Возрастные особенности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:52, доклад

Описание работы

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?

Работа содержит 1 файл

Возрастные особенности подростков.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
  Возрастные  особенности подростков.  

     Подростковый период  – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдёшь…, направо пойдёшь …». В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток? 

     Подростковый возраст уникален и своеобразен, поэтому родитель, как никто другой, может помочь подростку. Может быть, поэтому именно родители подростков чаще всего обращаются за помощью к психологу. 

Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения  в своём ребёнке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности. И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и  в то же время стремятся к нему, мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения. 

     Таким  образом, родители хотят получить  помощь самим себе, но не видят  необходимости в оказании помощи своему ребёнку и своей роли в этом. Поэтому первоочередная задача родителей – переориентироваться от стремления получения помощи к оказанию помощи своему ребёнку в достаточно сложный для него период. Как это можно сделать? Как образом её оказывать и какие основные направления помощи подростку избрать?  

     Для  подростка важно абсолютное принятие  самого себя при достаточно  полном знании себя, так и принятие  других людей вне зависимости  от пола, возраста, культурных особенностей  и т. п. Однако известно, что в подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счёт быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуальном развитии, мышлении и т. п.

     Это  может сопровождаться снижением  самооценки, нарушением телесного самовосприятия, некоторым повышением тревожности. Поэтому особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями через удовлетворение потребности в любви и принятии. Соответственно, перед родителями встаёт задача полного удовлетворения этой потребности, причём для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям.  

     Для  подросткового возраста характерен  резкий рост рефлексии (отражение  внутреннего состояния чувств). Одним из важнейших условий для этого является удовлетворение потребности в самораскрытии.

     Внутренний  мир подростка очень хрупок, является  для него некоторым интимным  таинством. Отсюда вытекает выраженная  защита подростками своего внутреннего мира, в особенности от взрослых. Подросток должен иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросу по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.  

     Подростковый  возраст очень важен, поскольку  новообразованием именно этого периода является личностное самоопределение – умение подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Главная задача родителей – способствовать становлению зрелой самостоятельности. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка, это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и подростками, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности. 

     Подводя  итоги, ещё раз отметим, что  подростковый возраст представляет родителям последнюю возможность для налаживания эмоционального контакта со своим ребёнком. Необходимо, чтобы родители воспользовались такой возможностью, иначе их родительство потеряет всякий смысл и позднее явится причиной разного рода страданий: чувства одиночества, отчаяния из-за того, что поздно что-либо изменить.   

Особенности развития детей подросткового  возраста.

Ведущая деятельность:

Социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: 

учение;

общение;

общественно-полезная деятельность.

Центральные новообразования: 

абстрактное мышление;  

переоценка ценностей;

устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые               от случайных влияний;

самосознание  – подросток начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их, как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.

Набор правил общения с  подростком

1.      Не вмешивайтесь в дела подростка, если видите, что он должен справиться сам.

2.      Помогите подростку, когда он хочет вашей помощи.

3.      Постепенно снимайте заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и оставляйте их для самостоятельного решения.

4.      Позвольте своему ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).

5.      Не стесняйтесь сказать подростку о своих отрицательных переживаниях, вызванных его поведением.

6.      Говорите о своих переживаниях, а не о его поведении, говорите от первого лица.

7.      Помните, что это еще в некоторой степени ребенок, и не требуйте от него невозможного.

8.      Не приписывайте эмоциональные проблемы своего ребенка, но демонстрируйте их активное слушание и понимание. 

Цели  оргпериода

В первые дни для  вожатых важно:

Запомнить имена  всех детей 

Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление  лидеров, аутсайдеров.

Выявить интересы детей 

Сплочение коллектива

Выработать стиль  общения и поведения с детьми отряда

Предъявление  ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)

Выстроить работу с напарником

Ознакомление  детей с содержанием смены, корректировка  плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

Для детей важно:

Познакомиться с отрядом 

Ориентироваться в лагере

Чувствовать себя комфортно 

Почувствовать себя нужным

Определение места (статуса) в коллективе;

Узнать план смены 

Ориентироваться в режимных моментах

Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.

Задачи  оргпериода

познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный  настрой;

предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;

узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить  лидеров, организаторов в детском  коллективе;

познакомить детей  с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений  и пожеланий ребят.

     В  организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.

Цели  и задачи организационного периода в отношении  ВДК:

Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности

Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере

Создать предпосылки  для создания команды из временного детского коллектива

Ускорить первичные  процессы формирования коллектива

Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе  

Бывает психологическая  адаптация, бывает биологическая.

Стадии  биологической адаптации:

Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается  к новым условиям.

Сопротивляемость  организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка

Истощение, это  когда адаптация прошла совсем плохо :( но, такое редко встречается... :)

 
Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:

Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.

Организация быта и режима лагеря.

Познакомить детей  друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление  лидера)

Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические...

Создать атмосферу  комфорта и уюта.

Познакомить детей  с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)

Приучить детей  к выполнению санитарных норм и техники  безопасности (нарисовать, что можно  и что нельзя делать в лагере).

Организационно  оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.

Сформировать  у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с  общелагерным планом смены.

Старт коллективному  творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.

Создать у детей  позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных  мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.

Выборы органов  самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)

Принять законы и правила отряда

 
Возможные отрядные дела оргпериода

Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).

Игры на выявления  лидера ('Лидер' и др.).

Игры на сплочение  коллектива ('Взаимодействие' и др.).

Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).

Игры на выявление  творческих способностей: работа в  микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).

Анкетирование.

Знакомство с  лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.).

и другое...

Ожидаемые результаты оргпериода

знакомство детей  с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;

выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);

знакомство ребят  друг с другом, со вожатыми в отряде;

начало формирования отряда как коллектива,

формирование  групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;

формирование  представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);

выявление лидеров, включение их в работу органов  самоуправления (ЧТП);

сплочение коллектива;

адаптация ребят  к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;

создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);

дать возможность  детям проявить себя, самоутвердиться  в разнообразной деятельности;

поддержание позитивного  эмоционального подъема;

Формирование  чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

Создание благоприятного эмоционального настроя;  

     Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.

 
Адаптация к новым  условиям жизни може включать

знакомство  ребят в отряде

визитки

огонёк знакомства

газета «Это мы» 

таблички дежурств на палаты

план кроватей для вожатого

КТД «творческое  объединение тёзок». (Нужно научить уважать имена, не допускать прозвищ)

создание  комфортных условий  для каждого ребёнка

встречки и  другие сюрпризы

игры на контакт  и доверие 

легенды

традиции 

ритуалы

тайны

надпись приветствия  детей по заезду

приветственная  газета с письмами и пожеланиями ребят из прошлой смены

знакомство  с условиями лагеря

экскурсия по территории

знакомство с  хозяйственным и педперсоналом 

демонстрация  принятых норм поведения  и быта

предъявление  ЕПТ 

знакомство с  режимом дня 

хоз. сбор

знакомство с техникой безопасности

законы лагеря

личный пример вожатого

индивидуальные  беседы

отношения в  педколлективе 

уборка территории

дежурство по палатам, столовой, территории

утренняя линейка 

утренний информационный сбор отряда.

Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне.

раскрытие и развитие возможностей ребёнка

определение интересов  и способностей каждого ребёнка 

анкеты для  детей или для родителей 

наблюдение 

огонёк «Моё хобби»

КТД «Живая анкета»

игры на выявление  интересов 

старт коллективного  творчества

знакомство с  кружками

много КТД в  разных направлениях

Информация о работе Возрастные особенности подростков