Возрастная динамика речевого развития младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:15, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение возрастной динамики речевого развития младшего школьника.
Изучение возрастной динамики даёт возможность проследить те существенные изменения, которые происходят в развитии речи младших школьников в процессе систематического школьного обучения.
Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.
Предмет исследования: психологические особенности речевой деятельности учащихся 3 и 2 классов.
На наш взгляд, совершенствование речевой деятельности будет осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в начальной школе. Основными показателями существенных изменений речевой деятельности будут являться увеличение словарного запаса и развитие грамматических навыков у ребёнка.
Целью исследования дана возможность сформулировать следующие задачи исследования:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевой деятельности младших школьников.

2.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся первого класса.

3.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся четвёртого класса.

4.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию речевой деятельности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение 3

Глава I. Психологические основы речевой деятельности младших

школьников в отечественной и зарубежной психологии 6

1.Изучение проблемы речевой деятельности в отечественной и
зарубежной психологии . 6

2.Психологические особенности речевой деятельности младших
школьников 18

3.Отклонения в речевом развитии детей 29
Глава П. Эмпирическое исследование речевой деятельности детей

младшего школьного возраста (учащихся первых и

четвёртых классов) 35

1.Задачи и методы исследования 35
2.Анализ фактического материала 39
3.Психолого-педагогические выводы . 87
4.Психолого-педагогические рекомендации 89
Заключение 116

Список использованной литературы 118

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 66.44 Кб (Скачать)

Российская  Федерация ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ  ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И  ОСНОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАШИНИСТОВА АЛИНА ВЛАДИМИРОВНА

                   
                   
                  »

ВОЗРАСТНАЯ  ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

Выпускная квалификационная работа по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования»

 
 
 
 
 
 
Допущена к  защите Зав. кафедрой

                                 Научный руководитель^ (личная подпись) (личная подпись)

 
 
 
к. пс. наук, доцент Т.Г. Захарова к. пс. наук, доцент Т.Г. Захарова

(ученая степень,  звание, И.О.Фамилия) (ученая степень, звание, И.О.Фамилия)

i %> 2009 г.

 
 
Орёл - 2009

                                         

СОДЕРЖАНИЕ

 
 
Введение 3

Глава I. Психологические  основы речевой деятельности младших

    школьников  в отечественной  и зарубежной психологии 6

  1. Изучение проблемы речевой деятельности в отечественной и

зарубежной психологии . 6

  1. Психологические особенности речевой деятельности младших

школьников 18

  1. Отклонения в речевом развитии детей 29

Глава П. Эмпирическое исследование речевой деятельности детей

    младшего  школьного возраста (учащихся первых и

    четвёртых классов) 35

  1. Задачи и методы исследования 35
  2. Анализ фактического материала 39
  3. Психолого-педагогические выводы . 87
  4. Психолого-педагогические рекомендации 89

Заключение 116

Список  использованной литературы 118

Приложение  
 
 
 
 
 

                                                     ВВЕДЕНИЕ

       Одним из компонентов психологической  готовности к школьному обучению является интеллектуальная готовность ребёнка, в составе которой особое место занимает речевая готовность ребёнка к школе.

       Проблема  речевого развития младшего школьника  всегда была одной из самых актуальных в контексте проблем обучения. Успешное решение задач развития личности ребёнка невозможно без уделения должного внимания развитию его речи. На важность данного направления указывали такие выдающиеся психологи и педагоги, как C.Л. Рубинштейн, Л.C. Выготский, В.А. Крутецкий, В.В. Зеньковский и многие другие. По данным статистики, 30-40% детей приходят в первый класс массовой школы не готовыми к обучению, то есть с недостаточно сформированными компонентами психологической готовности. Снижение уровня речевого развития не может не отразиться на успеваемости детей и на процессе обучения в целом. Хорошо развитая речь является показателем хорошо развитых высших психологических функций, и в первую очередь мышления. Речь - это один из видов общения, который необходим людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в познании. Она обогащает человека духовно, служит предметом искусства.

      Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определённые взаимоотношения  со всеми психическими процессами: словесно-логическим мышлением, целенаправленным восприятием, произвольным вниманием  и памятью.

       На  основе вышесказанного целью нашей дипломной работы является изучение возрастной динамики речевого развития младшего школьника.

       Изучение  возрастной динамики даёт возможность  проследить те существенные изменения, которые происходят в развитии речи младших школьников в процессе систематического школьного обучения.

Объектом исследования является речевая деятельность младших школьников.

        Предмет исследования: психологические особенности речевой деятельности учащихся 3 и 2 классов.

        На наш взгляд, совершенствование речевой деятельности будет осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в начальной  школе. Основными показателями существенных изменений речевой деятельности будут являться увеличение словарного запаса и развитие грамматических навыков у ребёнка.

        Целью исследования дана возможность сформулировать следующие  задачи исследования:

     1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевой деятельности младших школьников.

     2.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся первого класса.

     3.Определение психологических особенностей речевой деятельности учащихся четвёртого класса.

     4.Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию речевой деятельности детей младшего школьного возраста.

        Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
  2. Метод наблюдения.

      3 .Естественный эксперимент.

        Исследование проведено  на базе общеобразовательной средней школы №27 имени Н.С. Лескова г. Орла в период с 1 сентября 2008 по 22 февраля 2009г. В исследовании принимали участие учащиеся 4 и 1 классов в количестве 35 человек, из них 20 человек - четвероклассников и 15 человек первоклассников.

          Квалификационная работа состоит введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

    Во  введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе описываются психологические основы речевой деятельности младших школьников в отечественной и зарубежной психологии, отклонения в речевом развитии детей. Во второй главе описываются результаты и методика исследования, обсуждаются результаты экспериментального исследования, даются психолого-педагогические выводы и рекомендации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Психологические  основы речевой деятельности младших школьников в отечественной  и зарубежной психологии

1.1 Изучение проблемы  речевой деятельности  в отечественной  и

            зарубежной  психологии

      Проблема  речевой деятельности, как одна из центральных проблем возрастной и педагогической психологии, по-разному  рассматривается психологами и  педагогами, так как существуют разные подходы к данной проблеме в отечественной  и зарубежной психологии. Остановимся  на некоторых из них.

      Одни  исследователи считали, что речь развивается спонтанно, сама собой, по мере обогащения сознания ребёнка  разнообразными представлениями и  понятиями, по мере расширения жизненного опыта ребёнка. Поэтому нет нужды  в специально организованном обучении.

      По  мнению других, развивать речь - это  значит обучать детей связанному выражению мыслей в устной и письменной форме.

      Третьи  предлагали развивать у детей  умение свободно, гладко, по возможности  красиво говорить и писать о разных предметах и явлениях жизни, требуя от школы не связывать речь специальным обучением, а предоставлять полную свободу речевому творчеству детей.

      Но  при любом подходе к данной проблеме несомненным остаётся тот  факт, что речь ребёнка должна совершенствоваться по мере взросления.

      Развиваясь, речь человека попутно способствует развитию связанных с ней психических  процессов: словесно-логического мышления, целенаправленного восприятия, произвольного  внимания и памяти, воображения.

      В отечественной психологии проблему речи обычно ставят в контексте: мышление и речь. Эта связь действительно очевидна.

      C.JI. Рубинштейн [31, с.381-417] в работе «Основы общей психологии» утверждает, что развитие речи - это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне чёткую, мы подчиняем её жёстким, чётким законам языка и таким образом упорядочиваем саму мысль. Речь невозможна без мысли, без

опережающего  внутреннего процесса. Но и мысль  не может успешно работать без  языкобого оформления. «В речи мы формулируем  мысль, но, формулируя её, мы сплошь и  рядом её формируем». Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой существования понятия.

        По выражению C.J1. Рубинштейна [31, с.392], «речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык — общественная форма познания. Через посредство языка общественное познание формирует мышление ребенка и определяет, таким образом, структуру его сознания. Самая формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Речь, таким образом, не только сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. В этом ее значение для умственного развития».

      Генетически речь возникла вместе с мышлением  в процессе общественно-трудовой практики и складывалась в процессе общественно- исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь всё  же выходит за пределы соотношения  с мышлением. Значительную роль в  речи играют и эмоциональные моменты: «речь коррелирует с сознанием  в целом». Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется через посредство речи.

      По  мнению С. Л. Рубинштейна [31, с.381], «речь - это деятельность

общения - выражения, воздействия, сообщения  - посредством языка; речь – это

язык  в действии». Речь, слово - не условный знак; эти понятия имеют семантическое, смысловое содержание. . Семантический  характер человеческой речи обуславливает  возможность её использования для сознательного общения посредством обозначения своих мыслей и чувств для сообщения их другому.

      Иными словами, речь является формой существования  мысли. Этим обуславливается единство между речью и мышлением. Но это  единство, а не тождество. «Нельзя  свести мышление к речи, потому что  речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению. Но нельзя и отрывать мышление и речь друг от друга», - утверждает С.Л. Рубинштейн [31, с.394].

      Эта мысль получает подтверждение в  работе В.А. Крутецкого «Психология» [15, с. 137]: «Неправильно мнение о том, что  мысль и речь по существу одно и  то же, что мышление - это речь, лишённая звучания («речь минус звук»), а  речь - «озвученное мышление». Это  мнение ошибочно хотя бы потому, что  одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний».

      Связь мышления и речи подчёркивает В.В. Зеньковский [12, с.115] в своей работе «Психология  детства»: «Наша мысль воплощается  прежде всего в душе в некоторые  языковые образы - и только благодаря  этому она может регулировать процесс речи, внешнего выговаривания  слов».

        Таким образом: 1) между  речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а диалектическое единство; 2) речь и мышление возникают  у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики.

        Речь у детей  младшего школьного возраста развивается  параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно - логического, поэтому диагностика развития мышления частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребёнка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления.

Информация о работе Возрастная динамика речевого развития младших школьников