Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..………3
Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6
1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ………........13
Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21
2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25
Заключение ………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы ……………………………………………….…30

Работа содержит 1 файл

курсовая айдан ПОСЛЕДНЯЯ ВЕРСИЯ.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие  «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………6

1.2 Самостоятельность деятельность старшего дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка ………........13

Глава II. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Игра как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………………….…21

2.2 Учебная и игровая деятельность дошкольника как средство  формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста …………………….….…25

Заключение ………………………………………………………………………………..28

Список  использованной литературы ……………………………………………….…30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

   Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

   Целью данной курсовой работы является анализ методов и приемов формирования самостоятельности дошкольников в процессе их деятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к анализу различных направлений в исследовании природы самостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции, выполняет самостоятельная познавательная деятельность детей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.

   Задачи:

   первая - заключается в том, чтобы развить у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;

   вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

   третья - определить различные виды игр в развитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.

   Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством  борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у  них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

   Ребенок не может еще самостоятельно ставить  цель своей деятельности, не в силах  еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

   Объектом изучения является самостоятельная деятельность дошкольника, а предметом - условия ее реализации, т.е. игра, процесс взаимодействия как средства развития самостоятельности детей.

   Актуальность  этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

   Разработанность темы. Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее  время, гуманистическими задачами более  полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

   Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

   Своевременное развитие самостоятельности расширяет  возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в  ситуацию школьного обучения.

   Изучение  проблемы самостоятельности, в настоящее  время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение  компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь само - самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина)

   Совокупный  анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

   Первые  проявления самостоятельности усматриваются  педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности''.

   Дальнейшее  развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением  ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

   Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности  репродуктивного характера к  самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

   Каждая  деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности, и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические и методические основы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста 

    1.   Понятие «самостоятельность». Факторы, влияющие на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
 

   Самостоятельность определяется как одно из свойств  личности, которое характеризуется  двумя факторами:

   1. совокупность средств, знаний и умений;

   2. побуждение к действию.

   Если, например, у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельности  мотивационной установкой.

   Самостоятельность - не абстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения с личностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:

   - способность устанавливать основание  для тех или иных поступков,  выбор поведения;

   - способность обособлять свои  позиции;

   - способность к независимой реализации  структурных блоков деятельности;

   - планирование, регулирование и анализ  своей деятельности без помощи  других;

   - соотносить свои стремления и  возможности, адекватно оценивать  процесс своей деятельности.

   По  мнению знаменитого, доктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность - это человек:

   - существующий отдельно от других, независимый;

   - решительный, обладающий собственной  инициативой;

   - выполняемый действие без помощи [3, с.76].

   Леонтьев  А.Н. понимает обобщенный компонент  отношения личности к выполнению своих обязанностей, к процессу деятельности, ее результату, направленный на независимость, автономию [18, с.132].

   Авторы  программы «Истоки» под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности [21, с.63].

   Токаева Т.Э., Полтавцева Н.В. - приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь  «цель-результат» - вот их основные факторы, определяющие самостоятельность. Самостоятельность - постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание. Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности [25, с.117].

   На  этот вопрос мы можем ответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др., которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Ими были выделены показатели самостоятельности и ее содержание.

   Мотив побуждает ребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:

   - обогащение арсенала умений;

   - побуждение детей через изменение  условий;

   - постановка новых задач.

   Также на самостоятельность влияет интеллект  ребенка, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводится  инвентарю.

   Ознакомившись со многими определениями понятия  «самостоятельность» я пришла к  выводу:

   Самостоятельность - способность личности планировать, осуществлять контроль над своей  деятельностью на основе имеющихся  знаний автономно.

   П.Ф. Лесгафт: «Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других» [17, с.51].

   В исследованиях Гуськовой Т., Ермак  Н. говорится о том, самостоятельность - это качество, преломляемое поведение  на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание  этого стремления. Поэтому необходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельности полностью не затухло [6, с.12].

   Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют  это тем, что на пороге дошкольного  возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себя источником воли - важный момент в развитии самопостижении [2, с.18].

Информация о работе Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждение