Воспитание гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теорию воспитания гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского.

Задачи :

Рассмотреть педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Исследовать отношение к ребёнку по его взглядам.
Проанализировать эстетические понятия В.А.Сухомлинского.
Разобрать научные знания и знания человеческие по работам
Рассмотреть трудовое воспитание.
Проанализировать непосредственно теорию гражданского воспитания.

Работа содержит 1 файл

Воспитание гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Введение.

     Укрепление  социально-экономической базы, повышение  благосостояния населения России,  стабильность в политической обстановке, в своих истоках зависят от воспитания нового поколения, гражданственно образованного и гармонично развитого. Принимая во внимание важность государственной проблемы, педагоги, социальные педагоги, в число, которых входил В.А.Сухомлинский, исследовали проблемы гражданского воспитания молодежи в обновляющейся российской действительности.

     Данную  образовательно-воспитательную деятельность с подрастающим поколением необходимо начинать в раннем детстве, как наиболее благоприятном для формирования социальной ответственности и творческой активности, иначе говоря, гражданственности.  Актуальность данной проблемы обуславливает тему: «Воспитание гражданина в педагогической концепции В.А.Сухомлинского». 

     «Верьте в талант и творческие силы каждого  воспитанника!». 1Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - 
Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что “сила и возможности воспитания неисчерпаемы”. “Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу. “2
 
 

     Цель  работы: изучить теорию воспитания гражданина в педагогической концепции  В.А. Сухомлинского.

Задачи :

  1. Рассмотреть педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Исследовать отношение к ребёнку по его взглядам.
  2. Проанализировать эстетические понятия В.А.Сухомлинского.
  3. Разобрать научные знания и знания человеческие по работам
  4. Рассмотреть трудовое воспитание.
  5. Проанализировать непосредственно теорию гражданского воспитания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского. Отношение к ребенку.

     Педагогическое  наследие В.А. Сухомлинского разносторонне  и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами коммунистического гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка.

     Когда его спрашивали: ”Что самое главное  было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь  к детям!”

     Искренняя любовь к детям и подлинная  педагогическая культура, по 
Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

     “Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным  влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”3

     В.А. Сухомлинский - достойный наследник  гуманистической традиции. В 
Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. В подходе к проблеме наказаний в школе имела место определенная эволюция его взглядов. Вначале он признавал в принципе целесообразность наказаний, был убежден, что они в определенных случаях могут быть эффективным методом воспитательного воздействия, а в последние годы своей деятельности решительно отстаивал следующий тезис: воспитание несовместимо с наказаниями учащихся. Он имел ввиду такие виды наказаний, как грубое отчитывание, высмеивание, выставление из класса, оставление провинившегося после уроков для выполнения какой-либо работы, специальные жалобы в дневнике учителя.

     Наказание Сухомлинский в отличие от его  предшественников понимал гораздо  глубже. «В среде педагогов, - отмечал  Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка».

     “Беда многих учителей в том, что они  измеряют и оценивают духовный мир  ребенка только оценками и баллами, делят всех учащихся на две категории в зависимости от того, учат или не учат дети уроки”.

     В.А. Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель должен быть для ребенка  таким же дорогим человеком, как  мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. 
Говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов. Так как в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни детей.

     Оценка  у В.А. Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться». 
Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. 
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство   неполноценности».

     Сухомлинский  рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. 
Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению 
«трудных» подростков.

     В.А. Сухомлинский, как А.С. Макаренко  и другие советские педагоги, рассматривал коллектив как могучее средство коммунистического воспитания. 
Сухомлинский считал, что коллектив – это всегда идейное объединение, которое имеет определенную организационную структуру, четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее средство воспитания, такое могучее, что им надо пользоваться с известной осторожностью. Дети – не взрослые, они легко возбудимы, легко поддаются внушению, и никакая крайность для них не крайность. В детском коллективе всему мера, все в осторожностью; воспитатель никогда не должен выпускать из – под контроля детские страсти. 
И коллективное мнение, которое среди взрослых справедливости, может стать причиной неисправимых душевных травм у детей”.

     Как видно из этого высказывания Сухомлинского, он справедливо опасался силы общественного  мнения в осуждении личности коллективом, противопоставлял коллективному осуждению, тем более наказанию - проявления чуткости, заботливости, чтобы ребенок переживал чувство благодарности коллективу, приобретал в этом нравственный опыт поддержки и помощи тем, кто в них нуждается. 
“Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок 
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех.”

     На  этом основании было бы неверным делать вывод о том, что В.А. 
Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, 
- когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности. И при этом надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.”

     Рожденная в живом опыте Павлышской школы  методика воспитания коллектива зиждилась  не на «организационных зависимостях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «индивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении. Как закономерность воспитания личности в коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора: «Чем выше интеллектуальный уровень и глубже, чище нравственные убеждения воспитанника, тем... богаче должна быть духовная жизнь коллектива, чтобы личность нашла в нем источник своего дальнейшего развития».

     «Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А. 
Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”.

     И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. “Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей”.

     Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание  как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. К прекрасному через прекрасное.

     «В  мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как  человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. 
Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека.

     Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у 
Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит становится воспитываемым. 
Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. 
Ни в чем учителю не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств – самое трудное в работе педагога.

     “Привести детей на луг, сказать им: “Посмотрите, как красиво!” дети могут ответить, что да, красиво, но это вовсе не означает, что их тронула эта красота. Сухомлинский рассказывает, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при каких-то стеченьях обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем… 
Надо ждать, верить в ребенка и тогда он полюбит прекрасное.”

     Известно присловье: “Учение и труд рядом идут”, но и учение, и труд недалеко уйдут – и уж, во всяком случае, невесть куда заведут человека, - если рядом с ними не идет красота – третий из важнейших элементов воспитания.

     От  красоты природы – к красоте  слова, музыки и живописи. Слово и книга 
– главное средство эстетического воспитания в школе.

     Сухомлинский  не агитирует за эстетическое воспитание. Он показывает, что без эстетического  воспитания вообще никакого воспитания нет.

     Свой  идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

Информация о работе Воспитание гражданина в педагогической концепции В.А. Сухомлинского