Воспитание в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:06, доклад

Описание работы

Методика воспитания, по меткому замечанию А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию методов — обязательное условие успеха воспитания.

Воспитание в коллективе и в труде.

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Работа содержит 1 файл

макаренко Воспитание в коллективе и в труде.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

      Методика  воспитания, по меткому замечанию  А. С. Макаренко, не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона. Творческий подход к использованию  методов — обязательное условие  успеха воспитания.

      Воспитание  в коллективе и в труде.

      Вопрос  о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

      Большая заслуга А. С. Макаренко заключается  в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

      «Задача нашего воспитания сводится к тому, чтобы воспитать коллективиста»,—говорит Макаренко в статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта».

      Воспитание  в коллективе и через коллектив он подробно освещает в художественно-педагогических и теоретических произведениях.

      Под коллективом Макаренко понимал  не случайное скопление людей, а  объединение их для достижения общих целей в общем труде — объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимо­зависимостью отдельных своих частей. Он подчеркивал, что коллектив

      — часть советского общества: «через коллектив каждый его член входит в общество».

      «Только создав единый школьный коллектив, можно  разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы  воспитания в советской школе».

      Макаренко считал, что воздействовать на отдельную  личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он назвал «Принципом параллельного действия».В этом принципе реализуется требование коллектива – «один за всех и все за одного». «Принцип параллельного действия» не исключает ,однако, применения «принципа индивидуального действия» -прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника .

      Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива».Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего.Развитие коллектива останавливается. Коллектив всегда должен жить напряжённой жизнью, стремление к определённой цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... Самое важное ,что мы привыкли ценить в человеке, - этот сила и красота. И то, и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения  к перспективе. Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым  располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной постановке более ценных» – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

      Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определённой целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, даёт глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую  задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать своё руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

      Такова  в сущность «системы перспективных  линий» А.С.Макаренко, являющейся одной из частей его учения о воспитании и коллективе. Правильно осуществляемая в педагогической практике, она будит у воспитанников уверенность в их силах, поднимает их чувство собственного достоинства, развивает волю и настойчивость, поддерживает  бодрость и жизнерадостность и побуждает весь коллектив стремиться к новым достижениям.

      Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребёнок, писал Макаренко, должен играть, «надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь».

      Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение в эстетике и символике (сигналы, рапорты, отличительные знаки и т. п.) и во всей структуре и деятельности коллективов колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинского.

      Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

      Макаренко считал, что трудолюбие и способность  к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

      В процессе трудовой деятельности детей, говорил Макаренко, надо развивать их умение ориентироваться, планировать работу, бережно относиться ко времени, к орудиям производства и к материалам, добиваться высокого качества работы.

      Во  избежание ранней и узкой специализации следует переключать детей с одного вида труда на другой, дать им возможность получить среднее образование и в тоже время овладеть рабочими профессиями, а также навыками по организации и управлению производством.

           Воспитание чувства долга и  чести, воспитание воли, характера  и дисциплины.

      В «Лекциях о воспитании детей» Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

      Каждый  член коллектива обязан сознавать и  чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кончая Родиной. Он должен обладать чувством чести, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

      Макаренко умел развивать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

      Он  упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужественным.

      В педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное

понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно

ограничивалась отрицательными требованиями: «не шали», «не ленись», «не

опаздывай»  и т. д. Подобному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дисциплины борьбы и преодоления».

      Таким образом, дисциплина в понимании Макаренко—это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

      Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», — писал Антон Семенович. Он указывал, что школа умеет, пожалуй, бороться с

дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики»,

накопители, приспособленцы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы... А на самом деле именно эти характеры вырастают в людей вредо­осных...»

      Дисциплина  особенно развивается и крепнет  в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина—это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете принимает форму дисциплины».

      Рассматривая  дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. В лекции «Дисципина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должен всеми строго соблюдаться.

      Отвергая  неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба», Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба или запуганного, дряблого человека и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.

      Несостоятельность запрещения наказаний была подвергнута критике. Особенно определенно с этой критикой выступил А. С. Макаренко. Он утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

      А. С. Макаренко настойчиво советовал  использовать нравственное просвещение  после того, как коллектив достигнет  достаточно высокого уровня развития и у него возникает потребность  в изучении вопросов нравственности.

      Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. Интересные мысли о методике предъявления требований высказаны  А. С. Макаренко: он не рекомендовал предъявлять  требования в том случае, если воспитатель не уверен, что они будут выполнены воспитанниками.

      А. С. Макаренко предупреждал учителей от трех типов ошибок в использовании  методов воспитания, он не советовал  использовать методы без проверки их на практике, предостерегал от фетишизации отдельных методов, т. е. предпочтения одного метода всем другим, использования одного метода в отрыве от других. «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким обычно у нас считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть признано всегда абсолютно полезным».

      А. С. Макаренко рекомендовал творчески  применять разнообразные методы воспитания с учетом зрелости коллектива, индивидуальности ребенка.

      Игра. По меткому замечанию А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет «то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. Учитель, недооценивающий роль игры в воспитании младших школьников, не сможет добиться больших успехов в своем труде.

      А. С. Макаренко, придавая огромное значение игре, в руководимых им учреждениях  включал игру в жизнь воспитанников. Он стремился к тому, чтобы игра обеспечивала радость жизни и прививала детям любовь и интерес к ней. В его практике использовались игры, отвечающие тем или иным педагогическим целям, и просто веселые игры, создающие бодрое настроение, дающие возможность воспитанникам отдохнуть. А. С. Макаренко стремился создать комплекс разнообразных игр, требовал постоянной работы над их совершенствованием, призывал заменять игры, если они больше не соответствуют жизни коллектива и перспективам его развития.

      Важным  условием воздействия игры на воспитанников  он считал активное участие самих  детей не только в проведении игр, но и в их создании, не умаляя и  роли педагога в организации игры. Педагог, по его мнению, всегда должен представлять себе цель игры, которую он проводит, и идти именно к этой цели. В практике работы А. С. Макаренко многие игры перерастали в трудовую деятельность, а в трудовых делах часто присутствовал элемент игры. 

Информация о работе Воспитание в коллективе