Воспитание в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.
Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 71.48 Кб (Скачать)

       Введение

       Все мы целенаправленно или неосознанно  воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в  крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность  и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Само явление зародилось, как только появились первые люди на нашей планете. Воспитание тесно связано с образованием, и в настоящее время является актуальной проблемой в системе гуманитарного знания.

       Целью данной исследовательской работы является теоретико-практический анализ доступной  литературы и Интернет – ресурсов по данной проблеме.

       Объект  исследования: гуманитарное содержание педагогического знания. Предмет  исследования: воспитание как педагогическая категория.

       Задачи  исследования: провести краткий анализ основных педагогических понятий и  явлений, обозначить значимость процесса воспитания в системе гуманитарного  знания,  выявить актуальные проблемы нравственного воспитания.

       Методы  исследования: аналитическое обобщение  научно-практической информации, педагогическая интерпретация полученных результатов.  

       Начало  нового столетия ознаменовалось изменением взглядов на мир, на место человека в нем, на его образование, воспитание и мировоззрение. Происходит переориентация современного общества на модель устойчивого развития как стратегию коллективной роли выживания, решения глобальных проблем и дальнейшего прогресса. Это предполагает развитие нового мировоззрения, включающее в себя представление о мире, как о целостной системе, и о человеке, как о целостной и уникальной личности, живущей в этом мире, развивающейся и самореализующейся в процессе образования и профессиональной деятельности, в коллективе и в общении с другими людьми.

       Ключевая  роль в стратегии выживания и  дальнейшего развития отводится  образованию, построенному на гуманистической  парадигме и ориентированному на модель устойчивого развития. Для  всего мирового сообщества характерно стремление преодолеть интеллектуальную, профессиональную и культурную ограниченность, обеспечить разностороннее развитие личности, профессиональную компетентность и  создать условия для её творческой самореализации. Таким образом, меняются приоритеты образования, которое направлено на самоопределение и самореализацию личности за счет создания условий для раскрытия, развития и реализации её потенциала.

       Также, не менее важной задачей образования, с точки зрения современной педагогики, является содействие социализации человека в условиях неопределенности современного общества. Именно эти условия ставят  перед образованием особые задачи – ориентации на умения учащихся принимать самостоятельные решения, быть активными в отношении собственного образования, проявлять инициативу и ответственность.

       Но  прежде всего, необходимо выяснить какое положение занимает воспитание как категория в педагогике, и как она взаимодействует с другими категориями этой науки. 

       
  1. Педагогика  как наука.

       «Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя», точно охарактеризовал педагогику, как науку замечательный русский философ и юрист, Сергей Иосифович Гессен.

       Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции «педагог» — раб, наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Френсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

       Потребность передавать опыт от поколения к поколению  появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому  практика воспитания первоначально  определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения  к младшему. Воспитание было таким  же общественным явлением, как и  любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и  вместе с ним, усложнялись процесс  и цели воспитания.

       Вначале педагогическая мысль оформлялась  в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения  и отношения между родителями и детьми.

       До  того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование  и до нашего времени дошли в  виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках,  заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках, оглядках, исторических преданиях, народных приметах (приведено в приложении А). Только затем, с появлением письменности, они обрели более «сухую», не иносказательную форму, и стали носить характер Советов, неписаных Правил и Рекомендаций.

       В настоящее время существует большое количество определений термина «педагогика»:

       Российская  педагогическая энциклопедия трактует педагогику как науку о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Н.В. Бордовская, А.А. Реан определяют педагогику как науку о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки, или неосуществимом подготовлении в эмпирическом смысле подрастающего поколения к жизни и деятельности. Для Александра Михайловича Новикова  педагогика – это наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта. С. И. Гессен трактует это понятие как

осмысление  воспитания.

       В истории развития отечественной  педагогической мысли отечественный ученый, доктор педагогических наук, Семен Филиппович Егоров выделяет четыре основных периода: церковный, государственный, общественный, советский или партийно-государственный.

       Охарактеризуем  каждый период в отдельности:

  • Церковный период (XI – XVII века): князь, его родственники, дружина, бояре и купечество – вот наиболее богатые и влиятельные слои общества этого периода. Время княжения Владимира было кульминационным. Введенное Владимиром христианство должно было укреплять связи между отдельными частями Киевского государства, а школа – служить средством христианизации народа.

       Как об этом свидетельствуют древнерусские  летописи, князья и церковь, заботясь об «учении книжном», имели своей  целью распространение нового мировоззрения. Со времени принятия христианства потребность  в образованных людях начала возрастать. Такие люди стали нужны и для  переписки книг. Данный период представлен таким уникальным памятником педагогики, как «Поучение детям» Владимира Мономаха (приведено в приложении Б). В нем отражены педагогические идеалы Древней Руси, представляющие результат слияния двух начал: традиций древних славян, с одной стороны, и христианства, ставшего государственной религией – с другой. Эти идеалы послужили краеугольным камнем практической образовательной и воспитательной деятельности в России на многие века.

       Развитие  русской педагогической мысли XVI – XVII вв. отмечено борьбой с католицизмом. Угроза католической экспансии порождала в ряде славянских стран братские школы, главной целью которых было сохранение в чистоте православия и его защита.

  • Государственный период (XVIII – XIX века): вся система учебно-воспитательных учреждений в эти полтора столетия развивается как сословная. XVIII и начало XIX в. часто называют «веком просвещения». При этом следует заметить, что развития просвещения характеризовалось, с одной стороны, ростом количества учебно-воспитательных учреждений, а с другой – ослаблением влияния на образовательный процесс религии и национальных культурных традиций. Для дворян открываются шляхетские корпуса, дающие своим воспитанникам широкий круг общеобразовательных знаний: шляхетский инженерный корпус, морской, артиллерийский и др. Кроме того, дети дворян, в том числе и девочки, могли получать образование в частных пансионах. Финансовую поддержку правительство оказывало, прежде всего, и главным образом, дворянским учебным заведениям закрытого типа (Указы Петра I об учении и училищах (приведено в приложение Б)).

       В 1724 г. учреждается Академия наук с университетом при ней,  а в 1755 г.  по инициативе М.В. Ломоносова и при содействии графа И.И. Шувалова был открыт Московский университет, сыгравший выдающуюся роль в развитии российского просвещения.

  • Общественный период (середина XIX века – 1917 год) охарактеризовался отменой крепостного права и развитием и установлением капитализма на территории России. Народ испытывал двойной гнет: с одной стороны – полукрепостнические отношения, а с другой – капиталистическая эксплуатация. Социальные противоречия порождали революционные ситуации. Длительное время советские историки различали три направления в педагогическом движении 60-х гг.: буржуазно-либеральное, сторонники которого считали, что школа должна воспитывать высококультурного человека, которым может являться только представитель их класса или отдельный «выходец» из народа. Представители второго направления, буржуазно-демократического внесли большой вклад в развитие народной школы: разработка дидактики начальной школы, обоснования содержания и методики ее работы, создание школьных учебников и др. Сторонники  третьего направления, революционно-демократического требовали образования для широких народных масс, свободы школы и образования от церкви.
  • Советский период (1917 – 1987 гг.) ознаменовался окончательным устранением сословности и частного предпринимательства на ниве просвещения. В системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней, образование стало доступным детям беднейших слоев населения. Партийная педагогика представляла собой часть коммунистической идеологии, советская школа провозглашалась «проводником принципов коммунизма», целью которой было воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Коммунистическое воспитание объявлялось главной целью деятельности всех звеньев системы образования вообще – начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами. Наука о воспитании человека в советской России становится делом государственной важности. Доказательства тому видно в обращении народного комиссара по просвещению (приведено в приложении Б). 

       Появление педагогики как самостоятельной  науки связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Всеобщее признание получил его труд в сфере педагогических знаний «Великая дидактика». Большинство сформулированных им принципов, методов и форм организации педагогического процесса составляют ядро современных педагогических систем. Как и любая область научного знания, педагогика имеет свой предмет и объект исследования, понятия, категории, методы и формы. Педагогика относится к сфере гуманитарного знания, поскольку в основе ее лежат социальные закономерности и механизмы передачи социального опыта новым поколениям. Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII веке привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

       Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено только в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.

       В числе первых сложились связи  педагогики с философией и психологией, которые и сегодня являются необходимым  условием развития педагогической теории и практики.

       Связь педагогики с философией является наиболее длительной и продуктивной, так как  философские идеи продуцировали  создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. От системы философских взглядов (экзистенциальных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.), которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.

       Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать  механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить образование (обучение и воспитание), сообразуясь  с этими законами, свойствами, потребностями, возможностями, выдвигали все выдающиеся педагоги. Как отмечал В. В. Краевский, при анализе связей педагогики с психологией важно различать психологизм как методологическую позицию и психологию как науку, которая была и остается важнейшим источником научного обоснования образовательного процесса. Психологизм проявляется в том, что психология объявляется единственным научным основанием, направляющим педагогическую практику.

Информация о работе Воспитание в системе гуманитарного знания