Воспитание детей В древней Руси и Русском государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 20:16, доклад

Описание работы

Письменные свидетельства южных соседей Руси рисуют в ней традиционное родоплеменное общество. Так, Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) подметил ряд черт «славен и антов», в которых косвенно отражена и особенность воспитания у них детей. Некоторые из этих черт подтверждаются и другими источниками, например археологическими, этнографическими и этимологическими данными: обостренное чувство общности и справедливости; религиозность, устойчивая вера в верховного Бога; вера в магию; добронравие; воинская обученность.

Работа содержит 1 файл

Воспитание детей В древней Руси и Русском государстве.docx

— 16.20 Кб (Скачать)

Воспитание  детей  В  древней Руси и Русском государстве

 
Письменные свидетельства южных  соседей Руси рисуют в ней традиционное родоплеменное общество. Так, Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) подметил ряд черт «славен и антов», в которых косвенно отражена и особенность воспитания у них детей. Некоторые из этих черт подтверждаются и другими источниками, например археологическими, этнографическими и этимологическими данными: обостренное чувство общности и справедливости; религиозность, устойчивая вера в верховного Бога; вера в магию; добронравие; воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность: «легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».

Восточные славяне  находились в постоянных контактах  с античным миром, были знакомы с  греческим и римским письмом, которым пользовались для записей. Жрецы же издревле для гаданий  и вычислений применяли «черты и  резы», разновидность пиктографического  письма. Латинскими и греческими буквами  записывали разговорную речь, звуковое своеобразие и богатство которой  не позволяло перенять в готовом  виде алфавиты и грамматики южных  соседей.

Воспитание в  ту эпоху осуществлялось в соответствии с представлениями о добрых и  злых силах, отыскивались средства, побуждающие  детей к добру, предостерегающие от злых дел. Цель воспитания мыслилась  как поэтапное следование к человеку, соответствующему родовому обществу, и воспринималась образно: положительный  персонаж детской сказки, добрый витязь былины, эпический богатырь, предок — герой мифов и родовых  преданий. Появляются слова, обозначающие возрастные группы: «дитя», т. е. тот, кто вскармливается грудью; «молодой» — ребенок 3-6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» — 7-12 лет, начинающий обучаться; «отрок» — подросток 12-15 лет, проходящий специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены рода или общины. Роль матери в деле воспитания детей была высока на протяжении всего периода взросления не только девочек, что понятно, но и мальчиков. Не случайно, на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли словом «матерый», т. е. воспитанный матерью.

Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось  на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и  даже государственным контролем. Родители в законодательном порядке были наделены обязанностями по подготовке детей к трудовой и семейной жизни. Так, в «Уставе князя Ярослава»  предусматривалась ответственность  родителей за подготовку сыновей  и дочерей к будущей жизни.

Методы и приемы семейного, воспитания детей чрезвычайно  богаты, они отражены в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных  праздниках и играх. Следует отметить эмпирически обнаруженную людьми того времени опору на детскую самодеятельность как движущую силу развития ребенка.

В многочисленных русских  пословицах нашло отражение образное осознание необходимости организации процесса воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается», «Ученье в детстве, как резьба по камню», «Учить — ум точить» и др.

Школьное обучение в народе считалось делом важным. Былинные сказители восхваляли героев, прошедших школьную науку, наделяя их качеством «вежества ученого». В устной народной словесности те родители, которые заботятся об обучении детей, неизменно являются достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

В древнерусском  изобразительном искусстве устойчив иконописный сюжет «Приведение  в учение». На иконах мы видим изображения матери и отца, которые заботливо подводят мальчика 6-7 лет к учителю, восседающему на возвышении. Они вручают сына учителю, в облике которого средствами живописи подчеркнута высокая духовность. Ученик, как правило, держит в руке книгу, азбуку с полным алфавитом.

Начальное обучение на Руси чаще всего осуществляли «мастера грамоты», основным ремеслом которых было обучение чтению, письму и счету. Обучали они грамоте подобно тому, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев хитростям профессии.

Благодаря археологическим  раскопкам было обнаружено множество  надписей X-XI вв. кириллическими буквами  на различных бытовых изделиях, стенах (граффити) и, главное, были обнаружены берестяные «грамотки скорописчатые». Судя по этим источникам, в Древней Руси грамотность проникла практически во все слои населения. Можно считать, что по распространению грамотности Русь была близка Византии того времени и опережала Западную Европу.

Обучение грамоте  в средневековой Руси осуществлялось в частных, платных, как говорилось тогда, «за мзду», училищах, а иногда и просто на дому у мастера грамоты. Корпус учительства формировался из среды низшего духовенства (певчие, чтецы, дьяконы), а также светских лиц — мелких служителей канцелярий разных ведомств, приказных изб и  т. п., грамотных ремесленников, отставных  воинов, разорившихся торговцев. Родители договаривались с мастером грамоты, чему, в какой срок и за какую  плату он обучит их ребенка.


Информация о работе Воспитание детей В древней Руси и Русском государстве