Воспитание в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:25, реферат

Описание работы

Цель нашего исследования – проведение анализа процесса воспитания в современной школе.
Задачи: чтобы уяснить сущность процесса воспитания в современной школе важно не только раскрыть понятия воспитания, рассмотреть основные элементы как системы, но и проследить его направленность на развитие ребенка, а именно проанализировать такие основные виды воспитания как нравственное, трудовое, физическое, что и является задачами нашей работы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Воспитание как система
1.Понятие воспитания………………………………………………….6
2.Методы и средства воспитания……………………………………...9
3.Воспитательный коллектив как основной элемент
системы воспитания………………………………………………………12
Глава 2. Формирование личности в рамках воспитательного процесса
2.1. Процесс воспитания: сущность, особенности, содержание………..15
2.2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьника…………...19
2.3. Физическое воспитание………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………...…23
Список используемых источников……………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСОБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

Кафедра логопедии и детской речи

 

 

 

 

Воспитание в современной школе

Реферат по дисциплине: Технологии организации самостоятельной работы

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы

Специальность Сурдопедагогика

Специализация учитель-сурдопедагог

Форма обучения дневная

Научный руководитель

        

 

 

 

Новосибирск 2012                                                         

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Воспитание как  система

    1. Понятие воспитания………………………………………………….6
    2. Методы и средства воспитания……………………………………...9
    3. Воспитательный коллектив как основной элемент

 системы воспитания………………………………………………………12

Глава 2. Формирование личности в рамках воспитательного процесса

2.1. Процесс воспитания: сущность, особенности, содержание………..15

2.2. Нравственное воспитание  и мировоззрение школьника…………...19

2.3. Физическое воспитание………………………………………………21

Заключение……………………………………………………………...…23

Список используемых источников……………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание является одним из важнейших компонентов  образования молодого человека. В  настоящее время данный компонент обретает приоритетную роль в государственной политике и национальных проектах социального развития, и это объясняет актуальность исследования.

Воспитание есть педагогическая деятельность специалистов по целенаправленному  введению ребенка в контекст современной мировой и отечественной культуры во имя становления личности ребенка его высокого физического, социального и духовного развития.

В России принят национальный проект «Образование». Правительство  серьезно взялось за образование. Школьное обучение, безусловно, надо поднимать. А в частности, это необходимо потому, что плохо подготовленные выпускники школ обесценивают работу вузов и в значительной мере предопределяют слабых специалистов для народного хозяйства и всех отраслей государственной деятельности в современных, весьма конкурентных условиях.

Нравственная деградация молодого поколения усиливает социальную напряженность. Не только среди педагогов  и родителей, но и в самых широких  кругах общества нарастает понимание  срочной необходимости налаживания воспитания.

 Поэтому эта проблема  наиболее остро стоит в современном  обществе. Надо ли срочно заняться  воспитанием? Является ли сейчас  воспитание школьников и молодежи  той острейшей социальной проблемой,  без которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества?

Ответ может быть только положительным. Изменения в состоянии  молодежи, произошедшие за последние  полтора десятка лет, можно вкратце  охарактеризовать такими новыми типичными  ее особенностями как: отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных целей и стремление к личному обогащению; падение авторитета государства, общества, культуры; снижение общей культуры молодежи; нежелание выпускников школы служить в армии и защищать нашу Родину; плохая подготовленность к серьезному труду и семейным отношениям; ранние половые связи; небывалый рост числа проявлений анархизма, шовинизма и фашистских настроений; широкая криминализация, наркомания и преступность среди молодежи.

Вместе с тем в  учительских разговорах на различных форумах, совещаниях, в различных выступлениях обсуждается вопрос: должна ли школа заниматься воспитанием?

В общем контексте  можно отметить, что школа является непосредственным социальным институтом воспитания, в котором происходит формирование и становление  личности ребенка. Исходя их этого очевидно стремление ученых, методистов и практиков подвергнуть рефлексии не отдельные стороны, аспекты, проблемы воспитательной работы с детьми, а процесс воспитания в целом.

В каждом конкретном учебном заведении выработаны свои тенденции развития воспитательной практики для более обоснованной и точной выработки стратегии и тактики построения воспитательных отношений, своя особая теоретико-методологическая основа современной воспитательной деятельности. Руководители и педагоги учебных заведений убеждены в том, что эффективность воспитательного процесса обусловлена системным характером его построения.

Исходя из вышеизложенного, непосредственная цель нашего исследования – проведение анализа процесса воспитания в современной школе.

Объект: дети.

Предмет: воспитание и развитие.

Гипотеза: современное общество предполагает, что воспитание не может ограничиваться формированием сугубо исполнительских функций сознания и рассматриваться только как определенный процесс педагогической деятельности. Воспитание – сложный организм, который должен способствовать становлению и проявлению личностных структур сознания.

Задачи: чтобы уяснить сущность процесса воспитания в современной школе важно не только раскрыть понятия воспитания, рассмотреть  основные элементы как системы, но и проследить его направленность на развитие ребенка, а именно проанализировать такие основные виды воспитания как нравственное, трудовое, физическое, что и является задачами нашей работы.

Методы: теоретический  сбор материала.

Теоретическая база: исследования и выводы Л. П. Крившенко.

Практическое значение: изучены и проанализированы основные виды воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ВОСПИТАНИЕ  КАК СИСТЕМА

 

1.1. Понятие воспитания

 

Под воспитанием следует  понимать целенаправленный и сознательно  осуществляемый педагогический процесс  ориентации и стимулирования разнообразной  деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и  навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями [5, с. 54].

Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся  воспитательных ситуаций (воспитательных дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой – развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов [4, с. 15].

Любой процесс предполагает наличие цели и задач, в данном случае исследуемый нами воспитательный процесс в современной школе  не является исключением. Что же представляет собой цель воспитания и посредством каких задач она реализуется?

Цель воспитания –  это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно; бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных. Вопросы к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека.

Цель выражает общую  целеустремленность воспитания. При  практическом осуществлении она  выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся  как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.

Среди непреходящих целей  воспитания есть одна, выражающая наивысшее  предназначение воспитания, – обеспечить каждому человеку всестороннее развитие.

На сегодняшний день главная цель современной  средней  общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации [4, с. 89].

В процессе достижения вышеуказанной  основной цели воспитания используются многочисленные задачи, характеризующие  умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое формирование личности «воспитанника» в рамках обучения, которые мы рассмотрим во второй главе.

Таким образом, воспитание представляет собой процесс формирования, развития личности, включающий целенаправленное воздействие, который немыслим без  определяющей его сущность цели, а также без решения в рамках ее важных задач. При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом в современной школьной системе обучения.

 

 

1.2. Методы и средства воспитания

 

Под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.

Прежде всего, важно  подчеркнуть, что личность развивается  только в деятельности. Это в полной мере относится и к формированию отношений личности как предмета воспитания. Так, для формирования таких характеристик личности, как мировоззрение и общественная направленность, необходимо включать ее в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в процессе познавательной и практической деятельности формируются патриотизм, трудолюбие и другие качества. Все это требует от педагога хорошего владения способами и приемами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия методов воспитания [8, с.147].

Методы воспитательного  воздействия – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для  решения педагогических задач в  совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем. Выбор и осуществление методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов.

Сущность методов воспитания – организация их с помощью  деятельности школьников по освоению содержания, воспитания для формирования свойств личности.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков. Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок [4, с. 138].

В процессе воспитания применяются  методы одобрения и осуждения, которые вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, порождают страх и создают моральных циников. Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противоположность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения. Смысл одобрения и осуждения заключается в том, чтобы развивать у учащихся нравственное сознание и чувства, критическое отношение к своему поведению и более требовательное отношение к себе. Признавая правомерность одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя преувеличивать их педагогического значения. Их неправильное или слишком широкое использование может обернуться отрицательными последствиями. Поэтому их относят к вспомогательным методам воспитания, которые применяются главным образом для корректировки поведения.

Информация о работе Воспитание в современной школе