Возможности использования дидактических игр в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – обосновать эффективность использования математической игры для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к математике.
Задачи:
1.Изучить возможности использования дидактических игр в учебном процессе.
2. Определить цели, задачи, условия проведения, компоненты, требования к проведению математических игр.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………………………….….5
2.ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО МАТЕМАТИКЕ………..…8
3. ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА…………………11
4.РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ УРОКА-СКАЗКИ «ДЕЙСТВИЯ НАД ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ», А ТАКЖЕ СЦЕНАРИЯ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ «В МИРЕ ФОРМУЛ»………………….……………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………………27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…28

Работа содержит 1 файл

Чистовик.docx

— 33.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ  ПРОЦЕССЕ……………………………………………………….….5

2.ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО МАТЕМАТИКЕ………..…8

3. ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА…………………11

4.РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ  УРОКА-СКАЗКИ «ДЕЙСТВИЯ НАД ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ», А ТАКЖЕ СЦЕНАРИЯ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ «В МИРЕ ФОРМУЛ»………………….……………………15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………………27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

    Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но все-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них – как вызвать устойчивый познавательный интерес.

    С каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе. В частности понижается у учеников к такому предмету как математика. Этот предмет воспринимается учащимися как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведется поиск эффективных форм и методов обучения математике, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.

    Одна из возможностей развивать познавательный интерес учащихся к математике лежит в широком применении разнообразных форм проведения. Одной из таких форм является математическая игра.

    Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету. Но следует заметить, что математическая игра довольно таки редка, в связи с трудностями организации и проведения. Таким образом, большие образовательные, контролирующие, воспитывающие возможности (в частности возможность развития познавательного интереса) применения математической игры реализуются недостаточно.

    А может ли математическая игра являться эффективным средством развития познавательного интереса учащихся к математике? В этом и заключается проблема.

    Исходя из этой проблемы, можно определить цель – обосновать эффективность использования математической игры для формирования и развития познавательного интереса у учащихся к математике.

Задачи:

1.Изучить возможности использования дидактических игр в учебном процессе.

2. Определить цели, задачи, условия проведения, компоненты, требования к проведению математических игр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

    Предмет математики представляет собой связную систему определений, теорем и правил. Каждое новое определение, теорема и правило опираются на предыдущее, ранее введенное, доказанное. Каждая новая задача включает элементы ранее решенной. Такая связность, взаимозависимость и пополняемость всех разделов предмета, нетерпимость к пробелам и пропускам, недопониманию, как в целом, так и в частях, является причиной неуспехов учащихся в обучении математики. Вследствие этих неуспехов возникает потеря интереса к предмету. Но наряду с этим математика это также система задач, для решения каждой из которых требуются умственные усилия, настойчивости, воли и других качеств личности. Эти особенности математики создает благоприятные условия для развития активности мышления, но также они нередко и служат причиной пассивности учащихся. Для таких учеников, не проявляющих интерес к математике, для которых она кажется «скучной», «сухой» наукой и нужно проводить занятия в интересной, занимательной форме, в форме математической игры. Первоначально учащихся увлечет сам процесс, а в последствии захочется узнать что-то новое, для того добиться успехов в игре, выиграть.

    Известно, что только при наличии как близких мотивов – непосредственно побуждающих учебную деятельность (интересы, поощрения, похвала, оценка и др.), так и далеких – социальных мотивов, ориентирующих ее (долг, потребность, ответственность перед коллективом, осознание общественного значения учения и др.), возможна устойчивая мыслительная деятельность, интерес к предмету. Отсутствие мотивов или ослабление их может привести к пассивности. Нередко имеет место на уроке математике выполнение однообразной, «скучной» работы, выполнение однотипных заданий. В таких случаях интерес к предмету ослабляется, близкие мотивы деятельности отсутствуют, ослаблен мотив практической значимости, т.е. мотивы деятельности в данный момент не имеют для учащихся смысла. Наличие только далеких мотивов, подкрепляющихся словесно, не создает достаточных условий для проявления настойчивости и активности (вычисления остаются не законченными). Подобное можно наблюдать и при решении задач повышенной трудности. Эта работа осознается учащимися как полезная и нужная, но трудности иногда оказываются слишком большими и эмоциональный подъем, который наблюдался в начале решения задачи, снижается, ослабляется внимание, воля, снижается интерес и в конечном счете все это приводит к пассивности. В данных ситуациях с большим эффектом могут использоваться математические игры, содержащие элементы соревнования. У учащихся есть цель выиграть, обогнать всех остальных, быть лучшим. Они глубоко сосредотачиваются на задании, упорно решают его. Достигнув успеха, ученик «стремится к преодолению еще более высоких вершин», а неудачи лишь подстегают его к тому, чтобы подготовиться и в следующий раз добиться своей цели. Все это стимулирует у учащихся познавательную активность, интерес.

    Активность и интерес к деятельности зависит от характера деятельности и ее организации. Известно, что деятельность, в которой ставятся вопросы, проблемы, требующие самостоятельного решения, деятельность, в процессе которой рождаются положительные эмоции (радость успеха, удовлетворения и др.), чаще всего вызывают интерес, активную познавательную деятельность. И наоборот, деятельность однообразная, рассчитанная на механическое выполнение, запоминание, как правило, не может вызвать интереса, отсутствие положительных эмоций может привести к пассивности. Математические игры разнообразны, требуют самостоятельности и эмоционально насыщены. Использование их на занятиях повышает активность учащихся, заряжает положительными эмоциями, способствует возникновению познавательного интереса к предмету. Математическая игра завлекает учащихся. Они с увлечением выполняют различные задания.

    Учащиеся не задумываются над тем, что во время игры они учатся, занимаются тем же умственным трудом, что и на уроках.

    Все это говорит о том, что математическую игру нужно использовать в работе по математике для того чтобы воздействовать на пробуждение интеллектуальной активности школьников и формирование у них интереса к предмету.

    В современной школе математическая игра используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.

    Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ТРЕБОВАНИЯ К ИГРОВЫМ ЗАНЯТИЯМ ПО МАТЕМАТИКЕ

    Как уже говорилось выше основная цель применения математической игры – это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

    Так же можно выделить и следующие цели применения математических игр:

-   Развитие мышления;

-   Углубление теоретических знаний;

-   Самоопределение в мире увлечений и профессий;

-   Общение со сверстниками;

-   Воспитание сотрудничества и коллективизма;

-   Приобретение новых знаний, умений и навыков;

-   Формирование адекватной самооценки;

-   Развитие волевых качеств;

-   Контроль знаний;

-   Мотивация учебной деятельности и др.

    Математические игры призваны решать следующие задачи.

Образовательные:

-  Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;

-  Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

-  Развивать у учащихся творческое мышление;

- Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

-  Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

-  Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

-  Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

    Математические игры выполняют различные функции.

1.   Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2.   Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3.   В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4.   Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5.   Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

    К игровым формам занятий предъявляется рад требований.

    В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.

    Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

    Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

    При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания, для слабых учащихся и наоборот более сложный вариант для сильных учеников.

    Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА

    Математическая игра имеет устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.

    Основными структурными компонентами математической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, содержание, оборудование, результат игры. Остановимся более подробно на отдельных структурных компонентах математической игры.

    Игровой замысел – первый структурный компонент игры. Он выражен, как правило, в названии игры. Игровой замысел заложен в той задаче или системе задач, которые нужно решить в течение игрового процесса. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре не только развлекательный, но и познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

    Любая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, способствует созданию непринужденной обстановки, но в то же время рабочей. Правила математических игр должны разрабатываться с учетом поставленных целей и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

    Существенной стороной математической игры являются игровые действия. Они регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры. Учитель же, как руководитель игры, направляет ее в нужное русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

    Основой математической игры является ее содержание. Содержание заключается в усвоении, закреплении, повторении тех знаний, которые применяются при решении задач, поставленных в игре, а так же в проявлении своих способностей к математике, творческих способностей.

Информация о работе Возможности использования дидактических игр в учебном процессе