Возможности проектных технологий по формированию проектировоных умений обучающихся в профессиональном обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 05:56, статья

Описание работы

В статье показаны преимущества использования метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Возможности метода проектов по формированию проектировочных умений в профессиональном обучении 1.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОЕКТИРОВОНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

О. С. Дубровина, зав. лабораторий Челябинского института  развития профессионального образования

В статье показаны преимущества использования  метода проектов при применении компетентностного подхода в обучении. В качестве примера рассматривается процесс формирования проектировочных умений у будущих специалистов коммерческой деятельности.

Ключевые  слова: метод проектов, проектные технологии, проектировочные умения, функции метода проектов

      Поиск путей и средств реализации стратегических установок и идей отраженных в  новых нормативных образовательных  документах (ФГОС нового поколения, национальная образовательная инициатива «Наша  новая школа», проект закона РФ «Об образовании»), анализ достигнутых результатов реформирования системы образования ставят перед педагогической наукой новые задачи, охватывающие как методический, так и ценностно-целевой уровень организации образовательной деятельности.

        Смена концепции вызывает подчас лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Образовательные учреждения и педагоги вносят свой вклад в совершенствование этого процесса, используя и внедряя в практику образовательной деятельности новые приемы, методы и технологии обучения. Но нужны ли такие изменения образования? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными методами традиционной системы образования? Ответ очевиден: изменения нужны, потому что новая ситуация требует новых подходов.

      Модернизация  профессионального образования  происходит под воздействием изменений  на рынке труда. Рыночные преобразования не только изменили спрос на рабочую  силу, востребовали новые качества человеческого капитала, но и ориентированы, прежде всего, на становление личности выпускника учреждений НПО и СПО, формирование перспективного социума, создание ресурса для инновационной экономики.

        Проектные технологии и методика ее решения является предметом исследования многих наук: педагогики, социологии, экономики, архитектуры, дизайна и др. Применение проектных технологий в изучении различных учебных предметов и дисциплин, определение их сущностных характеристик, способов разработки и методики решения позволили выделить в дидактике самостоятельное направление исследований, которое называется проектный подход в обучении (Е. С. Полат[ 4], В. В. Гузеев[ 2], Г. К. Селевко[ 3] и др.). В соответствии с данным подходом формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся рассматриваются как специально организованная самостоятельная образовательная деятельность обучающихся под руководством педагога по решению значимой для них проблемы.

      Исследователи считают, что проектные технологии приводят к различным дидактическим  результатам. Организуемые преподавателем проекты позволяют создавать проблемные профессиональные ситуации, управлять учением, активизировать познавательную деятельность обучающихся, а также способствуют более эффективному усвоению знаний, развитию таких важных для будущего специалиста умений как проектировочные умения.

Н. Г. Чернилова  рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» [1 ].

      Е. С. Полат отмечает, что в основе проектных технологий лежит «развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления»[ 4].

      Технология  в педагогике – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном  процессе, один из способов воздействия  на процессы развития, обучения и воспитания ребенка [5]. Дидакты и педагогические работники обращаются к этой категории, чтобы решать свои дидактические задачи. В основе проектных технологий положена идея, составляющая суть понятия «проект», что означает «брошенный вперед». Под проектными технологиями понимают «предварительный текст какого-либо документа, план, замысел, предположение что-либо сделать в будущем» [ 6, с.492].

      Проект  всегда направлен на результат, в  этом выражается его прагматическая направленность. Результат можно  получить при решении актуальной профессионально или лично значимой проблемы, его можно увидеть, осмыслить, применять в реальной практической деятельности  [4, с.267].

      Особую  актуальность использование проектных технологий приобретает в контексте реализации компетентностного подхода. Если рассматривать проект как единство цели и действия, а умения как свойство личности выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний, то очевидна взаимосвязь между процессами формирования действий и нужных умений посредством реализации проектов в профессиональном обучении. Таким образом, будущие специалисты, владея определенными знаниями, достигают определенного уровня сформированности умений, таких, как, проектировочные умения, которые позволят им успешно адаптироваться на рынке труда.

      Переход российской системы образования  на ФГОС нового поколения предполагает внедрение компетентностного подхода, определяющего результативно-целевую  направленность профессионального  образования, а практико ориентированность и деятельностная основа являются ведущими в решении учебных задач и в развитии общих и профессиональных компетенций будущего специалиста. Отличие результата при компетентностном подходе от образовательного результата в ЗУНовской системе обучения состоит в том, что первый становится системно-образующим фактором будущей профессиональной деятельности на рынке труда.

Анализ  развития системы образования показывает, что меняются ценностные основания: переход от ЗУНовской парадигме  к деятельностно ориентированной парадигме устойчивого развития, предполагающего образование, ориентированное на результат [7, с.158].

Таблица 1 Динамика развития ценностей образования

Координаты XX в. XXI в.
Индустриальная  и постиндустриальная эпохи Эпоха глобализации
Дидактика Проблемно-ориентированное, личностно-ориентированное обучение Компетентностное  обучение/качества личности Компетентностное  обучение/компетенции 
Цель Знать + уметь Способности Поведенческий навык
Типология мышления Линейное  мышление Системное мышление Метасистемное мышление
Управление  информацией Две информационные революции Дижитальные навыки Информационные  технологии
Менеджмент Управление  Менеджмент  качества Менеджмент  знаний
Отношение между знаниями и  ценностями Знания  >> Ценности Знания = Ценности (гармония)
 

     В нашем исследовании проектировочные  умения определяются как умения проектировать  целенаправленный деятельностный процесс, его результаты, условия и перспективы  развития. Проектировочные умения существуют в форме деятельности и проявляются через деятельность, поэтому развитие проектных технологий в профессиональном обучении и внедрение компетентностного подхода в образовании обусловили появление в практике подготовки будущих специалистов метода проектов.

     В научной литературе встречаются различные классификации проектов применяемых в профессиональном обучении. Классификации выделены в соответствии с типологическими признаками проектов[8, с.65]:

    1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная.
    2. Предметно-содержательная область: монопроект, междисциплинарный проект.
    3. Характер координации проекта: непосредственный, скрытый.
    4. Характер контактов: среди участников одного образовательного учреждения, группы, города, региона, страны, разных стран мира.
    5. Количество участников проекта.
    6. Продолжительность выполнения проекта.

      Целью организации проектной деятельности является формирование проектировочных  умений обучающихся и по овладению  ими будущей профессиональной деятельностью. Цель применения метода проектов в учебном процессе заключается в вырабатывании обобщенных способов профессиональной и общественной деятельности – общие и профессиональные компетенции – путем развития разных компонентов проектировочных умений. Деятельностную основу имеют и другие методы обучения (деловая игра, тренинг, кейс-методы), но на наш взгляд именно проектный метод позволяет сформировать конкретные единицы проектировочных умений, которые образуют основу общих и профессиональных компетенций будущего специалиста.

        Профессиональная деятельность  специалистов коммерческой деятельности (менеджер по продажам, коммерсант в торговле, товаровед, агент коммерческий, продавец) в современных социально-экономических условиях непрерывно усложняется в силу экспоненциального роста информации, а также научно-технических и социально-экономических факторов. Поэтому для подготовки конкурентоспособного специалиста необходимо разработать научно-методическое обеспечение целевой профессиональной подготовки обучающихся, в основу которой должен быть положен метод проектов, обеспечивающий приобретение важных сегодня общих и профессиональных компетенций через формирование проектировочных умений.

      Одной из важнейших общих компетенций  будущего коммерсанта является «организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» [9]. Важность рассматриваемой компетенции обусловлена тем, что коммерческая деятельность имеет свою специфику, осуществляется в ситуации неопределенности и требует от специалистов рынка умения решать возникающие проблемы. Это вызывает необходимость формирования у обучающихся проектировочных умений, позволяющих будущим специалистам не только понимать сущностные основы профессии, но и необходимого для ее реализации инструментария – способов, приемов, методов деятельности.

      Приведем  пример разработки и реализации проекта  «Открытие фабрики игрушек» в  содержание которого включена указанная  общая компетенция. Рассматриваемый проект является междисциплинарным проектом по дисциплинам «Маркетинг», «Менеджмент», и «Управление персоналом». В ходе работы над проектом обучающиеся закрепляют изученный материал по дисциплинам, имеют возможность анализировать деятельность различных подразделений предприятия (отдел маркетинга, отдел кадров, отдел сбыта), обсуждается деятельность разнообразных должностей (менеджера, аудитора, рекламиста, промоутера, мерчендайзера). Участники проекта имеют возможность попробовать свои силы в интересующих их видах профессиональной деятельности предприятия: планирование проведения делового совещания, эффективного собеседования, ассесмент-собеседования при приеме на работу, подача объявления о вакантной должности в Интернет, разработать новый продукт, организовать и провести рекламную кампанию и многое другое. Результатом работы над проектом является конкретный материальный продукт: план совещания, собеседования, ассесмент-собеседования, план рекламной кампании, игрушка, рекламный видеоролик. Таким образом, в процессе работы над проектом формируются проектировочные умения, входящие в основу развития общих и профессиональных компетенций.

        Проектные технологии в процессе  их реализации выполняют определенные  функции. Рассмотрим их. Мотивационная  функция активизирует мышление, побуждает обучающихся к деятельности. В методе проектов мотивация реализуется через сходства проекта с реальными условиями коммерческой деятельности. Реализация мотивационной функции в проектных технологиях – это тот  стимулирующий прием обучения, который позволяет воздействовать на сознание и чувства обучающихся. Когда они погружены в проект, когда самостоятельно они проигрывают спроектированный ими же трудовой процесс, они видят и реальные результаты своего труда, и, соответственно, их мотивация к учению возрастает. Это способствует готовности к активной мыслительной деятельности у большинства обучающихся, независимо от знаний и интересов.

Информация о работе Возможности проектных технологий по формированию проектировоных умений обучающихся в профессиональном обучении