Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Система коррекционной помощи детям с нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой общественности. Организована Всемирная Федерация глухих. В резолюции Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как нарушение прав человека».

Содержание

Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
Этиология развития.
Классификации нарушений слуха.
Характеристика особенностей развития детей с нарушением слуха.
Диагностика нарушений слуха.
Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 40.78 Кб (Скачать)

     Дети  с нарушениями  слуха

     Воспитание  и обучение детей  дошкольного возраста

     с нарушениями слуха

     План

  1. Понятия глухоты и тугоухости как формы дефицитарного развития личности.
  2. Этиология  развития.
  3. Классификации нарушений слуха.
  4. Характеристика  особенностей развития детей с нарушением слуха.
  5. Диагностика нарушений слуха.
  6. Коррекционная помощь детям дошкольного возраста с нарушениями слуха.
 

     Проблемами  оказания коррекционной помощи глухим и тугоухим детям занимается сурдопсихология  и сурдопедагогика.

     Система коррекционной помощи детям с  нарушением слуха постоянно совершенствуется. Эта проблема привлекает внимание мировой  общественности. Организована Всемирная  Федерация глухих. В резолюции  Конгресса данной Федерации(1988) говорится: « Глухие относятся к детям  с особым языком общения, своей субкультурой, обычаями и пр. Нарушение прав на свой язык следует расценивать как  нарушение прав человека».

     К категории детей  с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение слуха (слух восстановить нельзя), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно  глухота).По состоянию выраженности дефекта различают глухих и тугоухих.

     Глухота – полное отсутствие слуха или форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

     Тугоухость – снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

      Существуют  различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д. И. Тарасов и др.).

      К первой группе причин относятся наследственные факторы. Данные причины приводят к  нарушениям в структуре слухового  анализатора и развитию наследственной тугоухости.

   На  долю наследственных факторов детской  глухоты приходится от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания  органов зрения, патология костно – мышечной системы, нервной, эндокринной  и т. д.).

      Генетики, которые занимаются вопросами наследования глухоты, отмечают, что в геноме человека может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если наследственная форма глухоты обнаруживается у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с полноценным слухом превышает 50%.

    Ко  второй группе причин  относят факторы  эндогенного и экзогенного воздействия  на орган слуха плода (без наследственного  отягощения), ведущие к появлению  врожденной тугоухости.

Большое значение имеют болезни матери в  период беременности. К подобным заболеваниям относят краснуху, грипп, паротит. Оказывает  влияние также прием во время  беременности определенных лекарств, резус-несовместимость плода  и  будущей матери.

    На  появление патологии развития слуха  у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, наркотиков, а также  работа на предприятиях с повышенной запыленностью и другими профессиональными  вредностями (особенно в первые месяцы беременности).

    Факторы третьей группы воздействуют на орган  слуха здорового ребенка на различных  стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной  тугоухости.

    Наиболее  часто причиной появления приобретенной  тугоухости являются последствия перенесенного  острого среднего отита. Степень  снижения слуха при заболеваниях среднего уха различная. Но чаще всего  встречаются легкая и средняя  степень снижения слуха. Возникают  они вследствие перехода воспалительного  процесса на внутреннее ухо. Одной из причин возникновения тугоухости является воспаление ствола слухового нерва. Роль инфекционных заболеваний в  этиологии нарушений слуха велика. Наиболее опасны такие заболевания, как эпидемический менингит, туберкулезный  менингит, скарлатина и др.

    Поражается  слух под воздействием антибиотиков (канамицин, стрептомицин, неомицин и  др.). Около 50% случаев приобретенной  тугоухости у детей наблюдаются  после приема таких антибиотиков (Д. И. Тарасов). Возникает риск при  лечении этими препаратами –  развиваются глухота, недоношенность, общая соматическая ослабленность  ребенка.

    К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение  щипцов на головку плода при родоразрешении, оперативные вмешательства на среднем  ухе (осложнение после операции), разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации и др.

    Порой бывает сложно выявить первопричину возникновения слухового дефекта. Возможно сочетание сразу нескольких причин, приводящих к снижению слуха. В то же время, одна и та же причина  может вызвать разные формы тугоухости или глухоты. По различным источникам, от 4 до 6% населения нашей планеты  страдают теми или иными расстройствами слуха. Однако подавляющее большинство  людей с дефектами слуха относятся  к категории слабослышащих.

     Классификации глухих и слабослышащих  детей

Существует  несколько классификаций детей  с нарушением слуха.

   Педагогическая  классификация детей  с нарушениями  слуха Р. М. Боскис

    Эта классификация построена на психологическом  изучении взаимодействия слуха и  речи. Теоретической основой классификации  являются положения, определяющие своеобразие  развития ребенка с нарушениями  слухового анализатора.

  1. Нарушение слухового анализатора у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от подобного недостатка у взрослых. У взрослых людей к моменту нарушения слуха речь сформирована, а дефект слухового анализатора оценивают с точки зрения возможности общения на основе слуха. Утрата слуха в детстве влияет на ход психического ребенка и приводит к возникновению целого ряда вторичных дефектов. Нарушается речевое развитие ребенка. Если же глухота возникает рано, это приводит к полному отсутствию речи. Немота препятствует нормальному формированию словесного мышления, что ведет к нарушению познания.
  2. Для правильного понимания развития ребенка с недостатком слуха важно учитывать возможность самостоятельного овладения речью. Нарушение слуха, с одной стороны, препятствует нормальному развитию речи, с другой стороны, нормальное функционирование слухового анализатора находится в зависимости от уровня речевого развития.  Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем больше возможностей использовать остаточный слух. Человек, владеющий языком, имеющий достаточный словарный запас, способен лучше воспринимать обращенную речь, т. к. улавливает знакомые слова и фразы по смыслу, в контексте фразы. Дети, у которых речь развита лучше, производят впечатление слышащих. Чем более развит у ребенка слух, тем больше возможностей для самостоятельного развития речи на основе подражания речи окружающих.
  3. Р. М. Боскис рассматривает недостаточность слуха у ребенка с точки зрения развития речи при данном нарушении слуха. Чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух. При глухоте обнаруживается потеря слуха выше 80 дБ. В том случае, если при аудиометрии обнаружено снижение слуха меньше 80 дБ, говорят о тугоухости.

       Педагогическая  классификация детей с недостатками слуха, разработанная Р. М. Боскис, построена  на критериях, учитывающих 4 фактора:

       - степень снижения слуха;

       - время возникновения поражения  слуха;

       - наличие дополнительных отклонений  в развитии;

       - условия развития ребенка после  поражения слуха. 

       Классификация нарушений слуха  по времени возникновения  дефекта:

       - врожденные нарушения слуха связаны  с наследственными аномалиями  органа слуха;

       - приобретенные нарушения возникают  после инфекционных заболеваний  как следствие осложнений, связаны  с последствиями заболеваний  носоглотки,

       - приобретенные нарушения обусловлены  черепно - мозговыми травмами  ребенка в раннем возрасте.

       Р.М. Боскис по степени выраженности дефекта  предложила детей делить на следующие  группы:

       1) глухие без речи (ранооглохшие);

       2) глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

       3) слабослышащие дети, обладающие  развитой речью с небольшими  ее недостатками;

       4) слабослышащие дети с глубоким  речевым недоразвитием.

       На  основе этой классификации  создается  сеть образовательных учреждений для  детей с недостатками развития слуха.

    Одной из распространенных классификаций  глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом.

    Для выяснения степени поражения  слуховой функции, Л. В. Нейманом проводились  исследования слуха глухих и слабослышащих  детей методом тональной аудиометрии  и с помощью речи.

    Классификация глухих и слабослышащих  детей по степени  поражений слуховой функции Л.В. Неймана.

    Л. В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:

    1-я  группа – глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц).

    Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень  громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком  расстоянии (крик и т. д.).

    2-я  группа – глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные «о», «у», способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии.

    3-я  группа – дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

    4-я  группа – дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц.

    Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные  и разнообразные по частоте звуки  на близком расстоянии (звуки музыкальных  инструментов, бытовые звуки –  звонок в дверь, звонок телефона и  т. д.).

    Дети 4-й группы различают почти все  гласные, отдельные фразы и слова, звучащие возле уха и на небольшом  расстоянии.

    Все глухие дети имеют большие или  меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.

    Тугоухость  выражается тоже в  различной степени. Л. В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

    В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:

    1-я  степень – снижение слуха в  речевом диапазоне не превышает  50 дБ; восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое общение  вполне  доступно. Возможно разборчивое  восприятие речи разговорной  громкости на расстоянии более  1 м.

    2-я  степень – снижен слух в  речевом диапазоне до 70 дБ. Речевое  общение затруднено. Разговорная  речь воспринимается на расстоянии  менее 1 м.

    3-я  степень – снижен слух в  речевом диапазоне до 70 дБ. Речь  разговорной громкости становится  неразборчива даже у самого  уха.  Общение осуществляется  с помощью громкого голоса  на близком от уха расстоянии.

    Самостоятельно  овладеть речью с трудом могут  дети, обладающие снижением слуха  на 15-20 дБ. Л. В. Нейман предлагает принять  эту степень потери слуха в  качестве условной границы между  нормальным слухом и тугоухостью. По классификации Л. В. Неймана, условная граница между тугоухостью и  глухотой находится на уровне 85 дБ.

    В медицине в настоящее время при  оценке состояния слуха детей  используется Международная классификация нарушений слуха:

Информация о работе Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха