Возникновение педагогики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:04, реферат

Описание работы

История развития педагогики. Основные понятия педагогики. Место педагогики в системе наук о человеке. Связь с другими науками.

Содержание

Возникновение педагогики как науки.
2. Система педагогических наук.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта педагогика.docx

— 32.17 Кб (Скачать)

Сибирский государственный университет  физической культуры и  спорта.

 

 

 

 

 

 

Реферат.

Тема:

 

 

 

Выполнила : студентка 205 группы Спирина Алла.

 

 

 

 

Омск 2012.

 

 

 

Содержание.

 

1.Возникновение педагогики как науки.

2. Система педагогических наук.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение педагогики как  науки.

Изучение всякой науки  начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта  наука, и какие специфические  проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука  имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или  общественных явлений, изучением которых  она занимается, и знание которых  имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны  к жизни растущими потребностями  общества в создании специальных  учебно-воспитательных учреждений, в  теоретическом осмыслении и обобщении  стихийно складывающегося опыта  обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную  потребность общества и стали  важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого  общества и, в частности, в более  поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука  достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные  воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело  место во многих древних странах, но более или менее достоверные  сведения о школах для мальчиков  дошли до нас из Египта, стран  Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже  в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали  и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и  в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. - содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы  поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а  также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой.

Из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны  церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие  деятели этой эпохи - итальянский  гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение  к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное  развитие воспитательной теории, педагогика про- должала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Неоценимое значение для  становления научной педагогики имели труды таких виднейших  деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих  Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических  взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной  научной педагогики большое влияние  оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное  раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970).

То, что педагогика выдвинула  такое большое количество крупных  педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием  производства, науки и культуры требовало  повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло  развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются  специальные учебные заведения  по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о  воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

 

Место педагогики в системе  наук о человеке определяется тем, что  она исследует закономерности развития, формирования, воспитания, образования  и обучения личности.

Развитие человека - это  процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых  социальных и природных факторов.

Согласно диалектико-материалистической концепции развитие индивида (онтогенез) представляет собой процесс количественных и качественных изменений, закономерно  происходящих в анатомо-физиологическом  строении человеческого организма. Советская педагогика не исключает  влияния наследственности на развитие человека. Известно, что наследственность отражает заложенные в генетической программе человека особенности, которые  передаются от родителей к детям. Это и цвет кожи, глаз, волос, и  телосложение, и особенности нервной  системы, а также задатки речи, мышления и др.

На наследственность детей  существенно влияет состояние психического здоровья и образ жизни родителей. Например, крайне отрицательно влияют на умственные способности детей  алкоголизм, наркомания, токсикомания родителей.

Развитие есть поступательное движение, переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под  психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоций, а  также потребностей, способностей и  характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц, подвижности  суставов и др. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Личность человека - результат  действия и взаимодействия различных  факторов. Одни из них действуют  более или менее независимо от воли и сознания людей. К ним относятся  биологическая природа человека, общественные отношения, явления общественной психологии, образ жизни, географическая среда, условия микросреды. Другие в  большей или меньшей степени  зависят от воли и сознания людей. Это - идеология, деятельность государства, общественных учреждений. Третья группа факторов предполагает организованное развитие. Все эти факторы в совокупности обеспечивают формирование личности.

Значит, формирование личности человека - это процесс её становления  под влиянием многочисленных факторов, природных и общественных, внешних  и внутренних, действующих стихийно и согласно определённым правилам, с применением определённых средств.

Воспитание - есть один из факторов формирования личности.

Оно заключается в том, что люди хотят теми или иными  средствами достигнуть определённой цели - развивать и образовывать у воспитанника определённые качества. Качественное своеобразие воспитания, в отличие  от других факторов формирования личности, состоит в том, что воспитатель  сознательно ставит определённую цель и, стремясь достигнуть этой цели, находит  средства, ведущие к её осуществлению. Таким образом, воспитание есть такое  общественное отношение, в котором  одни люди воздействуют на других в  целях направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых. Там, где  есть воспитание, на полную мощность используются положительные и ослабляются  отрицательные влияния микросреды. Там, где есть воспитание, человек  раньше оказывается способным к  самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен  на формирование социально важных качеств  личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему  миру - к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и  глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем  богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и  наиболее общих педагогических понятий  относятся также образование  и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая  состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении  системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к  общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера  и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому  человеку, даёт общеобразовательная  школа. Знания, умения и навыки, необходимые  работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных  учебных заведениях. Содержание и  методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых  для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой  политехнического и профессионального  образования и осуществляются с  ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио - и  телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное  образование. Содержание образования  определяется государственными учебными планами, учебными программами и  учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении  образования играет систематическое  обучение, которое осуществляется в  определённой организации под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя, руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный  педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего  двусторонний. С одной стороны, в  нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а  с другой - обучающиеся, для которых  данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и прочное усвоение научных  знаний, вырабатывание умений и навыков, применение их на практике, развитие творческих способностей, формирование материалистического  мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным  данному классу, возрасту, уровню развития. А доступным является всё то, что  основано на имеющихся в сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного воспитания, непосредственного  отражения природных и общественных явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них  отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично совпадают  и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть главную функцию каждого  понятия и именно на этой основе отличать его от других категорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система педагогических наук.

Развиваясь, всякая наука  обогащает свою теорию, наполняется  новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.

Педагогика как наука  подразделяется на ряд самостоятельных  педагогических дисциплин:

Информация о работе Возникновение педагогики как науки