Волевые особенности лиц с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 01:02, реферат

Описание работы

Ребенок не только познает мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает к своим нуждам, потребностям. С помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.

Работа содержит 1 файл

Воля является одними из важнейших качеств личности человека.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

Введение

Ребенок  не только познает  мир, отражая его в ощущениях, восприятии, памяти, воображении, мышлении, но и изменяет его, приспосабливает  к своим нуждам, потребностям. С  помощью разума он определяет, когда, где и какое приложить усилие, как организовать свою деятельность, чтобы получить необходимый результат. В большинстве случаев результат  достигается сложным поведением, в ходе которого необходимо преодолевать объективные и субъективные трудности.

Воля является одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать  это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным  и сознательным субъектом собственной  жизнедеятельности. Именно воля позволяет  ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление  воли является магистральной линией развития личности ребёнка.

 Согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения - это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребёнка. Л.И. Божович также подчёркивала, что проблема воли и произвольности является центральной для психологии личности и её формирования.

      Несмотря  на все исследования в этой  области, очевидна научная неразработанность этой проблемы, что отражается на практике воспитания детей. Большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка.

В настоящее время существуют несколько научных направлений, по разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция. Правда, как правило отнесение того или иного автора к тому или иному направлению становится чисто условным, так как в излагаемой им позиции можно встретить моменты, относящиеся к разным направлениям.

Развитие волевых качеств  закладывается как  в дошкольном возрасте, так и в школьном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного  фундамента, который будет очень  важен в развитии волевых качеств  в более поздних возрастах. Развивать  волевые качества у школьников надо с подключением их сознания, т.е. чтобы  они осознавали, что они делают. Но невозможно говорить об этапах формирования воли слышащих и не слышащих детей, не затрагивая возрастных особенностей произвольной активности ( воли как таковой). Нужно отметить: ребенок с нарушенным слухом, в общем, проходит  те же этапы развития, что и обычный, но только с небольшим отличием во времени, скорости, объеме каждого этапа, а также при определенной поддержке  педагогов и родителей.

  1. Понятие и структура волевой деятельности.

1.1 Понятие «воля» и  ее значение

Воля – это активная сторона жизни сознания, характеризуется  как стремление, сопровождаемое сознанием  того, что цель желаемого достижима; непосредственным внешним проявлением  ее служат телесные движения; внутренне  воля обнаруживается в чисто-психическом  явлении - в произвольном внимании. Слово воля употребляется в двояком смысле: в широком - это всякая деятельность, связанная с чувствованием и познанием; в этом смысле к ней можно отнести и все те непроизвольные (самопроизвольные, рефлекторные, инстинктивные) действия, которые соединены с ощущением и чувствованием, и можно рассматривать ее как первичное душевное проявление, существующее на самой низшей ступени сознания. В узком смысле воля- способность выбирать из различных данных возможностей, и, как таковая, она содержит в себе размышление, то есть рассмотрение мотивов, и собственно решение, которое непосредственно ведет за собой совершение известного акта; в этом смысле воля - сложное производное душевное явление, предполагающее высшее развитие сознания и чувствования» - читаем в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

В  толковом  словаре  Ожегова  воля  трактуется  как способность осуществлять поставленные перед собой цели.1

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля трактует волю как  «данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения. Творческая деятельность разума … Власть или сила, нравственная мочь, право, могущество… Желанье, стремление, хотенье, похоть, хоть, вожделение, вся нравственная половина человеческого духа».

Понятие о воле как о  детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые  было явно сформулировано Аристотелем (384-324 гг. до н.э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных его желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму. Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением (желанием), придающим решению побудительную силу. Само же стремление (желание) обусловлено побудительной силой предмета стремления. Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания (предмета стремления) человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.2

Древнеримский мыслитель  и врач Гален (130-200) говорил о произвольных и непроизвольных движениях, относя к последним только мышечные сокращения внутренних органов (сердца, желудка). Все остальные движения он считал произвольными. От непроизвольных (автоматических) движений они отличаются тем, что всегда происходят при участии психической пневмы, включающей в себя восприятие, память и разум и выполняющей управляющую функцию по отношению к органам движения. 
          Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли - бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей (в то время как желания порождаются непосредственно душой). Воля может затормозить движения, обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли. Воля помогает человеку следовать определенным правилам, исходя из суждений разума о добре и зле. Таким образом, Декарт связывает волю с нравственностью человека.

Английский философ Т. Гоббс, живший в одно время с Р. Декартом, при объяснении поведения  человека также исходил из представлений  о непроизвольной и произвольной регуляции.

Таких же взглядов на проблему воли придерживался и Д. Гартли, полагавший, что воля есть не что иное, как желание или отвращение, достаточно сильное, чтобы вызвать действие, не являющееся изначально или вторично автоматическим. Отождествление воли с господствующим в сознании желанием явно проглядывает и во взглядах других ученых прошлого.3

В попытках объяснить механизмы  поведения человека в рамках проблемы воли возникло направление, получившее в 1883г. название «волюнтаризм» (Ф. Теннис) и признающее волю особой, надприродной силой. Согласно учению волюнтаризма, волевые акты ничем не определяются, но сами определяют ход психических процессов. Формирование этого, по существу, философского направления в изучении воли имеет свою предысторию.

Немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман объявили волю космической  силой, слепым и бессознательным  первопринципом, от которого берут свое начало все психические проявления человека. Сознание и интеллект являются, по Шопенгауэру, вторичными проявлениями воли.

Таким образом, в крайнем  своем выражении волюнтаризм  противопоставлял волевое начало объективным  законам природы и общества, утверждал  независимость человеческой воли от окружающей действительности. 
          Оформившись в трудах А. Шопенгауэра в качестве самостоятельного философского направления, волюнтаризм проник и в психологию. Волюнтаристского взгляда на проблему воли придерживались многие видные психологи конца XIX - начала XX века.4

Спиноза называл волей  «способность, благодаря которой  душа утверждает или отрицает, определяет, что истинно, а что ложно, а  желание - способность, благодаря которой  душа домогается какой-либо вещи или  отвращается от нее».5

И. Кант признавал в равной степени доказуемыми как тезис  о свободе воли, так и антитезис  о том, что воля несвободна. Решая  проблему человеческой свободы, Кант подверг  критическому анализу как христианское учение о свободе воли, так и  концепции механистического детерминизма. Несостоятельность христианского  учения о воле И. Кант видел в том, что в нем конечной причиной человеческих поступков выступает не сам человек, а бог. И поскольку эта причина  находится вне власти человека, он в конечном счете остается безвольной игрушкой сверхъестественных сил. 
         Стремясь к компромиссу между материализмом и идеализмом, И. Кант выдвинул тезис о двойственности человека: он является эмпирическим и умопостигаемым существом. В качестве первого он подчинен причинным связям чувственного мира и не обладает свободой. Но как умопостигаемое существо, обладающее нравственной волей, он абсолютно свободен. В отличие от воли, которая определяется чувственными побуждениями, волю, происходящую от разума, Кант называл свободной волей. Он писал, что воля становится свободной при подчинении ее нравственному закону. В силу этого человек оказывается способным действовать не только по чувственным впечатлениям (желаниям), но и на основании представлений о полезном и вредном. «Свободу должно предполагать как свойство воли всех разумных существ», - писал И. Кант.6

Г. Гегель пытался преодолеть дуализм кантовской концепции, согласно которой человек оказывается  раздвоенным на мыслящего, с одной стороны, и волящего - с другой. По его образному выражению, воля у человека, если следовать И. Канту, находится как бы в одном кармане, а мышление - в другом.

Воля, считал Фейербах, может  быть лишь у живого, чувствующего человека, «ибо что такое воля, как не желающий человек». 7

Против волюнтаризма выступали  и физиологи, которые волевое (произвольное) поведение рассматривали не только как детерминированное, но и как  рефлекторное. Впервые это положение  было обосновано И. М. Сеченовым в  его классической работе «Рефлексы  головного мозга». Сеченов выступал против мысли о том, что «так как  человек волен поступать и  согласно своим мыслям и желаниям, и наперекор им, - значит, между  ними и поступками должна стоять особая свободная сила, которая и называется волей».

Противники волюнтаризма утверждали, что свобода воли означает не что иное, как возможность принимать  решения со знанием дела. Причем эта возможность относится и  к подавлению побуждений, а не только к инициации действий. Недаром  Л. С. Выготский (1983), ссылаясь на Блонделя, писал, что волевое, или произвольное, поведение есть поведение социальное по своему существу и что максимум воли есть максимум повиновения. Поэтому отсутствие свободы в принятии решений еще не говорит об отсутствии воли.

В советской психологии и  философии волюнтаризм стал нарицательным  понятием, означающим господство произвола, ничем не ограниченного удовлетворения потребностей, желаний. Однако необходимо отметить и положительную роль, которую сыграло это направление, в частности - в отстаивании понимания воли как самостоятельной проблемы, как качественно своеобразного психического явления, несводимого к ассоциации представлений и движений, которое нашло отражение в «автогенетических» теориях воли (В. Вундт, 1912; Н. Ах (1905, 1910); И. Линдворский (1923). Кроме того, обсуждение темы «свободы воли» привлекло внимание и к проблеме «свободного выбора».

В. Вундт (1912) полагал, что  психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте.

С мотивационных позиций  рассматривает волю и Э. Мейман (1917). Основным признаком волевого действия он считает предваряющее его принятие решения о совершении действия, когда действию предшествует полноценный психический акт, выработка представления о цели, получение согласия на эту цель. Достижение такого согласия на какое-то конкретное действие начинается с подбора и рассмотрения целей, с анализа их ценности, анализа последствий действия. Неслучайно истинной причиной всех волевых поступков Э. Мейман считает размышление, поскольку именно посредством него достигается понимание ценности и значения цели. 
          Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи. Например, И.М. Сеченов выделял моральный компонент воли, что можно рассматривать как постулирование им участия в волевых актах нравственного компонента мотива. Также И.М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив. «Безличной, холодной воли мы не знаем», - писал И.М. Сеченов.

Крупнейший советский  психолог С.Л. Рубинштейн писал, что  любое психическое явление - это  и отражение действительности, и  звено в регуляции деятельности; при этом воля является высшей (как побудительной, так и распорядительной) формой психической регуляции.8

И.М. Сеченов называл волю деятельной стороной разума и морального чувства. В волевых действиях  реализуется активность личности; при  этом в психологии принято считать, что волевые действия характеризуются  физическими и психическими условиями, вызванными преодолением значительных трудностей и препятствий: «Волей называется способность человека сознательно  управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями».9

Волевое усилие определяется как «форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы  человека (память, мышление, воображение  и др.), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют  или недостаточны, и переживаемого  как состояние значительного  напряжения».10

Информация о работе Волевые особенности лиц с нарушением слуха