Воспитание социально активной личности школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:51, доклад

Описание работы

В социальной сфере резко интенсифицировались (усилили напряженность) процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

Работа содержит 1 файл

Воспитание социально активной личности школьника.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Воспитание  социально активной личности школьника. 

Выступление на семинаре

в МБОУ «СОШ№32»  г. Норильска

Рубан М.Л. 

Воспитание  достигло  своей  цели, когда человек

обладает  силой и волей  самого себя образовывать

и знает способ и  средства, как это  осуществить.

А. Дистерверг

      В социальной сфере резко интенсифицировались  (усилили напряженность) процессы  политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая  подчас кризисный характер. Это  вынуждает человека многопланово  усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

      Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и  социального опыта, сколько готовностью и  подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению. 

     XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком  образования». Знания, культура, воспитанность  и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

     Проблема  самореализации личности школьника  наиболее эффективно решается в социуме, в системе открытых отношений во внешкольной среде. Концепция социального воспитания школьников в условиях модернизации российского общества — это попытка определить качественно новый подход к социализации и воспитанию школьников, попытка отказаться от устаревших норм и принципов. В основе концепции — стремление последовательно раскрыть и обосновать обновлённую парадигму социального воспитания школьников, духовно-нравственные ценности личности и общества, государственно-общественный характер социального воспитания как фактор его действенности.

Предлагаемая  концепция базируется на комплексном подходе к системе социального воспитания школьников как неотъемлемой и приоритетной части образования подрастающего поколения. Задача концепции — дать определённые критерии и ориентиры, предложить направления социального воспитания школьников. Современная парадигма развития социального воспитания, понимаемая как система основных научных достижений, в этой сфере и в данный период, определяется рядом факторов, среди которых важнейшими, с нашей точки зрения, являются следующие.

     В XXI веке в условиях информационного  этапа научно-технического прогресса деятельность человека выходит за пределы его чувств, мышления, воображения. Взаимодействие — ключевое, определяющее понятие в этом процессе: взаимодействие субъектов социального воспитания, взаимодействие субъектов и объектов социальной среды. Например, появилось немало людей, для которых информационно-компьютерная среда значимее вещно-событийной, бытовой, ибо большую часть времени они проводят с компьютером.

     Что же касается непосредственно школы  как института социализации и  воспитания, имеющей свою среду, суть которой — многообразные коммуникативные связи, взаимозависимость и взаимодействие с другими социальными института ми, то эта среда становится, полноправным участником воспитательного процесса, предполагает событие взрослых и детей (термин Д.В. Григорьева) в процессе их активного взаимодействия. Иначе говоря, включение детей во взрослый опыт при взаимодействии возможно лишь при условии бытия детей и взрослых вместе друг с другом.

     Все аспекты современной социальной жизни — отличной жизни до профессиональной деятельности — находятся под возрастающим влиянием взаимодействующих на местном, региональном, глобальном уровнях деятельностей человека. Эти процессы оказывают постоянное влияние на социальное воспитание как неотъемлемую часть социальной жизни независимо оттого, принимает или нет в них участие человек или является лишь объектом их влияния.

     В процессе социального воспитания субъект-субъектные и субъект-объектные отношения меняют состояние и объекта, и субъекта. Это одна из существенных особенностей социального воспитания, осуществляемого в социальной среде, где действуют всеобщие связи — связи «всего со всем»: целенаправленное педагогическое воздействие, воздействие других факторов среды меняет не только того, на кого оно направлено. Изменяется сам воздействующий, меняется характер воздействия различных факторов среды, их интенсивность, продолжительность, эффективность.

    Опираясь  на исследования Института педагогики социальной работы Российской академии образования, среди важнейших социально-педагогических оснований в развитии социальной практики выделяют следующие:

  • превентивно-профилактический характер социально-педагогической поддержки, ориентированной на все категории и контингенты населения с целью возможно более раннего выявления проблем («болезней») на основе дифференцированного подхода;
  • включение самих субъектов (клиентов) в решение собственных проблем, в социальное участие в жизнедеятельности общества;
  • приоритет социально-педагогической работы с семьей, всемерное укрепление, восстановление, пробуждение уникальных возможностей семьи как социального института; опора на семью в работе со всеми контингентами населения, что способствует гармонизации, развитию духовно-нравственных отношений в социуме;
  • интеграция сил, средств и возможностей различных государственных и негосударственных социальных институтов (на всех уровнях, в том числе на муниципальном, наиболее приближенном к семье, к человеку);
  • детей и взрослых, различных групп населения;
  • повышение социально-педагогической компетентности в процессе профессионализации института социальных работников, других специалистов социальной сферы, социальных служб различных ведомств;
  • признание и укрепление авторитета неправительственных, общественных организаций, развитие инициативного волонтерского движения с включением в него различных слоев и групп населения, в том числе развитие разнообразных детских, молодёжных социальных инициатив.

Такого  рода обновлённая парадигма способствует повышению роли социального воспитания как неотъемлемой составной части социальной педагогики; предполагает планомерное создание условий для развития всех членов общества, имея в виду и создание дополнительных или специальных условий для развития и коррекции у детей, подростков, юношей с существенно ослабленным здоровьем; одарённых в тех или иных видах деятельности, имеющих ярко выраженные способности; жертв неблагоприятных условий социализации; входящих в группы риска; с аморальным образом жизни, саморазрушительным, антисоциальным  поведением.

    Анализируя  исследования, выполненные в период с 1998 по 2003 г., можно выделить три  основных направления, на которые опирается  парадигма развития социального  воспитания в современной России:

  • воспитательный потенциал внешкольной социальной среды учащихся (ее изучение, анализ);
  • специфика социально-воспитательных функций различных социальных институтов, их взаимодействие в комплексном осуществлении задач социального воспитания;
  • личность школьника как субъекта социального воспитания; его гуманистическая составляющая.

Конец XX и начало XXI в. — качественно  другое время: в политике, в экономике, в социальной сфере и, конечно, в области воспитания. Его особенности определяются многими параметрами:

в политике — глобальным вызовом со стороны международного терроризма,

в экономике — рынком,

в воспитании — во многом личностью современного школьника, у которого другая система ценностей и социальных приоритетов, другие потребности, жизненные установки.

     Исследования  отечественных и зарубежных учёных убедительно доказывают, что для детей, растущих в конфликтных семьях, характерен чрезвычайно широкий спектр аномалий как в психике, так и в поведении, вплоть до выраженных форм криминогенного поведения. Неблагополучная семья негативно влияет на развитие эмоциональной, волевой и речевой сфер ребёнка, сужает круг его познавательных интересов. Дети из конфликтных семей обычно плохо подготовлены к семейной жизни, а их браки распадаются значительно чаще, чем у выходцев из гармоничных семей. Характер отношений ребёнка с родителями в семье и между его матерью и отцом воспроизводится им в коллективе сверстников, а в дальнейшем — и в отношениях с окружающими его людьми.

     Постоянная  конфронтация с миром взрослых, отчуждение от семьи заставляют подростка с уже деформированной личностью обращаться к поиску себе подобных, среди которых нежелательные человеческие качества не обсуждаются с точки зрения обычной морали, а принимаются как должные и даже желательные, а потому оттачиваются и совершенствуются. Последствия и проявления социальной дезадаптации детей и подростков — ранняя алкоголизация, детская наркомания и токсикомания, побеги из дома и бродяжничество, беспризорность, суицид, проституция, различного рода правонарушения и другие формы социально неодобряемого (девиантного, делинквентного и аддиктивного) поведения. Социальная дезадаптация приобретает всё более широкие масштабы и превращается в серьёзнейшую социальную проблему.

     Одна  из проблем — определить качество, эффективность  социального воспитания школьников. И хотя точные критерии ещё не разработаны, всё же по некоторым из них можно судить об успешности работы школы в этом направлении.

Назовём коротко эти критерии:

  • Наличие комплексной программы социально-педагогического сопровождения классных коллективов;
  • Целевая ориентация мероприятий, направленных на решение образовательно-воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных задач; развитие социальной инициативы, положительной мотивации к учебному, общественно полезному труду; снижение негативных явлений в коллективе класса, школы.
  • Социальная воспитанность учащихся: подготовленность к выполнению гражданского и воинского долга перед Родиной; сформированность патриотизма; овладение социокультурным опытом старших поколений.
  • Педагогическое, ресурсное обеспечение: разработка и внедрение новых образовательно-воспитательных программ, их совершенствование; рост профессиональной компетентности педагогического коллектива школы в вопросах социального воспитания;
  • Устойчивость результатов социального воспитания школьников: эмоционально-личностная оценка престижности труда, военной службы, стабильность морально-психологического климата в школьном коллективе и семьях учащихся.

По вполне объективным причинам одним из ведущих  критериев можно считать социальную воспитанность школьников. Задача педагогов в том, чтобы последовательно, творчески реализовывать приёмы и средства целесообразного вмешательства в духовный мир ребёнка, опираться на положительные стороны его личности, настойчиво прививать духовно-нравственные качества: ответственность, организованность, честность, верность идеалам общественной пользы и т.д.

Диагностику социальной воспитанности можно  провести с опорой на такие объекты:

  • Первый — личность школьников (побудительные мотивы, отношения в классе; уровень развития эмоционально волевой сферы, потребностей — этика, культура поведения и общения, коммуникативные способности).
  • Второй объект — виды деятельности школьника: учебная, общественная, культурно-досуговая, спортивная, свободное времяпрепровождение, неформальное общение со сверстниками, друзьями.
  • Третий объект — микросоциум (семья, ближайшие родственники, наиболее близкие друзья, учебный класс), его влияние на личность-процесс социальной адаптации в школьном, семейном, «неформальном» социуме.
  • Четвёртый объект — учебно-воспитательный процесс (его компонент — социальное воспитание): исследование отдельных сторон учения, самосовершенствования, психологического развития, преодоления трудностей социализации.

Информация о работе Воспитание социально активной личности школьника