Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 21:57, научная работа

Описание работы

Цель: привитие обучающейся молодёжи интереса к поэзии через пропагандирование творчества костанайских поэтов и привлечение учащихся к исследовательской работе, которая предполагает решение следующих задач:
Поиск и систематизация имеющегося информационно- литературного материала о жизни и творчестве В.А. Шалабаева.
Проанализировать тематику сборника «Дорогами жизни».
Определить средства и приёмы художественной изобразительности, способствующие раскрытию своеобразия поэзии В.А. Шалабаева.

Содержание

1. Введение. 1
2. Глава 1. Аналитический обзор литературных источников по теме исследования. 2
3. Глава 2. Анализ поэзии В. Шалабаева на основе сборника
«Дорогами жизни».
§1.Характеристика произведений. 3
§ 2. Тема патриотизма- главная тема его поэзии. 3
§ 3. Средства художественной выразительности в произведениях
В.А. Шалабаева. 5
4. Заключение. 9
5.Приложение. 10
6. Использованная литература.

Работа содержит 1 файл

шалабаев.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

   Оглавление

   1. Введение.                                                                                                      1                                                                                                         

   2. Глава 1. Аналитический обзор литературных источников  по теме исследования.                                                                                                       2                                                                                                       

     3. Глава 2. Анализ поэзии В. Шалабаева на основе сборника                       

«Дорогами жизни».

           §1.Характеристика произведений.                                                           3

           § 2. Тема патриотизма- главная тема его поэзии.                                   3

           § 3. Средства художественной выразительности  в произведениях 

В.А. Шалабаева.                                                                                                     5

     4. Заключение.                                                                                                   9

   5.Приложение.                                                                                                 10

    6. Использованная литература.                                                                                                    
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

      Актуальность  исследования данной темы обусловлена      необходимостью решения вопроса о приобщении учащейся молодёжи к поэзии, так как обнажена проблема: это ярко выраженный спад интереса молодёжи к поэзии, который мотивирован сжатым содержанием программного материала.

      Цель: привитие обучающейся молодёжи интереса к поэзии  через пропагандирование творчества костанайских поэтов и привлечение учащихся к исследовательской работе, которая предполагает решение следующих задач:

    1. Поиск и систематизация имеющегося информационно- литературного материала о жизни и творчестве В.А. Шалабаева.
    2. Проанализировать тематику сборника «Дорогами жизни».
    3. Определить средства и приёмы художественной изобразительности, способствующие  раскрытию своеобразия поэзии В.А. Шалабаева.

    В основу исследования положена гипотеза:  достижимо ли воспитание истинного патриотизма через развитие интереса к поэзии в ходе выполнения работы исследовательского характера.

    Метод исследования:  сбор и поиск материала  через информационные источники, встречи с людьми, знавшими поэта  и анализ источников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Аналитический  обзор литературных источников  по теме исследования.

     В  2001 году «Печатный двор» издал сборник «Дорогами жизни»    Василия Амельяновича Шалабаева- педагога, активного в прошлом политического деятеля Казахстана и просто человека, умудренного  большим жизненным опытом. Эта книга - своеобразный отчет о прожитом, настоящем, размышления о жизни: и лирические воспоминания детства, и глубокое осмысливание событий прошлого и настоящего, и тонкая  нежная любовная лирика.

     Первое произведение В.А.Шалабаева, одобренное  Ильясом Омаровым, в котором поэт рассуждает о смысле, жизни было напечатано в газете «Ленинское знамя».

     В.Е. Шалабаев родился в 1934г. в селе Криволугское под г. Ялуторовск в Западной Сибири. Окончил педагогический институт в г. Петропавловске в 1959г. С 1961г. возглавлял педколлективы 4-х школ Урицкого (Сарыкольского) района. Во время становления суверенного Казахстана В.А. Шалабаева  избрали в 1991 году депутатом Верховного Совета КазССР, реорганизованного в Парламент РК. Именно так «Печатный двор" представил читателям материал- воспоминание о костанайском поэте,   круг интересов которого  был обширен: учитель, поэт, переводчик.

     26 августа 1994 года   в региональной  газете «Костанайские новости»  появилась заметка  «Шалабаев  переводит Евтушенко », давшая соотечественникам    возможность прочитать  «Балладу о нерпах» на казахском языке.

       О  решении  вопроса    проблемы изучения национального  языка в нашем обществе и  отсутствия  казахских  топонимов  на карте нашего региона   в  газете «Костанай» 2003 года  в статье «Возвысим степь, не унижая горы» поведала соратник  и коллега поэта Роза  Идрисова.

  Посвящение  родине баллада «Зауралье -Белозёрье» (  по месту рождения автора) впервые вышла в свет в республиканском журнале «Простор» .  В произведении затронуты вопросы трезвого осмысления и оценки исторических  событий прошлого, необходимости укрепления интернационализма и духовной культуры.

     В ноябре 2006 года  «Печатный двор»  опубликовал материал «Он в жизни  был творцом. О Педагоге, Поэте, Гражданине…», подготовленный  отличником просвещения СССР и Каз ССР  Мачнёвой С.Г и заведующей кафедрой КиРФ  Костанайского гуманитарного института, кандидатом педагогических наук  Кунековой Т.М, который повествует о поэте  как замечательном педагоге- новаторе, много сделавшим для отечественной педагогике, активном  участнике Всемирного движения педагогов «Педагоги за мир и взаимопонимание», возглавлявшим единственный в республике областной филиал данного движения.

     «Поэт. Учитель. Гражданин»- вечер- портрет о В.А. Шалабаеве, проведенный 22 января 2008 года в центральной Алтынсаринской библиотеке,  способствовал формированию гражданской позиции молодого поколения.

     10 апреля 2008 года в газете «Сарыколь»  опубликована статья с 

                                                                                                         символическим названием «Дань памяти великого педагога, поэта и философа». В зале районного Дома культуры современники, коллеги, друзья говорили  о Василии Амельяновиче как о прекрасном учителе, лингвисте и публицисте, поэте, краеведе и общественном деятеле 

Выводы  по первой главе:

     1. Проведенный обзор литературы (в  основном газетные очерки) свидетельствует  об отсутствии  систематизированного  материала о  творчестве В.А.  Шалабаева . Мы попытались  устранить этот пробел. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ поэзии В.Шалабаева  на основе сборника «Дорогами жизни»

§1.Характеристика произведений.

     Выход сборника «Дорогами жизни» явился большим  событием в литературной и общественно- политической жизни области. В сборнике собраны стихи разных лет- интересная и сочная поэзия, великолепный слог, умная концовка.[2] 

       Тематика произведений поэта разнообразна : родная природа («На покосе»), животный мир («Дума о лошадях»), военные годы («Война глазами детства в далеком тылу»), взаимоотношения людей  различных поколений («Сокурсница», «Сестра милосердия» , «Мой друг»), но за всеми этими мотивами подразумевается одна – «Отчизна». Как признавался сам Василий Шалабаев: « Костанайская область и в целом весь Казахстан стали моей второй Родиной».

Поэт  искренне болел за отчизну, неоднократно говорил о том, что человечество ждут две беды – это экологическая и ядерная катастрофы, которые уничтожат все живое на планете, пытался донести до читателя всю широту своего патриотизма. .[6] 

     Его стихи отражают жизненный опыт, дух времени. Как человек и поэт  В. А. Шалабаев всегда проявлял интерес к собственным корням, национальной культуре, а в отношениях между людьми высоко ценил дружбу. 

     Конечно, переживания отображались в поэзии, которой характерна честность, прямота в оценке затронутых тем и огромный патриотизм.

      

§ 2. Тема патриотизма - главная тема поэзии В.А.Шалабаева.

Природа посылает миру людей, которые несут на себе печать совершенства духовного и физического. Это счастье и великое бремя. И кто достойно сможет эту ношу вынести за свой временной и пространственный мир, отведённый ему свыше, то его имя в веках будет сиять ярким блеском звезды. [6] Именно таким, по воспоминаниям  современников, был В. Шалабаев.

     Его стихи привлекают оригинальностью, широким диапазоном творческой тематики, прямотой и честностью затронутых проблем, глубокой нежностью и лиризмом.

                                   Уверен я: и в имени твоем

Горит искринка мировой культуры.

            И стих задорный твой. И образ твой вдвоем

    Войдут в историю родной литературы. 

     Педагог, активный в прошлом деятель, человек,  повидавший и переживший многое, автор  призывает трезво и объективно оценивать 

историю народа и государства ( «На уроке  истории», «Грачи», «Народу

моему»), отношение к действительности («Зажжётся  и моя звезда», «Портрету вождя»), пропагандирует единение в обществе и

интернационализм ( «Зауралье- Белозерье»). [12] 

                                           Не в силах бросить

     край  родной,

       Борясь с неодолимой тьмой,

     Поник постыдно головой,

                                            Но где

     найти земли иной? 

     Он  остро чувствовал  свою гражданскую  ответственность за все, что происходит вокруг, и пытался что- либо изменить, сделать лучше:

И стою, один на свете,

            Всю взвалив за прошлое вину.

                Да пытаюсь подпереть при этом

     Дорогую все-таки страну. [6] 

     Страстный патриот  родины, сын своего народа, он был подлинным интернационалистом. Это его позиция,  выработанная всей жизнью. [8]  С какой теплотой писал стихи и рассказы о русском народе, о детстве в далёком Зауралье:

Меня  ж тогда учило Белозёрье

       Ценить добро, не предаваться  злу.

И бескорыстно  источало зори,

   Как подобало русскому селу….

  Не забывал и о другой родине, с её степями, ветрами и непременным атрибутом- юртой:

Как знак осеннего поверья,

Что на безудержном ветру,

     Для всех с открытой настежь

дверью

                                        Стояла юрта на юру

     Страна  для него – это люди, прежде всего  ученики, общению с которыми он придавал большое значение. Дети любили встречи с Василием Амельяновичем не только на уроках, они его боготворили, а смыслом жизни для поэта было:

Научить

                       не хлебом

                                                  жить единым,

Чтоб  за всё

                  болела

                                   голова.

Информация о работе Воспитание высоких патриотических чувств на примере поэзии В.Е. Шалабаева