Вопситагие самостоятельности дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:39, курсовая работа

Описание работы

Демократизация и гуманизация воспитательного процесса определенным образом связана с развитием самостоятельности у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям.
Отстраненность нынешней молодежи от решения насущных жизненных задач, отсутствие у молодых людей опыта позитивной, созидающей жизнедеятельности, самостоятельного преодоления трудностей являются причиной социальных проблем: безответственности, повышенной агрессивности, склонности к наркомании и другим видам зависимого поведения.

Содержание

Введение
Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
. Самостоятельность как качество личности
. Организация руководство разнообразной деятельностью детей как условия воспитания самостоятельности
. Методика воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста
Глава II. Изучение влияния организации разнообразной деятельности на воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.
2.1. Исследование уровня самостоятельности детей.
2.2. Воспитание самостоятельности посредством организации деятельности детей.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Писари.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.

    1. . Самостоятельность как качество личности
    2. . Организация  руководство разнообразной деятельностью детей как условия воспитания самостоятельности
    3. . Методика воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста

Глава II. Изучение влияния организации разнообразной деятельности на воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста.

2.1. Исследование уровня самостоятельности детей.

2.2. Воспитание самостоятельности  посредством организации деятельности  детей.

2.3. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Демократизация и гуманизация  воспитательного процесса определенным образом связана с развитием самостоятельности у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям.

Отстраненность нынешней молодежи от решения насущных жизненных задач, отсутствие у молодых людей опыта позитивной, созидающей жизнедеятельности, самостоятельного преодоления трудностей являются причиной социальных проблем: безответственности, повышенной агрессивности, склонности к наркомании и другим видам зависимого поведения.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно, а если деятельность ребенка спешна и подкрепляется поощрением взрослых, у него растет уверенность в собственных силах, развивается потребность в дальнейшем проявлении самостоятельности.

Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних  влияний и принуждений. Это способность  подчинять свое поведение собственным  взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Самостоятельность как качество личности характеризуется факторами:

  • Совокупностью средств – знаний, умений и навыков, которыми обладает личность;
  • Отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе деятельности связями с другими людьми.

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов ( А.А. Люблинская, В.С. Мухина. Г.А. Урунтаева, Р.С. Буре), посвященные проблеме самостоятельности  детей дошкольного возраста в их учебной, игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении доказывают, что самостоятельность дошкольника есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. Самостоятельность не врожденная черта, она формируется по мере взросления ребенка под влиянием взрослых. В связи с этим перед педагогами стоит задача определить условия, методы формирования самостоятельности у детей.

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации разнообразной деятельности.

Объект исследования – педагогический процесс воспитания самостоятельности у дошкольников.

Предмет исследования – система организации деятельности детей как педагогическое условие повышения педагогической культуры родителей.

Гипотеза – система организации деятельности детей будет эффективным средством воспитания самостоятельности у детей при условии:

    • Соблюдение принципа последовательности: проведение

специальных занятий  по объяснению способов действий и  их последовательности, и включение  ребенка с начала в простые, а  затем в сложные формы труда;

    • Создание «ситуаций успеха» для ребенка;
    • Установление единства требований в ДОУ и семье;
    • Создание ситуаций для проявления самостоятельности;
    • Преобладание положительных оценок;
    • Создание мотивации для проявления самостоятельности.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
    2. Выявить уровень самостоятельности у дошкольников;
    3. Выявить педагогические условия воспитания самостоятельности у дошкольников и разработать систему организации в разных видах деятельности;
    4. Экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы;
    5. Выявить динамику развития самостоятельности у дошкольников в опытно-экспериментальной работе.

Методы исследования:

    1. Изучение и анализ теоретических вопросов исследуемой проблемы;
    2. Педагогический эксперимент, включающий:
    1. Диагностику уровня самостоятельности;
    1. Апробацию формирующего эксперимента;
    2. Статистическую обработку полученных экспериментальных данных.
    1. Наблюдение.

Новизна и практическая значимость исследования заключается в определении оптимальных педагогических условий воспитании самостоятельности, а также в том, что материалы – экспериментальная работа может быть использована практическими работниками дошкольных учреждений в учебно-воспитательном процессе

Методологической основой  исследования являются труды В.С. Мухиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Эльконина, А.А. Люблинской, А.В. Куцакова, раскрывших психолого-педагогические основы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста, а также Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, направленных на изучение педагогических условий и методику воспитания самостоятельности у дошкольников в трудовой, игровой, учебной деятельности.

Организация исследования: проводился в ДОУ № 11 «Подснежник» города Якутска. В эксперименте приняли  участие дети пятилетнего возраста в количестве 20 человек (10 – в экспериментальной, 10 – в контрольной группах).

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вопситагие самостоятельности дошкольников