Возрастные характеристики младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.
Принято выделять три периода:
Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),
Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),
Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).

Работа содержит 1 файл

ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРВАСТА.docx

— 55.09 Кб (Скачать)

 

 а) так хотят мои  родители;

 б) мне нравится учиться;

 в) я чувствую себя  взрослым;

 г) я люблю хорошие  отметки;

 д) хочу получить  профессию; 

 е) у меня хорошие  друзья.

 

2. Самое интересное на  уроке...

 

 а) игры и физкультминутки; 

 б) хорошие оценки  и похвала учителя;

 в) общение с друзьями;

 г) ответы у доски; 

 д) познание нового  и выполнение задания; 

 е) готовиться к жизни.

 

3. Я стараюсь учиться  лучше, чтобы...

 

 а) получить хорошую  отметку; 

 б) больше знать и  уметь; 

 в) мне покупали красивые  вещи;

 г) у меня было  больше друзей;

 д) меня любила и  хвалила учительница; 

 е) приносить пользу, когда вырасту.

 

4. Если я получаю хорошую  отметку, то мне нравится, что...

 

 а) я хорошо все  выучил(а);

 б) в дневнике стоит  хорошая отметка; 

 в) учительница будет  рада;

 г) дома меня похвалят;

 д) смогу побольше  поиграть на улице;

 е) я узнаю больше  нового. Спасибо!"

Обработка результатов

 

 Каждый вариант ответа  обладает определенным количеством  баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется  в предлагаемом ответе (таблица  ниже). Варианты ответов Кол-во баллов 1 ответ Кол-во баллов 2 ответ Кол-во баллов 3 ответ Кол-во баллов 4 ответ

а) 0 1 2 5

б) 5 2 5 2

в) 3 3 0 3

г) 2 0 1 0

д) 4 5 3 1

е) 1 4 4 4

 

 

 Баллы суммируются  и по оценочной таблице 6 выявляется  итоговый уровень мотивации.

 

Таблица. Уровни мотивации Кол-во баллов № 1 Кол-во баллов № 2 Кол-во баллов № 3 Кол-во баллов № 4 Сумма баллов итогового уровня мотивации

1 5 5 5 5 17 - 20

2 4 4 4 4 13 - 16

3 3 3 3 3 9 - 12

4 2 2 2 2 5 - 8

5 0 - 1 0 - 1 0 - 1 0 - 1 6 - 4

 

 

I - очень высокий уровень  мотивации с выраженным личностным  смыслом, преобладанием познавательных  и внутренних мотивов, стремлением  к успеху;

II - высокий уровень учебной  мотивации;

III - нормальный (средний)  уровень мотивации;

IV - сниженный уровень  учебной мотивации;

V - низкий уровень мотивации  с выраженным отсутствием у  ученика личностного смысла.

 

 Для оценки эффективности  образовательного процесса на  этапе тестирования первоклассников  определяются следующие показатели:

- количество учащихся, уровень  учебной мотивации которых характеризуется  как очень высокий;

- количество учащихся, уровень  учебной мотивации которых характеризуется  как высокий;

- количество учащихся  с нормальным уровнем учебной  мотивации;

- количество учащихся  со сниженным уровнем учебной  мотивации;

- количество учащихся  с низким уровнем учебной мотивации.

 

 Все названные показатели  необходимо выразить в процентах  от общего числа обследуемых  детей. Полученные процентные  показатели информируют педагогов  о начальном уровне учебной  мотивации у детей, начинающих  школьное обучение, и являются  отправной точкой в отслеживании  динамики развития мотивации  учения на последующих возрастных  этапах.

E-mail:iemcko@ya.ru

 

 

 

 

Пути повышения мотивации  обучения учащихся

 

Вопрос о мотивации  учения есть

 

вопрос о процессе самого учения.

 П.Я. Гальперин

 

 

 

В настоящее время в  современной школе достаточно остро  стоит задача повышения эффективности  педагогического процесса. И я  задалась вопросом: как сделать учебный  процесс более эффективным?

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и  родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а  желания нет”. В этих случаях  мы встречаемся с тем, что у  ученика не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению.

 

Учителя знают, что школьника  нельзя успешно учить, если он относится  к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности  к ним. Поэтому перед школой стоит  задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации  к учебной деятельности с целью  повышения эффективности учебного процесса.

 

Проблема мотивации исследуется  достаточно широко. Но, несмотря на большое  количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов  к изучению особенностей мотивации  учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

 

Наблюдение за работой  учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят  из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все  то, что рекомендует учитель.

 

Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких  случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания  со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что  в первый же день пребывания в школе  ученик узнает, что теперь он не может  вести себя так, как раньше: ему  нельзя встать тогда, когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется  это сделать, и т.д. В таких случаях  у учеников постепенно формируется  страх перед школой, страх перед  учителем. Учебная деятельность радости  не приносит. Это сигнал неблагополучия.

 

Даже взрослый человек  не может длительное время работать в таких условиях. Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте  себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс.

 

Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго  не выдерживает и меняет место  работы. Учитель должен постоянно  помнить, что человек не может  длительное время работать на отрицательной  мотивации, порождающей отрицательные  эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в  начальной школе у некоторых  детей уже в начальной школе  развиваются неврозы.

 

Тысячекратно  цитируется  применительно   к  школе  древняя  мудрость:  можно   привести  коня  к  водопою,  но   заставить  его  напиться  нельзя.   Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

 

Как  же  пробудить  у  ребят   желание  "напиться"  из   источника  знаний?  В  чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она  развивается? Какие педагогические средства можно использовать для  формирования у учащихся мотивации  к получению знаний? На эти вопросы  я и попыталась для себя ответить. И сегодня хотела бы поделиться своими мыслями и интересными идеями со своими коллегами.

 

Итак, цель моей работы заключалась  в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации 

 

Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:

 

провести теоретический  анализ понятия о мотивах

 

изучить мотивационную сферу  учащихся

 

найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации

 

апробировать найденные  средства формирования и повышения  учебной мотивации

 

проанализировать достигнутые  результаты

 

наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирующий этап.

 

Теоретический анализ понятия  о мотивах, изучение видов мотивов  и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться.

 

На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое  мотив, какие бывают мотивы и какие  виды мотивов мне, как педагогу, необходимо формировать и развивать в  своих учениках.

 

Понятие о мотивах. Чтобы  правильно оценить действия ученика, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

 

Следует различать понятия  мотив и цель. Цель — это предвидимый  результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.

 

Мотив - это то, что побуждает  человека к действию.

 

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами  по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной  деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время  изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним  из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.

 

 

 

 

 

Возьмём познавательные и  социальные мотивы.

 

-познавательные мотивы  Они связаны с содержанием  учебной деятельности и процессом  ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют  об ориентации школьников на  овладение новыми знаниями, учебными  навыками. Определяются глубиной  интереса к знаниям: новым занимательным  фактам, явлениям, к существенным  свойствам явлений, первым дедуктивным  выводам, к закономерностям и  тенденциям, к теоретическим принципам,  ключевым идеям и т. д. Познавательные  мотивы отражают стремление школьников  к самообразованию, направленность  на самостоятельное совершенствование  способов добывания знаний.

 

-социальные мотивы Они  связаны с различными видами  социального взаимодействия школьника  с другими людьми. Например: стремление  получать знания, чтобы быть полезным  обществу, желание выполнить свой  долг, понимание необходимости учиться,  чувство ответственности. При  этом велико значение мотивов  осознания социальной необходимости,  долга и ответственности, стремления  хорошо подготовиться к выбору  профессии. Также к социальным  мотивам относятся и так называемые  позиционные мотивы, выражающиеся  в стремлении занять определенную  позицию в отношениях с окружающими,  получить их одобрение, заслужить  авторитет. Позиционный мотив  может проявляться в разного  рода попытках самоутверждения  — в желании занять место  лидера, оказывать влияние на  других учеников, доминировать в  коллективе и т.д. Мотивы социального  сотрудничества состоят в том,  что ученик не только хочет  общаться и взаимодействовать  с другими людьми, но и стремится  осознавать, анализировать способы  и формы своего сотрудничества  и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно  совершенствовать эти формы. Данный  мотив является важной основой  самовоспитания, самосовершенствования  личности.

 

 

 

 

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

 

Познавательные мотивы имеют  уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной  программы самосовершенствования).

 

Социальные мотивы могут  иметь следующие уровни: широкие  социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные  мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального  сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

 

Различные мотивы имеют неодинаковое проявление в учебном процессе.

 

Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения  задач, в обращениях к учителю  за дополнительными сведениями; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах учителю о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращении к учителю по поводу рациональной организации учебного труда, в реальных действиях самообразования.

 

Социальные мотивы проявляются  в поступках, свидетельствующих  о понимании учеником долга и  ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам  со сверстниками и в получении  их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — стремление к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о  том, что его побуждает, выстроить  мотивы по степени значимости; реально  действующие мотивы выражаются в  успеваемости и посещаемости, в развернутости  учебной деятельности и в формах ухода от нее, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной сложности  или в отказе от них.

 

Как мы видим, и познавательные, и социальные мотивы должны быть сформированы у детей для успешной учебной  деятельности. Но нужно стараться  повышать уровни этих мотивов, стремясь добиться самых высоких.

 

 

С. Л Рубинштейн отмечал: “для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать  поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне  принятыми им”, т.е. чтобы они  приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и  опорную точку в его переживании.

Информация о работе Возрастные характеристики младшего школьного возраста