Воспитание в педагогике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

Содержание

Сущность воспитания. Понятия процесса воспитания.
Содержание воспитательной работы.
Принципы воспитания и условия их реализации.

Работа содержит 1 файл

к.р. по педагогика и психология.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

План. 

  1. Сущность  воспитания. Понятия процесса воспитания.
  2. Содержание воспитательной работы.
  3. Принципы воспитания и условия их реализации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение. 
 

     У всякого человека бывает два воспитания:

     одно, которое ему дают другие,

       и другое, более важное,

     которое он дает себе сам. - Э. Гиббон 
 
 

     Хорошее воспитание заключается не в том,

       что ты не прольешь соуса  на скатерть,

     а в том, что ты не заметишь,

     если  это сделает кто-нибудь другой. - А. Чехов 

Воспитание  в педагогике рассматривают в нескольких аспектах: 

 •  в социальном — передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.; 

• в  педагогическом — специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого. 

Актуальность  темы исследования состоит в том, что воспитание это неотъемлемая составляющая в формирования личности, воспитание связано с формированием личностных качеств человека.  

Воспитание  должно соответствовать требованиям  общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в  духе гражданственности, уважения к  законам и нормам поведения. Важно  формировать общечеловеческие ценности, при этом учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно. 

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство — воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

    1. Сущность воспитания. Понятия процесса воспитания.
 
 

Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей. 

Рассмотрим  составляющие компоненты этого определения. 

Процесс целенаправленного формирования личности означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда  имеет цель. 

Говоря  о формировании личности, имеют в  виду управление ее развитием, создание условий для осуществления этого  процесса, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или  воздействие. Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника. 

Специально  организованная воспитательная система. Почему мы говорим о системе? Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный  результат можно получить только в том случае, если они реализуются  во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя  друг друга. 

Взаимодействие  воспитателя и воспитуемых —  процесс воспитания подразумевает  обязательную обратную связь, в противном  случае нельзя говорить о результатах  деятельности педагога. 

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник  приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Одна из задач воспитателя — найти  способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность. Данный подход в теории воспитания называют личностно деятельностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно. 

Основными содержательными компонентами личностно деятельностного подхода являются: 

• общение  как основа многообразных межличностных

отношений;

• руководство  развитием личности в процессе деятельности;

• развитие и социализация личности. 

 В  гуманистической педагогике воспитание  — процесс 

• эффективного сотрудничества между воспитателями  и воспитанниками, который должен привести к заданной цели. Цель —  это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах. 

При определении  идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к  новым реалиям, новому обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, методы воспитания. Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления. Цель —

воспитания  всесторонне гармонично развитой личности закреплена в Законе РФ «Об образовании». Эта цель определяет содержание воспитательного  процесса; обусловливает воспитательный результат; служит критерием деятельности педагога; полностью определяет систему воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Содержание воспитательной работы.
 

Выделяют  общие цели воспитания (направлены на всех: людей) и индивидуальные (для  отдельного человека). 

В процессе постановки цели важную роль играет психолого-педагогическая диагностика не только как отдельная - деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного процесса. Необходимо знать различные методики изучения личности и уметь конструировать из них программы изучения личности и коллектива. 

Цель  воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от социального и технического прогресса, возможностей общества, взрослых и детей. 

Особенности процесса воспитания: 

Обучение  и воспитание — два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации. 

Воспитательная  деятельность может быть отдельной  сферой деятельности воспитателя (иметь  свои цели, задачи, содержание) или органично  «вписываться» в процесс обучения (так как обучение носит воспитывающий  характер). 

Отметим, что общего между этими двумя  процессами: 

  • процесс воспитания включает в себя элементы обучения: прежде чем требовать выполнения каких-либо правил, необходимо научить  их выполнять;
 
  • процесс обучения представляет собой форму организации  взаимодействия между учителем и  учеником. В процессе деятельности учитель оказывает воспитательное влияние на ученика;
 
  • в процессах  обучения и воспитания используются одинаковые методы (объяснение, контроль и др.)
 

Условно принципиальная разница этих процессов  состоит в том, что процесс  обучения ориентирован на освоение учениками  основ различных наук, воспитание связано с формированием его  личностных качеств. 

Для воспитательного  процесса характерны: 

  • целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее  результат);
 
  • единство  цели (показатель сотрудничества между  воспитателями и воспитуемыми);
 
  • длительность (результаты не ощущаются сразу, как  в процессе обучения);
 
  • многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так  и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат  воспитания более эффективен);
 
  • подвижность (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям);
 
  • непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие  мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);
 
  • комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);
 
  • вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными  особенностями, социальным опытом. Это  следует учитывать в процессе воспитания, так как даже при одинаковом воздействии возможен "различный  воспитательный эффект);
 
  • двусторонность (сотрудничество воспитателей и воспитуемых);
 
  • противоречивость (противоречия рассматривают как  движущую силу воспитания).
 
 

Личность  воспитателя — важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его мастерства, ценностных ориентации, умения сотрудничать зависит продуктивность воспитательного  процесса). 

Таким образом, на основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что, хотя процесс  воспитания идет одновременно с процессом  обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и рассматривается  самостоятельно. 

Рассмотрим  содержание некоторых ведущих направлений  воспитательной работы. 

Формирование  научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии. 

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззренческие  взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные  позиции. 

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в  результате взаимодействия различных  мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической  разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов. 

В мировоззрении  человека всегда проявляются черты  соответствующего времени. Современные  представления о мире сложились  целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую  теорию, которая помогла понять единство всего живого; космология раскрыла единство и целостность космоса; синергетика продемонстрировала, что  процессы самоорганизации могут  происходить не только в мире живого, но и в неживой природе; и т.д.) 

Главная задача формирования научного мировоззрения  — дать человеку ориентиры для  самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире. 

Гражданское воспитание. Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.-Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, ВТ. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности В воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она основана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина. А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. 

Информация о работе Воспитание в педагогике