Внимание

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:17, реферат

Описание работы

Рассмотрев основы внимания, можно утверждать, что оно является продуктом сложнейшего развития. Особое значение имеет произвольность внимания человека, формирование которого открывает пути понимания внутренних механизмов сложной формы организации сознательной деятельности человека, открывающей решающую роль во всей его психической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………2
Глава 1. Внимание и его характеристика…………………….….………………3
Глава 2. Виды внимания………………………………………….………………4
Глава 3. Свойства внимания……………………………………………………...7
Список литературы……………………………………………………..................

Работа содержит 1 файл

Внимание.docx

— 32.08 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………...………2

Глава 1. Внимание и его характеристика…………………….….………………3

Глава 2. Виды внимания………………………………………….………………4

Глава 3. Свойства внимания……………………………………………………...7

Список литературы……………………………………………………..................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому  вниманием называют избирательную  направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может  быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое и т.п. внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность. Принято считать, что существуют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто  стоят интересы и потребности, установки  и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение  отношения к объекту, выражаемое вниманием - его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Внимание и его характеристика

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни - в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

За вниманием всегда стоят  интересы и потребности, установки  и направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту. А изменение отношения к объекту  выражается во внимании - в изменении  образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным  и отчетливым, как бы более выпуклым. Таким образом, хотя внимание не имеет  своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в  нем выявляется специфическим образом  взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в  изменении ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена  познавательная деятельность.

Внимание теснейшим образом  связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних ступенях филогенетического  развития, оно непосредственно включено в практическую деятельность, в поведение. Внимание сначала возникает как  настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, как  мобилизованность на восприятие этого  сигнала в интересах действия. Вместе с тем внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к  действию.

Говорить о внимании, его  наличии или отсутствии можно  только применительно к какой-нибудь деятельности - практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления, таким образом, совпадают.

В жизни и деятельности человека внимание выполняет несколько различных функций:

1) внимание фокусируется на определённых впечатлениях или мыслях и отвлекает от иных, ненужных в данный момент, впечатлений и мыслей. Иными словами, процесс познания, в котором задействовано внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию отбора.

2) внимание связано с «концентрацией сознания», с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в «фокусе» сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон.

Этим двум функциям соответствует  два аспекта внимания, две его  стороны, явленные в разнообразных  феноменах внимания: селективный  аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется в избирательности  актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан с функцией удерживания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия.

 

Глава 2. Виды внимания

Внимание - это разнородное явление. В самых разных жизненных ситуациях, при решении разных  задач востребованы различные виды внимания.

  1. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. По своему происхождению оно более всего связано с «ориентировочными рефлексами» (И.П.Павлов). Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий - раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение. Важное значение имеет не только абсолютная, но и относительная сила раздражения, т.е. соотношение силы данного воздействия с силой других, фоновых, раздражителей.

Выделяются три разновидности непроизвольного внимания.

  1. Вынужденное внимание. Оно определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяжённость во времени и пространстве во всем, что несёт какую - либо опасность. Научение в этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому её назвали врождённой, естественной.

2) Невольное внимание. Данная разновидность определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта объекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания.

3) Привычное внимание, являясь по сути непроизвольным, независимым от наших желаний и намерений ещё больше индивидуализировано. Оно напрямую связано с прошлым опытом человека.

2. Произвольное  внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием трудовой деятельности, учебных занятий. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым.

Произвольное  внимание имеет несколько разновидностей:

1) Собственно произвольное внимание. Оно обычно лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Например, такого вида внимания может потребовать работа наподобие корректорной монографии.

2) Волевое внимание. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного. Наиболее знакомый вариант волевого внимания реализуется в ситуации конфликта во внешнем окружении, например, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих опознанию слабого сигнала. Волевое внимание совершается вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву.

3) Выжидательное внимание. Выжидание как разновидность внимания сродни собственно произвольному вниманию, за исключением того, что объект внимания как таковой здесь отсутствует, а деятельность человека состоит в ожидании определённого типа сигнала.

3. Послепроизвольное внимание. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н.Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Этот вид внимания - совершенно особая, высшая форма активности личности. За ней стоит не только целенаправленность деятельность, но и интерес к ней.

 

 

Глава 3. Свойства внимания

Внимание обладает рядом  свойств, которые характеризуют  его как самостоятельный психический  процесс. К основным свойствам внимания относятся:

  1. Концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлечения от всего, что не входит в поле внимания. Важным условием поддержания оптимальной интенсивности внимания являются рациональная организация труда с учетом индивидуальных особенностей работоспособности, а также оптимальные внешние условия (тишина, освещение и т.д.).
  2. Объём внимания. Под объемом понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

3) Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Устойчивость зависит  от понимания человеком важности, значимости выполняемой работы, от особенностей материала, степени его трудности, понятности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности.

  1. Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.
  2. Распределение внимания - это возможность рассредоточить внимание на несколько объектов или одновременно успешно выполнять несколько действий.

При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности  концентрации его не в одном, а  в двух или большем числе различных  фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них  из поля своего внимания.

Распределение внимания состоит  в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно  выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных  действий.

Рассмотрев основы внимания, можно утверждать, что оно является продуктом сложнейшего развития. Особое значение имеет произвольность внимания человека, формирование которого открывает пути понимания внутренних механизмов сложной формы организации сознательной деятельности человека, открывающей решающую роль во всей его психической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / - Гродно: ГрГУ, 2002. - 124 с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология.- Спб.: Питер, 2001.- 592 с.
  3. Немов Р.С: Психология: учебник для студ. высш. пед. заведений: в 3 кн.- 4-е изд.-М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- кн.1: общие основы психологии.- 688 с.
  4. Рубинштейн С.Л: Основы общей психологии.- Спб.: Питер,2006.- 713с.
  5. Узнадзе Д.Н. Общая психология/ под ред. И.В. Иедадзе.- М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004.- 413 с.

Информация о работе Внимание