Воля, как основополагающее понятие волевой сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.
К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.
Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Содержание

Воля , как основополагающее понятие волевой сферы……………..1
Возрастные особенности волевой сферы младших школьников…..3
Условия развития воли………………………………………………...5
Вывод…………………………………………………………………...6
Методы изучения волевой сферы младших школьников…………...7
Литература……………………………………………………………...9

Работа содержит 1 файл

+волевая сфера(лоп).docx

— 33.09 Кб (Скачать)

Воля, как основополагающее понятие волевой  сферы. 

Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

К основным волевым  качествам человека можно отнести  целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

 Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть, это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

Самостоятельность – это волевое качество; оно в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели. Если человек необоснованно отказывается от своих мнений и взглядов и легко становится на чужую точку зрения, если он без особой нужды обращается за помощью или предпочитает действовать по привычному для него шаблону, а не самостоятельно и творчески, то нельзя признать, что у него развито такое волевое качество, как самостоятельность. Бывают, однако, случаи когда негативизм (необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Негативизм – признак не силы, а слабости человека.

Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности. Если человек в какой-либо сложной обстановке не принимает решения действовать определенным образом, потому что растерялся, если он надеется на счастливое стечение обстоятельств или на неожиданную помощь, то назвать его решительным нельзя. Такой человек, как правило, неуверен в своих силах, недооценивает возможности и силы других людей и, как правило, сомневается в успешном исходе дела.

 Настойчивость – это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизировать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей. Без настойчивости, без того чтобы стоять на своем и бороться за выполнение принятого решения, не может быть решительности, самостоятельности, самообладания и целеустремленности.

  Энергичность – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил. Направляя свою деятельность на достижение поставленной цели, энергичный человек, как правило, не отступает перед трудностями, они его не размагничивают, а наоборот,

мобилизуют. Такой  человек всегда к чему-то стремится, строит планы и увлекает за собой  других.

Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека. Инициативность проявляется главным образом намеренно, а не под влиянием безотчетного стихийного порыва. Инициатива, как правило, связанна с напряжением физических и духовных сил того, кто ее проявляет.

  Исполнительность – это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело. (4) 
 

 

Возрастные  особенности волевой сферы младших школьников. 

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7-8 до 11-12 лет. Это годы обучения ребенка в начальной школе. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Сдвиги, происходящие в этот период, - это изменения в центральной нервной системе, в развитии костной и мышечной системы, а также деятельности внутренних органов.

Значительные  перемены, вызванные ходом общего развития младшего школьника, изменения  его образа жизни, некоторых целей, возникающих перед ним, приводят к тому, что становится иной его волевая сфера. Появляются новые переживания, возникают новые, привлекающие к себе задачи и цели, рождается новое, эмоциональное отношение к ряду явлений и сторон действительности, которые оставляли дошкольника совершенно безразличным.

Безусловно, имеются  серьезные различия в психическом  облике школьника I и школьника IV класса. Поэтому суммарная характеристика волевой сферы за весь период младшего школьного возраста может показаться несколько общей. Однако при наличии различий между первоклассником и учеником IV класса можно с достаточной отчетливостью увидеть то, что в целом является характерным для этой сферы именно ребенка младшего школьного возраста.

Первой  особенностью волевой сферы младшего школьника, особенно первоклассника, является свойство бурно реагировать на отдельные и задевающие его явления.

В этом отношении  младший-школьник мало отличается от дошкольника. Маленький школьник вообще реагирует  бурно на многое, что его окружает. Он с волнением глядит, как собака играет со щенком, с криком он бежит  к позвавшим его товарищам, начинает громко смеяться при чем-нибудь смешном  и т.д. Каждое явление, в какой-то мере затронувшее его, вызывает резко  выраженный эмоциональный отклик. Чрезвычайно  эмоционально поведение маленьких  школьников при просмотре ими  театрального спектакля: очень резки  переходы от сочувствия герою к негодованию  на его противников, от печали по поводу его неудач к бурному выражению  радости при его успехе. Большая  подвижность, многочисленные жесты, ерзание  на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют  о том, что все, затронувшее младшего школьника во время спектакля  приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.

Второй  особенностью волевой сферы становится большая сдержанность в выражении своих эмоций - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечание, подвергается обсуждению и осуждению. Это не значит, что младший школьник уже хорошо владеет своим поведением - подавляет выражение тех или других неодобряемых окружающими чувств. Нет, он достаточно ярко проявляет страх, недовольство, обиду, гнев, хотя и старается их подавить. Все эти эмоции отчетливо проявляются в его поведении во время столкновений со сверстниками.

Способность владеть  своими чувствами становится лучше  год от года. Свой гнев и раздражение  младший школьник проявляет не столько  в моторной форме - лезет драться, вырывает из рук и т.д., сколько  в словесной форме ругается, дразнит, грубит; появляются оттенки, которые  не наблюдаются у дошкольников, например, в выражении лица и интонациях речи -- ирония, насмешка, сомнение и т.д. Если дошкольник в состоянии каприза способен лечь на пол и начать кричать, брыкаться, бросать предметы, то с младшим школьником этого не бывает; формы выражения каприза или сильного раздражения у него иные, чем у дошкольника. Переживания злости: к стыду проявляются в более скрытой форме, правда, достаточно явной для окружающих (особенно взрослых).

Так на протяжении младшего школьного возраста нарастает  организованность в волевом поведении  ребенка.

Третья  особенность - это развитие выразительности эмоций младшего школьника (большее богатство оттенков интонаций в речи, развитие мимики).

Четвертая особенность связана с ростом понимания младшим школьником чувств других людей и способности сопереживания с эмоциональными состояниями сверстников и взрослых. Однако в уровне такого эмоционального понимания наблюдается отчетливая разница между первоклассниками и третьеклассниками и особенно четвероклассниками.

Пятой особенностью волевой сферы детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. Монотонные, скучные уроки быстро снижают познавательный интерес первоклассника, ведут к появлению отрицательного эмоционального отношения к учению.

Шестая  особенность связана с интенсивно формирующимися моральными чувствами у ребенка: чувство товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при несправедливости и т.д. При этом они формируются под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера и собственного действия при выполнении поручения, впечатления от слов учителя. Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе.(2,4)

 

Условия развития воли. 

В младшем школьном возрасте формируются способы волевой  регуляции: сначала это словесная  инструкция учителя, затем, с развитием  самосознания, волевой акт вызывается собственными потребностями ребенка.

Задача воспитания на этом этапе заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка научить его сознательно  управлять своим поведением. С  этой целью необходимо формировать  у детей положительное отношение  к новому положению школьника  и добиваться сохранения этого отношения  на протяжении всего младшего школьного  возраста; формировать познавательные интересы; формировать такие качества личности (прилежание, ответственность  и пр.), которые составляют необходимое  условие осуществления волевого поведения (Л.И. Божович).

Очень важна  для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость. Для начинающего школьника разрешимость задачи часто определяется не только тем, в какой мере он владеет средствами для ее решения, но и тем, насколько ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично, где начало и конец задания. «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становиться препятствием для ее решения.

С точки зрения волевой регуляции поведения  и деятельности младшего школьника  важно, чтобы задачи (задания) были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале, делает тем самым цель более доступной, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком легкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.

Другим условием проявления учащимися организованности, упорства и других волевых качеств  является такая организация деятельности, при которой ребенок видит, свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий. В связи с этим огромное значение приобретают методически продуманные указания учителя как во время классной работы, так и при задании на дом. Педагог должен научить последовательности и целенаправленности действий, т. е. создать предпосылки для развития воли.(3)

 

Вывод. 

В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых  процессов, капризы, упрямство наблюдаются  еще часто. В этот период растет умение проявлять волевые усилия. Они  обнаруживаются и в умственной деятельности, и в поведении. Начинают формироваться  произвольные умственные действия, такие  как намеренное запоминание, волевое  внимание, направленное и стойкое  наблюдение, упорство в решении различных  задач. Существенные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс. Непосредственному осуществлению желаний часто препятствуют правила, запреты, ограничения, которые выражают общественные требования и которым необходимо подчиняться. Постоянное следование правилам, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Оно проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной  деятельности и поведении, а также  ряд их особенностей (например, требование словесного отчета, оценка своих действий и поступков) создают благоприятные  условия для формирования у младших  школьников способности к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане.

Ситуация социального  развития ставит детей в условия, при которых они должны развернуто обосновывать справедливость своих  высказываний, действий и поступков. На этой основе формируется у младших  школьников умение как бы со стороны  рассматривать и оценивать собственные  мысли и действия. Это умение лежит  в основе рефлексии как важного  качества, позволяющего разумно и  объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Информация о работе Воля, как основополагающее понятие волевой сферы