специалистов по заявленным темам (педагог-психолог, логопед, врач, музыкальный работник и др. специалисты);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах;
  • методы социально-психологического и педагогического тренинга: дискуссионное обсуждение различных психологических проблем и педагогических ситуаций, психогимнастика, игровое моделирование, игры и упражнения разной направленности, психологические этюды;
  • обмен опытом в воспитании детей;
  • анализ продуктов деятельности детей, результатов педагогической и психологической диагностики.

    Психолого-педагогическая диагностика в  работе с семьёй

    На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и  воспитывается ученик.    

    Ведь семья  – это персональная среда жизни  и развития ребенка, качество которой  определяется рядом параметров:

    •         социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

    •         социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

    •         технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

    •         демографический (определяется структурой семьи).  

    Задачи  семейного воспитания:

    Какую бы сторону  развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его  эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного  воспитания:

    •         гармоническое развитие ребенка;

    •         забота о здоровье детей;

    •         помощь в учении;

    •         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

    •         помощь в социализации личности и ее самореализации;

    •         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

    •         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

    •         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

    •         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

    •         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.   
     

    Функции взаимодействия  школы и семьи:

    Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая  и квалифицированная помощь со стороны  школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально  полного использования воспитательного  потенциала семьи можно успешно  решать проблему развития личности школьника.         

    Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен  на активное включение родителей  в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.      

    К главным  функциям взаимодействия школы и  семьи относятся:

    •         информационная;

    •         воспитательно-развивающая;

    •         формирующая;

    •         охранно-оздоровительная;

    •         контролирующая;

    •         бытовая

    Задачи  взаимодействия:

    •         формирование активной педагогической позиции родителей;

    •         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

    •         активное участие родителей в воспитании детей

    Методы  диагностики:

    Сотрудничество  с родителями нельзя выстраивать  «на глазок» или ориентироваться  только на интуицию. Необходимо изучать  семью ученика, что позволит классному  руководителю ближе познакомиться  с ним, понять его поведение и  мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить  воспитательные возможности семьи.     

    При этом учитель  может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

    •         наблюдение;

    •         беседу;

    •         тестирование;

    •         анкетирование;

    •         деловые игры;

    •         материалы детского творчества и творчества родителей  

    Психолого-педагогическая диагностика 
    в работе классного руководителя с семьей

    Изучение семьи  дело тонкое, деликатное, требующее  от педагога проявления такта в общении  и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать  следующие правила:

    •         Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

    •         Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

    •         Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

    •         Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении   

    Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение  целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой 
    диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

    •         Что я хочу получить в результате диагностики?

    •         Как я буду работать с полученным материалом?

    •         Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

    Виды  диагностики:

    В зависимости  от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

    •         предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

    •         оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

    •         итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).     

Информация о работе Взаимодействие с родителями как фактор предупреждения и преодоления школьной дезадаптации