Воспитание гуманных чувств у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:02, реферат

Описание работы

Теоретическая важность формирования гуманных отношений в детской группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых развивается в настоящее время относительно изолированно. Однако важность приобретает другой вопрос - о средствах формирования гуманности у дошкольников. Какими должны быть эти средства, если мы несомненно должны учитывать психологические и возрастные особенности дошкольника?
Об этом наш реферат.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Воспитание гуманных чувств у дошкольников…………………………………………………………………………………3
1.1. Создание условий для формирования у детей –дошкольников гуманного отношения к окружающим…………………………………………………………..................................................................................3
1.2. Роль взрослого в формировании у дошкольников гуманных чувств……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………9
Список использованных источников…………………………………...................................................................10

Работа содержит 1 файл

ПЛАН - копия2.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

 

 

ПЛАН:

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3

1. Воспитание гуманных  чувств у дошкольников…………………………………………………………………………………3

1.1. Создание условий для  формирования у детей –дошкольников  гуманного отношения к окружающим…………………………………………………………..................................................................................3

1.2. Роль взрослого в  формировании у дошкольников  гуманных чувств……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………………9

Список использованных источников…………………………………...................................................................10 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность исследования. Дошкольный возраст -- это особая эпоха человеческого развития. В этот период ребёнок является легко ранимым, социально не адаптированным, находится в стадии эмоционального и духовно-нравственного становления. Преобладающие в российском обществе антигуманные образцы оказывают негативное влияние на становление личности старшего дошкольника. Поэтому гуманистическое воспитание необходимо осуществлять начиная с дошкольного возраста.

 

Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к  числу тех вечных вопросов, которые  пронизывают собой всю историю  развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое  конкретное содержание. Гуманность обусловленная  нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и  сорадования и реализуется в  общении и совместной деятельности в актах содействия, соучастия, помощи.

 

Теоретическая важность формирования гуманных отношений в детской  группе обусловлена местонахождением этой проблемы на стыке ведущих областей научного знания: общей, социальной и  возрастной психологии, этики, педагогики и др., проблематика каждой из которых  развивается в настоящее время  относительно изолированно. Однако важность приобретает другой вопрос - о средствах  формирования гуманности у дошкольников. Какими должны быть эти средства, если мы несомненно должны учитывать психологические  и возрастные особенности дошкольника?

 

Многолетний опыт педагогических и психологических исследований мира детсва показывают, что особое место в системе коллективных взаимоотношений детей отводится  игре, являющейся, по определению Д.Б. Эльконина, «школою произвольного  поведения ребенка», «школой морали в действий» Эльконин Д.Б. Психология игры. - 2-е изд. - М., 1999. - С.23.. Вслед  за Л.С. Выготским, рассматривая ролевую  игру как кооперативную деятельность, отечественные исследователи придают  ей важное значение в обеспечении  дружеских взаимоотношений детей, поскольку именно в игре ребенок  сталкивается с необходимостью согласовывать  свои действия с другими, подчиняться  правилам, оказывать помощь Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 69.. В работах многих отечественных  авторов именно коллективная деятельность детей (осуществляемая главным образом  через игры) оказывается не просто вплетенной в ткань самих исследований детских взаимоотношений в качестве необходимого условия их существования, но и выступает как средство формирования гумманных отношений. По этой причине  мы должны обозначить несомненную важность игры как метода формирования личности дошкольника, а также тех качеств, которые характеризуют ее как  личность гуманную.

 

Степень исследованности  темы в литературе. Рассмотрим психолого-педагогическую степень изученности таких феноменов  как гуманность, сюжетно-ролевая  игра, так и их взаимосвязь, произведенные  в научной литературе.

 

Теоретические аспекты проблемы гуманистического воспитания нашли  отражение еще в работах философов, признававших ценность личности, отводивших центральное место раскрытию  её гуманистического потенциала (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского  и других); психологов, изучавших  процессы и механизмы формирования сознания и деятельности ребёнка, давших психологическое обоснование гуманистического воспитания (Л.С. Выготского, А.П. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна  и других); педагогов, рассматривающих  гуманистическое воспитание как  формирование образа «Я» личности, духовности и т. д. (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, Б.Т. Лихачёва, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и других). Несомненно, внимания заслуживают и  труды отечественных педагогов-исследователей в области гуманистического воспитания дошкольников - В.В. Абраменкова, Р.С. Буре, Л.И. Божович, Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Н.И. Непомнящая и др.

 

Проблема нравственного  развития ребёнка, приобщения его к  гуманистическим ценностям, воспитания гуманных чувств и отношений нашла  отражение в исследованиях В.В. Абраменковой, Р.С. Буре, II.Ф. Виноградовой, Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой, Я.3. Не-верович, В.Г. Нечаевой, Н.И. Непомнящей, Т.А. Репиной и других.

 

 

Воспитание  гуманных чувств у дошкольников

 

Создание  условий для формирования у детей  – дошкольников гуманного отношения  к окружающим

 

 В дошкольном  возрасте создаются наиболее  благоприятные условия для нравственного  развития детей. В этот период  расширяется и перестраивается  система взаимоотношений ребенка  со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками  деятельность. Ребенок пристально  присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения  между людьми. Дошкольник постигает  мир человеческих отношений, открывает  законы, по которым строится взаимодействие  людей, то есть нормы поведения.  Стремясь стать взрослым, дошкольник  подчиняет свои действия общественным  нормам и правилам поведения.

 

 Ведущим  видом деятельности становится  сюжетно-ролевая игра, где ребенок  моделирует способы поведения,  действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются  отношения между людьми и смысл  их труда. Выполняя роли, ребенок  учится действовать в соответствии  с нравственными нормами, принятыми  в человеческом обществе [3, с. 24-25].

 

 Нравственное  развитие дошкольника включает  три взаимосвязанные сферы. В  сфере моральных знаний, суждений, представлений, то есть когнитивной  сфере, дети овладевают различными  сторонами общественного морального  сознания, и прежде всего пониманием  моральных требований, критериев  моральной оценки. Ребенок учится  добровольно следовать нормам  морали, даже если ее нарушение  связано с личной выгодой и  малыш уверен в безнаказанности.  Таким образом, овладев моральным  поведением, ребенок способен сделать  правильный моральный выбор не  на словах, а в действии. В сфере  морально ценных переживаний  у ребенка складываются морально  ценные и морально одобряемые  отношения к другим людям. Так,  у ребенка формируются гуманистические,  альтруистские чувства и отношения,  например внимание к нуждам  и интересам других, способность  считаться с ними, сочувствие  чужим бедам и радостям, а также  переживание вины при нарушении  норм.

 

 Для всех  нравственных норм характерно  то, что они закрепляют социальный  способ поведения, который дошкольники  выражают следующим образом: «Нельзя  обманывать взрослых», «Маленьких  нельзя обижать» и т.д. То  есть дети констатируют, что можно  делать, а что нельзя. О сформированности  понимания нравственной нормы  можно говорить в том случае, если ребенок объясняет, почему  норму необходимо соблюдать.

 

 Для старшего  дошкольника все большую роль  начинают играть интересы, желания  другого человека. Дети этого  возраста употребляют в речи  слова, обозначающие нравственные  качества и их антиподы (добрый, драчун, жадина, честный, ябеда и  пр.), но связывают их с конкретной  ситуацией из собственного опыта,  что объясняется конкретной образностью  детского мышления [6, с. 98].

 

 Если  дошкольник наглядно видит последствия  соблюдения или нарушения нормы,  то ему легче понять ее содержание  и отнести к себе. Чем конкретнее  норма, чем ближе она к собственному  опыту ребенка, тем легче она  осознается.

 

 Не случайно  одним из самых отрицательных  качеств у дошкольника считается  жадность, ведь главная причина  конфликтов между детьми состоит  в том, что каждый хочет получить  привлекательный предмет. Если  игрушка недоступна, то ребенок  переживает сильные отрицательные  эмоции. Ребенок не только узнает  и понимает норму, но и относит  ее к определенной категории:  «хорошо» или «плохо». Он стремится  дать ей оценку. В старшем дошкольном  возрасте развитие моральных  оценок неразрывно связано с  тем, как взрослый оценивает  поступки детей. Так, легче  понимаются и оцениваются те  качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо» [5, с. 65].

 

 В возрасте 3-7 лет у детей складываются  этические эталоны-образцы, которые  содержат более или менее обобщенное  представление о положительном  или отрицательном поведении  в жизненных ситуациях. Дошкольник  соотносит свое поведение не  только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения  взрослого переходит во внутренний  план, расширяя возможности нравственного  развития личности.

 

 У старшего  дошкольника формируются обобщенные  представления о дружбе, взаимопомощи, преданности, доброте [4, с.10].

 

 В дошкольном  возрасте нравственные представления  дошкольника влияют на его  обыденную жизнь. В реальной  жизни ребенок демонстрирует  попытки совершать нравственные  действия и разрешать конфликты,  проявляя эмоциональную направленность  на окружающих.

 

 В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят  от стихийной нравственности  к сознательной. Для них нравственная  норма начинает выступать как  регулятор взаимоотношений между  людьми. Старший дошкольник понимает, что норму необходимо соблюдать,  чтобы коллективная деятельность  была успешной. Необходимость во  внешнем контроле за соблюдением  нормы со стороны взрослого  отпадает. Поведение ребенка становится  нравственным даже в отсутствие  взрослого и в случае, если  ребенок уверен в безнаказанности  своего поступка и не видит  выгоды для себя.

 

 Таким  образом, развитие моральных суждений  и оценок необходимо, но недостаточно  для нравственного развития. Главное  - создать условия, когда норма  морали начнет регулировать реальное  поведение ребенка, то есть  установить связь между нравственным  сознанием и нравственным поведением. Только при наличии такой связи  норма становится мотивом поведения  и выполняет побуждающую смыслообразующую  функцию. Тогда сознание ребенка  переходит с результата на  процесс выполнения нормы, и  он следует норме ради нее  самой, потому что не может  поступать иначе. А соблюдение  нормы выступает эмоциональным  подкреплением для дошкольника.  Взаимосвязь нравственного сознания  и поведения устанавливается  тогда, когда ребенка упражняют  в нравственных поступках, ставят  в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить:  пойти на интересную прогулку  или помочь взрослому; съесть  конфету самому или отнести  маме; поиграть с новой игрушкой  или уступить ее младшему. Делая  выбор в пользу соблюдения  нормы, преодолевая сиюминутные  желания и поступаясь собственными  интересами в пользу другого,  чтобы порадовать его, ребенок  получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно  такое поведение становится привычкой  и появляется потребность соблюдать  норму [1, с. 70].

 

Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:

 

- у детей  складываются первые моральные  суждения и оценки; первоначальное  понимание общественного смысла  нравственной нормы;

 

- возрастает  действенность нравственных представлений;

 

- возникает  сознательная нравственность, то  есть поведение ребенка начинает  опосредоваться нравственной нормой.

 

 

Роль взрослого  в формировании у дошкольников гуманных чувств

 

 Формирование  гуманного отношения к людям  и природе начинается с раннего  возраста. Главное направление в  методике - проявлять по отношению  к ребенку любовь, ласку, чаще  употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление  доброжелательности к людям (улыбнулся,  отдал игрушку), обучать способам  выражения сочувствия, внимания (погладить  плачущего, поблагодарить, попрощаться,  поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать  ребенку проявлять недоброжелательность  по отношению к взрослым и  детям и тем более подкреплять  эти действия положительной оценкой  (малыш бьет маму по лицу, а  та радуется и смеется). Ребенок  очень восприимчив в этом возрасте  к оценке взрослого, он как  бы «прощупывает» правильность  своего поведения через эту  оценку и быстро усваивает,  что вызвало положительную реакцию,  а что — отрицательную.

 

 В младшем  дошкольном возрасте важно, чтобы  социальный опыт ребенка пополнился  множеством единичных положительных  поступков. Ребенок еще не способен  самостоятельно сделать обобщение,  но постепенно благодаря оценкам  взрослых начинает понимать, что  такое хорошо и что такое  плохо. Итак, ведущими методами  воспитания гуманного отношения  к людям и природе у детей  младшего возраста являются пример  взрослых и организация педагогических  ситуаций, в которых ребенок упражняется  в положительном поведении. Эффект  названных методов усиливается  оценкой взрослых и их похвалой [1, с. 73].

 

 Средствами  воспитания гуманных отношений  в младшем дошкольном возрасте  являются сам взрослый как  носитель положительного способа  поведения, а также произведения  фольклора - песенки, потешки,  сказки.

 

 Форма  работы с младшими дошкольниками  - индивидуальные занятия.

 

Информация о работе Воспитание гуманных чувств у дошкольников