Возникновение воспитания в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 11:48, доклад

Описание работы

Воспитание — осмысленное и целенаправленное взращивание человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии с целями групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Работа содержит 1 файл

1 Возникновение восп в первобыт общ.doc

— 45.50 Кб (Скачать)


1 Возникновение воспитания в первобытном обществе.

Воспитание — осмысленное и целенаправленное взращивание человека, последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии с целями групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Эволюционно-биологическая теория происхождения воспитания (Ш.Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас)

Оперируя тщательно собранным фактическим материалом о наличии в животном мире «заботы» старших поколений о передаче младшим навыков приспособления к окружающей среде, сторонники концепции отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей и приходят к выводу о том, что единственная основа воспитания — инстинктивное стремление людей к продолжению рода и закон естественного отбора.

Психологическая теория происхождения воспитания (П. Монро) Основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим. Представители концепции объясняли происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. 

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опирается на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии общества и человека как природного и социального существа.              Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения.

Воспитание в общине К этому периоду (40- 35 тыс. лет до н.э.) относится зарождение воспитания как особого вида деятельности человечества. На первой ступени развития первобытного общества — в дородовом обществе: Люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой, рыбалкой.              Их деятельность, а так же тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Поэтому люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду. Дородовое общество делилось               на три возрастные группы: 1)дети и подростки 2)полноценные и полноправные участники жизни и труда 3)пожилые люди и старики. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив некоторый опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. Отношения между членами одной возрастной группы и отношения с членами другой группы регулировались неписаными, нестрого выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли складывающиеся социальные нормы. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участвуя в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства. В раннеродовом обществе (35 тыс. до н.э.) специально организованное воспитание по-прежнему  отсутствовало. Но постепенно происходило зарождение приемов и организационных форм воспитания: ритуальные обряды, праздники;жертвоприношения;одобрение, порицание;упражнения; детские игры;игрушки-талисманы; ритуальные запреты, устрашение, предупреждение; Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера. Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. Они были организованны для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными. Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Все подростки, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических

умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину.Программа для девочек – обучение ведению домашнего

хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым

ощущением от удара, щипка, укола наставника. Инициация  проводилась в виде религиозного обряда под

руководством самых авторитетных и мудрых людей. На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло.               Расширение эмпирического опыта орудийной деятельности порождало потребность в его сохранении и продолжении. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Наряду с уходом за животными, земледелием, ремеслом детей знакомили с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания. В возрастных группах появилась               четкая внутренняя организация, выделились вожаки.Усложнилась программа «посвящений», к которым               готовили молодежь специально выделенные родовой общиной старейшины рода, наиболее опытные люди.

Все это свидетельствовало о том, что в условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.

Появление семьи, её влияние на воспитание. В 10-8-м тысячелетиях до н. наметился переход от присваивающей формы  хозяйствования к производящей. Набиравшее силу производство создавало прибавочный продукт. На его основе в общинах зародились предпосылки для появления частной собственности, имущественного и социального расслоение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества стала семья. К ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Подобные процессы качественно изменили смысл и содержание воспитания. Появившиеся господствующие группы населения (жрецы,вожди, старейшины) стремились отделить умственное образование от обучения занятиям, требующим физического труда. Зачатки знаний (обмер полей, предсказания наводнений рек, приемы лечения людей и т. д.) господствующие группы сосредоточили в своих руках, сделали их своей привилегией. Для обучения этим знаниям создавались специальные учреждения — школы, которые использовались для укрепления власти вождей, жрецов, старейшин. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение. Организованное воспитание детей, проводимое в школах, становилось все более уделом избранных. Физический труд стал уделом эксплуатируемых. В их семьях дети рано приучались к труду, родители передавали им свой опыт. Появилась необходимость специализированного профессионального обучения. Профессиональное мастерство становится достоянием семьи, тщательно охраняется от «непосвященных». Семейное воспитание стало массовой формой               воспитания. Но продолжали существовать и «дома молодежи». По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц. Выделилась категория лиц, посвятивших себя обучению подрастающего поколения.

Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Оно зародилось в интегративном виде и способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека и было ориентировано прежде всего на повседневную борьбу за выживание. Воспитание возникло из потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, так как постепенное усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению. По мере того как развивался человек и общество в целом, постепенно изменялось и воспитание.

Функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также выработанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно.

 

 



Информация о работе Возникновение воспитания в первобытном обществе