Воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициации, которая позволяла воспитать непобедимого воина или вождя. В Древней Греции в афинской рабовладельческой республике была поставлена задача воспитания мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, нравственное и эстетическое развитие. В древней Персии признавали обильные выделения тела за признак праздной и бездеятельной жизни. Там считалось в высшей степени неприличным не только сморкаться или плевать в обществе, но также иметь большой живот или удаляться из общества для удовлетворения какой-либо растительной потребности.

Работа содержит 1 файл

методы воспитания.docx

— 24.08 Кб (Скачать)

Введение

Воспитанием занимались ещё  с Древних времён. В каждую историческую эпоху господствовали свои системы воспитания, которые были нацелены на формирование определенного типа личности.

Так, в первобытном обществе воспитание шло через систему инициации, которая позволяла воспитать непобедимого воина или вождя. В Древней Греции в афинской рабовладельческой республике была поставлена задача воспитания мужчин, у которых гармонически сочеталось бы физическое, нравственное и эстетическое развитие. В древней Персии признавали обильные выделения тела за признак праздной и бездеятельной жизни. Там считалось в высшей степени неприличным не только сморкаться или плевать в обществе, но также иметь большой живот или удаляться из общества для удовлетворения какой-либо растительной потребности.

В становлении личности и  её развития большую роль играет воспитание. Семья является главным институтом воспитания. Кроме того,    семья — это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Во многом судьба ребёнка зависит от его семьи, но в тоже время необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом. Родители должны стремиться стать идеалами для своих детей,  чтобы вдруг идеалами не стали антигерои.              
   Семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Но нельзя рассматривать  семью только как положительный  фактор воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Отрицательной же стороной может оказаться замкнутость, стеснительность, неуверенность. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. В то же время воспитательное воздействие семьи ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни.

В связи с таким неоднозначным  и высоким воздействием семьи (и  родителей в частности) на становление  на развитие ребёнка и решено было провести работу по изучению методов воспитания. Также, мы попытаемся разобраться какой из них лучше использовать в семье, а какой в другом институте воспитания – школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы воспитания детей

В процессе воспитания можно  выделить два главных метода: первый — практический, второй—теоретический, или систематический.

Практический  метод основан, главным образом, на развитии путем наблюдения, размышления над наблюдаемым и получаемой отсюда опытности. Опытность вырабатывается неудачами, настойчивостью и усвоением всего добываемого непосредственным наблюдением и проверкой получаемых впечатлений на деле. Способ этот самый трудный, связанный часто со страданиями и лишениями и с большой тратой сил, но при следовании ему развивается способность инициативы в действиях и самостоятельность.

Для облегчения затруднений, встречающихся при следовании этому  методу, прибегают обыкновенно к  наблюдательности и опытности других; но если ограничиваться повторением (имитацией) действий окружающих и тем, что ими  проверено, тогда уменьшается личное понимание, а также самостоятельность  проявлений и логическая последовательность деятельности. Это можно, по-видимому, объяснить следующим образом: развитие как умственное, так и физическое состоит, главным образом, в разъединении отдельных представлений и действий и в сравнении их между собой. При стремлении производить эти разъединения собственными силами необходимо знакомиться со всеми отдельными моментами всего акта разъединения, из этих же моментов должно состоять и воспроизведение разъединенного. Сравнениями же подтверждаются верность воспроизведенного, и получаются общие образы и истины; при неполном воспроизведении выводы окажутся неверными или нелогичными, потому что логичность вывода возможна только при полном воспроизведении фактов, находящихся в известной связи между собой. Если же знакомиться с результатами наблюдения, с опытностью или работой других в виде уже готовых выводов или произведений, то не будет знания отдельных моментов или приемов их получения или добывания, а потому не будет возможности и видоизменять их, не будет, следовательно, инициативы, самостоятельной и логически последовательной деятельности. Все выводы и положения, которые не связаны в логической последовательности, не могут быть самостоятельно применены или видоизменены, точно так же как невозможно произвести какую-либо работу, отдельные приемы которой незнакомы, если не усвоены элементарные приемы работы, необходимые для подобных или сходных произведений. Поэтому чем более усвоены одни только выводы или отдельные приемы, последовательно не связанные между собой, тем меньше наблюдательности и опытности и тем менее возможно ожидать собственной инициативы и последовательного проведения какого-либо дела. Без наблюдательности и опытности возможно только исполнение требований других, точно ими определенных и показанных.

Метод этот выгоден для  большего развития личных качеств и  способностей ребенка, который при  этом при нормальной впечатлительности  непременно будет отличаться наблюдательностью  и опытностью, т. е. приучится разъединять  отдельные получаемые им представления, сравнивать и проверять их впечатлениями, получаемыми различными органами восприятия, а также собственной своей  деятельностью.

Систематический, или теоретический, метод состоит в последовательном и постепенном переходе от простого к сложному, в разъединении отдельных представлений, сравнении их и в выводе затем общих положений и истин, а также в применении этих положений и истин к выяснению встречающихся явлений. Выработанные и усвоенные таким образом истины приучают еще проверять, где это только возможно, опытом, или экспериментом, и приложением математических способов проверки. Теоретический способ должен приучить ребенка к производству как умственной, так и физической работы с наименьшей тратой сил и в наименьший промежуток времени. Этот метод основывается на наблюдениях и опытности всех существовавших до сих пор поколений.

Применением практического  метода получается меньшая последовательность, а поэтому и меньшая глубина  мысли; здесь возможна большая произвольность выводов, потому что они недостаточно проверены и установлены; кроме  того, чем меньше при нем пользоваться опытностью других, тем более он потребует времени и все же легко может довести до неточных или даже ложных положений. Практический метод никогда не в состоянии  довести до такой глубины мысли  и так проверить мысль, следовательно, придать ей такую достоверность, как применение систематического метода. Систематический метод требует  для своего применения уже некоторой  подготовки, возможно больше материала, собранного наблюдением; он тогда легче  применяется, и этот материал приводится им в цельную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном  учреждении) и семье, отличаются и  по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной.

Из всего вышесказанного следует вывод, что в семейном воспитании гораздо выгоднее применять исключительно практический метод, не отказывая при этом ребенку в участии и содействии во всех тех случаях, где они, по заявлению ребенка, окажутся необходимыми. Систематический, или теоретический, метод необходимо применять в школе. Полным усвоением этого метода и умением применять его заканчивается общее образование человека, а широкое применение его при решении известных частных вопросов будет уже задачей специального образования.

Школа всегда представляет некоторые невыгодные условия для  воспитания, главное, что в ней  обыкновенно недостаточно индивидуализируют  каждого отдельного ребенка, вследствие чего он повторяет, или имитирует, за товарищами все то, что он не был в состоянии усвоить самостоятельно. Это повторение понижает самостоятельные проявления ребенка и содействует развитию стадности на счет развития личных его способностей. Кроме того, всё заученная методика, которая буквально применяется в школе при преподавании, есть несомненно мертвый шаблон, не приспособленный к личным качествам ребенка и поэтому положительно вредный. Всё это, вместе взятое, понижает личные проявления занимающегося, понижает его впечатлительность и уменьшает его способность к самостоятельному умственному развитию. Это заставляет не торопиться с помещением ребенка в школу, надлежит же делать это только тогда, когда ребенок уже в семье приучился наблюдать и уже приобрел известную опытность, содействующую установлению его типичных проявлений и выгодно влияющую на развитие его характера.

Практический метод, дающий возможность лучше и свободнее  развивать способности и личные проявления ребенка, содействующий  развитию его наблюдательности и опытности, должен пользоваться преимуществом в семейном воспитании, и это до тех пор, пока не установится тип ребенка и некоторые черты самостоятельных его проявлений, что может быть около восьми- или десятилетнего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. —  М. Педагогика, 1991.
  3. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000.
  4. Шилов И.Ю. Психология и педагогика семьи. – Спб. – 2000.

[]


Информация о работе Воспитание