Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5
1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18
2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18
2.2. Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе формирования культуры здорового образа жизни 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложения 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.86 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный  педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет дошкольного образования 

Кафедра общей и дошкольной педагогики

 

 

 

 

 

 

ВОСПИТАНИЕ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

 

Курсовая работа

 

 

Выполнила:

Студентка 304 группы

дневной формы получения образования

Богданчук Екатерина Андреевна

 

Научный руководитель:

Волкова Любовь Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Минск 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни» 5

1.2. Особенности формирования у ребенка культуры здорового образа жизни 12

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 18

2.1. Характеристика уровня представлений о культуре здорового образа жизни детей 18

2.2.  Использование разных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе  формирования  культуры здорового образа жизни 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Приложения 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Здоровье детей всегда было одной из главных задач в обществе. Техногенная цивилизация обостряет эту проблему в связи с увеличением числа рисков для детского здоровья. Об этом достаточно много пишут и говорят. Также активно обсуждается проблема формирования у детей навыков здорового образа жизни. Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями, не информированы должным образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья[4].

Одной из важнейших задач  современного дошкольного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная  с самого рождения. В современном  обществе остро стоит вопрос о  воспитании здорового ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного  формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных  способностей. В связи с вышесказанным  необходимо разнообразить формы  и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Актуальность работы обуславливается  тем, что в последнее время  становится востребованным формирование  у детей культуры здорового образа жизни, при этом, в дошкольных учреждениях чаще всего с этой  целью используются активные досуги и занятия, а дидактическим играм, чтению специальной литературы уделяется недостаточное внимание.

Объект исследования: культура здорового образа жизни.

Предмет исследования: формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.

Цель исследования: изучить особенности формирования у дошкольников  культуры здорового образа жизни.

 

Задачи исследования.

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме  исследования. 
    2. Выявить  уровень знаний детей о культуре здорового образа жизни.
    3. Подобрать и апробировать дидактические игры, специальную литературу, направленную на формирование у дошкольников культуры здорового образа жизни.
    4. Выявить результативность использования разных форм работы по формированию культуры здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование культуры здорового образа жизни будет более эффективным при использовании разных форм и средств воспитательной работы с детьми.

Методы исследования:

Для решения  задач исследования на теоретическом  уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.

На  эмпирическом этапе -  эксперимент.

Для обработки  результатов использовался количественный и качественный анализ.

База исследования: Исследования  проводилось на базе  дошкольного учреждения № 426 г. Минска. В исследовании принимало участие  20 детей в возрасте 6-7 лет (старшая группа).

Практическая  (социальная) значимость полученных результатов.

Теоретические и экспериментальные данные могут  быть использованы  в лекциях,   консультациях  для родителей, при  проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с  родителями.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключения, списка используемой литературы (25 источников), приложения  (7  наименований). Общий объем работы без приложения составляет  28страниц.

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность понятия «культура здорового образа жизни»

 

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни  человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность  в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже  сложившиеся представления. Кроме  того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего  поколения, поэтому потребность  в формировании у детей представлений  о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей  в образовании, воспитании и развитии дошкольников[6].

Понятие здоровья формировалось  на протяжении столетий. Вначале это  понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и  различных наук, наполнялось новым  содержанием. В настоящее время  понятие здоровья соотносят с  психическим состоянием человека, его  образом жизни, а так же уровнем  духовного развития.  В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.

Культура  здорового образа жизни – это   культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни — это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

 

Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % — от природного окружения, на 7 - 10 % - от уровня здравоохранения  и на 50 % - от образа жизни человека. (Ю.П.Лисицын, Г.К.Зайцев и др.).

 

В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и  воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

 

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни  детей рассмотрены в работах  Н.П.Абаскаловой, Н.М.Амосова, В.К.Бальсевича, И.И.Брехмана, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г.Комкова, Г.М.Соловьева, Л.Г.Татарниковой, О.Л.Трещевой и др.

 

Ученый Г.М.Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.

 

Актуальной задачей физического  воспитания, — говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узко медицинским и узко педагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в учреждении дошкольного образования (УДО).

 

Ситуация со здоровьем  детей продолжает оставаться главной  стратегической проблемой в области  образования. Серьезную озабоченность  вызывает рост детей с ослабленным  соматическим и психоневрологическим здоровьем. (Л.И.Губаева, В.Ф.Вишнякова, С.С.Зверева, Д.М.Рудьева).

 

Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П.Лисицина, Ю.М.Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

 

Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена  здоровьем человека, основы которого Закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек,, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.

 

Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять  разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим  и внешнесредовым воздействиям.

 

Реализация важнейших  положений Концепции, связанных  с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых  технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И.Алиева,

 

B.Г.Алямовская, О.М.Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова

 

C.М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др.

 

История отечественного и  зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего  поколения рассматривалась по-разному.

 

В средневековую эпоху  задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени  советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).

 

Идея гармонии души и тела как основы здоровья возникла в глубокой древности. Этой идеей в своё время  воспользовался английский философ-педагог  Д.Локк, и именно ему принадлежит известное выражение «здоровый дух в здоровом теле».

 

К проблеме здоровья ребёнка  в разное время обращались многие учёные (В.Г.Белинский, П.П.Блонский, А.Г.Болотов, А.И.Герцен, »

 

Н.А.Добролюбов, С.Г.Зыбелин, В.П.Казначеев, П.Ф.Лесгафт, Н.И.Новиков, Л.А.Оганесян, Н.И.Пирогов, Б.Н.Смольский, А.И.Суворов, В.Н.Татищев, К.Д.Ушинский и др.).

 

Проблема психологического и психического здоровья детей и  школьников занимает одно из центральных  мест в разработке научных основ  детской практической психологии и  в деятельности психологической  службы образования (Р.И.Айзман, О.А.Ахвердова, В.И.Бондин, Э.М.Козин, К.С.Коссов, В.П.Озеров и др.).

 

Вместе с тем, учёные (Л.И.Анцыферова, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.В.Петровский и др.) отмечают ряд психологических условий, которые определяют степень эффективности социального воздействия извне на субъект. В первую очередь, это формирование у личности позитивного отношения к миру.

 

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровье сберегающих форм жизнедеятельности человека — здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности общества за здоровье детей.

 

Современные условия жизни  и профессиональной деятельности предъявляют  исключительно высокие требования к состоянию здоровья психической  устойчивости, физическому развитию подготовленности человека. Эффективность  творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена  здоровьем человека.

 

Информация о работе Воспитание у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни