Возможности развития речи дошкольников старшей и подготовительной групп на занятиях по знакомству с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов. Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности: сладенький, сладковатый, сладкий-сладкий, сладчайший.

Работа содержит 1 файл

РАЗВ РЕЧИ 1.doc

— 38.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Р.Ф

ФГБОУ ВПО

Калужский государственный  университет

им. К.Э.Циолковского

 

 

 

 

Кафедра  русского  языка  и методики его проведения в начальной  школе                                                                          

                                                                                                               

 

Контрольная работа по

«Теория и методика развитие речи детей».

Студентки 4 курса, гр. ДПЗ-41

факультет педагогики

заочной формы  обучения

Специальность «Дошкольная

педагогика  и психология»

Паршиной О.П.

 

 

 

 

 

                    

Проверил:

Биба А.Г.

 

Возможности развития речи дошкольников старшей  и подготовительной групп на занятиях по знакомству с окружающим миром.

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Методика словарной работы в детском саду предусматривает  следующие направления:

         Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов. Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов. Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности: сладенький, сладковатый, сладкий-сладкий, сладчайший.

 А также усвоенные ранее понятия: посуда кухонная, чайная и. тп.

В этих группах , особенно в  подготовительной к школе, уделяется  внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

 Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях

              Уточнение словаря, т.е. словарно – стилистическая работа, овладение

точностью и выразительностью языка. Прежде всего в специальном          закреплении нуждаются слова, трудные для детей:

собирательные существительные  – обувь, транспорт, посуда, мебель и т.п.

отвлеченные существительные  – тишина, красота, чистота и т.п.

 относительные прилагательные – городской, пассажирский, железный и т.п.

слова сложные в звуковом или морфологическом отношении: тротуар, метро, экскаваторщик и  т.п.

многозначность слов: ручка  – принадлежность для письма, ручка  – фурнитура и т.п.

                Активизация словаря, т.е. перенесение как можно можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Также активизация словаря это работа над синонимами, которые помогают понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временных и пространственным отношениям, величине, свойствам и т.д.: холодный-горячий, толстый-тонкий, утро-вечер и т.д.

         Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Формирование  монологической речи.

Традиционно в  работе по развитию связной речи в  дошкольных учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы, объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-инсценировки и т.д.

Формирование  умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением.

Одним из основных методов развития диалогической  речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованная, целенаправленная разговор воспитателя с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей играет большую роль в образовательно-воспитательной работе с детьми.

Беседы активизируют детскую речь, способствуют развитию диалогической речи. Овладение навыками диалогической речи имеет важное значение для последующего обучения в школе. Воспитатель учит детей в ходе бесед правильно применять грамматические формы слов, четко произносить слова, правильно ставить ударения, обогащает и активизирует их словарь.

Организация развития речи дошкольников распознающие наблюдение.

 Непосредственное наблюдение.

Применяется в  ряде занятий , проводимых в детских  садах: осмотрах помещений, экскурсиях, рассматривание предметов, наблюдение за процессами жизнедеятельности людей.

 

 Практические задания.

 

Вопросы для  беседы по теме  «Новый район города» для старшей и подготовительной к школе групп.

 группы.

- Как вы думаете, почему наш район называется новым?

- Какие здания в нашем новом районе вам больше всего нравятся?

-Нравится ли вам детская площадка?

-Что мы с вами должны делать чтобы наш район оставался таким же новым?

-Можно ли сорить в нашем районе?

-Что самое запоминающееся есть в нашем районе?

-Что могли бы мы сделать хорошего в нашем районе?

-Хотели бы вы посадить деревья, для того чтобы наш новый район стал еще красивее?

 

Определить  вид ошибки.

Приехал с Москвы – неправильное употребление предлога. – Приехал из Москвы.

Радостная книга  – лексико- речевой недочет – Книга которая меня порадовала.

Не хватило  двух ножницев – образование не существующих в языке форм множественного числа, нарушена форма слова. – Не хватило двух ножниц.

Медсестрица сделала укол – прямое словообразование, нарушена структура слова – Медсестра сделала укол.

 

 




Информация о работе Возможности развития речи дошкольников старшей и подготовительной групп на занятиях по знакомству с окружающим миром