Воспитание в педагогическом процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Сейчас я студентка первого курса, у которой нет серьезных обязательств и проблем, но я осознаю, что в будущем Я - мать. У меня будут дети, которым я должна дать какое-то воспитание. Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком, был образован и всесторонне развит… Я не исключение. Но для того, чтобы воспитать достойного человека, нужно хотя бы немного знать о воспитании: его методах, принципах и вообще о его сущности. Исходя из этого, я выбрала для своего реферата именно эту тему.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………..4
Основные понятия …………………………………………………………………………….5
Воспитание, как деятельность, направленная на достижение целей
образования ………………………………………………………………………………………6
Закономерности и принципы воспитания ………………………………………..7
Методы и средства воспитания …………………………………………………………8
Семья, как субъект педагогического воздействия
и социокультурная среда воспитания личности…………………………………….9
Заключение …………………………………………………………………………………………….11
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

                                  «Читинский государственный университет»

                                                                     (ЧитГУ)

                                            Институт строительства и экологии

                                           Инженерно-строительный факультет

                                                        Кафедра психологии 
 
 

                          Реферат

                                                        по дисциплине

        «Психология и педагогика профессиональной деятельности»

           на тему: «Воспитание в педагогическом  процессе» 
 
 
 
 
 

                                                  Чита 2011

                                             Содержание   

      Введение ………………………………………………………………………………………………..4

  1. Основные понятия …………………………………………………………………………….5
  2. Воспитание, как деятельность, направленная на достижение целей 

    образования ………………………………………………………………………………………6

  1. Закономерности и принципы воспитания ………………………………………..7
  2. Методы и средства воспитания …………………………………………………………8
  3. Семья, как субъект педагогического воздействия

    и социокультурная  среда воспитания личности…………………………………….9

    Заключение …………………………………………………………………………………………….11

    Список использованных источников ……………………………………………………..12

 

 

                                            Введение

Сейчас я студентка  первого курса, у которой нет  серьезных обязательств и проблем, но я осознаю, что в будущем  Я - мать. У меня будут дети, которым  я должна дать какое-то воспитание. Каждый родитель, наверное, мечтает, чтобы  его ребенок вырос хорошим  человеком, был образован и всесторонне  развит… Я не исключение. Но для  того, чтобы воспитать достойного человека, нужно хотя бы немного  знать о воспитании: его методах, принципах и вообще о его сущности. Исходя из этого, я выбрала для  своего  реферата именно эту тему. 

                        1. Основные понятия

На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. До реформ Петра I под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» , поскольку само слово однокоренное со словом питание. В словаре Даля было сказано, что воспитывать значит «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращивать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно…» . По определению ЭСБЭ воспитание «есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» . Зигмунд Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности». Толковый словарь Ожегова описывал воспитание как «навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни» . В то же время в современной педагогике дается и более четкое определение: воспитание – развитие направленности личности как «верхнего этажа» ее иерархической структуры (формы направленности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т.д.) . В психологии воспитание рассматривается в первую очередь как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду» . В целом,воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория "воспитание" - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.).

Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.).

Педагогический процесс  – это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Далее рассмотрим подробнее  воспитание, как  деятельность, направленную на достижение целей образования.

   2. Воспитание как  деятельность, направленная  на достижение  целей образования

Воспитание в узком  смысле рассматривается как особая деятельность преподавателей для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Важнейшая проблема педагогики состоит в том, чтобы  добиться максимального повышения  эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на учащихся.

Воспитание должно учитывать движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать все возможное положительное влияние общественной и природной среды. Вместе с тем, воспитание призвано ослаблять отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды на формирование личности.

Рассматривая воспитание как целенаправленный процесс формирования личности с помощью специфических  педагогических воздействий в соответствии с определенным идеалом, следует  отметить три существенных признака воспитания как педагогического  понятия:

  1. Целенаправленность, наличие социально-культурного ориентира, идеала.
  2. Соответствие хода процесса воспитания социально-культурным ценностям, как достижениям исторического развития человечества.

    3.Наличие определенной  системы организованных воздействий  и влияний.

    Воспитание, как  любой процесс, можно представить  в виде последовательно реализуемых  функций:

  1. Аналитическая функция, т. е. изучение личности и ее развития
  2. Диагностическая функция – выявление реального уровня развития человека.
  3. Прогностическая функция, которая проявляется как целеполагание.
  4. Проектировочная функция, реализуемая путем разработки программ и планов, выбора способов деятельности, направленных на достижение целей.
  5. Организаторская функция, проявляющаяся в формировании мотиваций развития личности, в просвещении, в общении и т.п.
  6. Контрольно-оценочная функция, направленная на выявление и оценку результатов воспитания.

    Все эти функции  взаимосвязаны и обусловлены  внутренней логикой воспитания.

    Цели воспитания следует рассматривать в различных  аспектах: это формирование знаний и способов учебно-познавательной деятельности, формирование мотивации и опыта  деятельности, формирование культуры и опыта общения, формирование субъективно-личностных отношений.

    Содержание воспитания обычно рассматривается в следующих  аспектах: умственное, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

    Подводя некоторые  итоги вышеизложенному, я сделала вывод, что воспитание как процесс многофакторный и многоцелевой играет важнейшую роль в системе факторов развития и обучения человека.

        3. Закономерности и принципы воспитания

    Закономерности  воспитания – это адекватное отображение  объективно существующих взаимосвязей между различными элементами воспитательного процесса.

    К общим закономерностям  воспитания относятся следующие:

         - цели, характер и содержание воспитания определяются потребностями общества, интересами государства и правящих классов;

          - результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий и влиянием факторов внешней среды;

         - позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей;

         -   эффективность воспитания предопределяется собственной активностью личности.

    Все вышеперечисленные  закономерности должны учитываться  при формировании принципов воспитания.

    Принципы воспитания отражают общие требования, предъявляемые  к организации процесса воспитания. Выделяют обычно три основных принципа воспитания.

    Первый – ориентация на ценностные отношения. Этот принцип  вытекает из цели воспитания и отражает природу воспитательного процесса. Суть этого принципа в постоянном формировании у воспитанников отношения к социокультурным ценностям и ценностным основаниям жизни – добру, истине, красоте.

    Второй принцип  воспитания – принцип субъективности. Суть этого принципа в том, что  педагог максимально содействует  развитию способности обучаемого осознавать свое «Я» в общении с другими  людьми и с миром.

    Третий принцип  воспитания требует принятия обучающегося как данности, признания за каждым ребенком права на его существование таким, каков он есть. Этот принцип отражает попытку согласовать социальные нормы и правила жизни с автономностью и неповторимостью личности каждого  ученика. Этот принцип требует признания ценности личности каждого ученика независимо от его успехов, развития, положения, способностей.

    Сочетание перечисленных  принципов придает воспитанию философскую, диалогическую и этическую характеристику, которая воспринимается целостно.

    Перечисленные выше принципы и закономерности реализуются  на практике при помощи методов воспитания.

                   4. Методы и средства воспитания

На достижение целей  воспитания ориентированы методы воспитания. Методами воспитания следует считать специфические способы и приемы педагогической работы, которые используются для развития таких компонентов личностных качеств, как мотивационная сфера, сознание, чувства, взгляды, убеждения, навыки и привычки поведения, а также для их коррекции и совершенствования.

Методы обучения можно разделить на три крупных  блока:

  1. Методы формирования сознания личности.
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
  3. Методы стимулирования деятельности.

    К первой группе методов  относят убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, а также метод  примера. Вторая группа методов включает: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитывающих ситуаций. В третью группу методов входят: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

    Средства воспитания представляют собой конкретные виды работы, которые используются в рамках того или иного метода воспитания.

    Рассказ – это  последовательное изложение преимущественно  фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме.

    Объяснение –  это доказательная форма изложения, основанная на применении логически  связанных умозаключениях, устанавливающих  истинность данного суждения.

    Опрос – получение  письменных или устных ответов учащихся на четко сформулированные преподавателем вопросы.

    Я думаю, что методы и средства воспитания должны использоваться комплексно для наиболее  эффективного осуществления на практике основных направлений воспитания. 

Информация о работе Воспитание в педагогическом процессе