Влияние среды на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и макросреды, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влияни

Работа содержит 1 файл

пуепукнрукв.docx

— 155.64 Кб (Скачать)

Влияние среды на развитие личности

Среду рассматривают  как совокупность условий существования  живых организмов и человека. Понятие  «среда» имеет много значений. Рассмотрим макросреду (естественную), географическую, социальную, домашнюю среду как часть социальной и  макросреды, так как в каждую единицу  времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Имеется  ввиду окружающее нас космическое пространство. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на внутриутробное развитие, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действий магнитных бурь на солнце, смены фаз луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей земли…

Среда географическая – это определенный территориальный  ландшафт со своей географической широтой  и долготой, климатом, разнообразием  рельефа, растительного и животного  мира, природными ресурсами, источниками  тепла, целебных вод, зон геомагнитной и геопатологенной активности и т.д., экологическими условиями…

Социальная среда  – совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад  жизни, традиции, окружающие человека, социально-бытовые условия, обстановка, а так же совокупность людей, связанных  общностью этих условий), доминирующие общественные идеи и ценности. Благоприятной  социальной средой является та, где  доминирующие идеи и ценности направлены на развитие творческой, инициативной личности.

Домашняя среда  – колыбель начала жизни, окружение  близких людей, материальные условия; это целый мир… Развитие ребенка  обеспечивается дружбой и любовью  в родительских отношениях, отношениях с близкими. Особое значение в обогащении знаниями и жизненным опытом имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное  воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых, все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда –  это особенности квартиры или  рабочего помещения, микроволны и магнитные  воздействия, вибрации и т.д.

Педагогическая позиция  заключается в изучении средовых влияний на развитие ребенка с  целью формирования его анатомо-физиологических  структур, так и с целью формирования духовных основ; в осознанном понимании  родителями, взрослыми, педагогами проблем  формирования полноценной личности

Итак. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние  условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности  контрастов выделяется ближняя и  дальняя среда. Когда педагоги говорят  о влиянии среды, то имеют ввиду, прежде всего, среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую - к ближайшему. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья…

Педагог, знающий  о роли социальной среды как факторе  формирования личности, придает наиважнейшее значение организации воспитывающей  среды.

Воспитывающая среда  – в отличие от формирующей – это совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Содержанием среды как фактора социального развития личности выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение – совокупность их разворачивается на фоне природного окружения ребенка. Педагог, профессионально использующий объективное влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую – тем самым, сознавая воспитывающую среду.                                                                                             Следовательно, профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности – как сказали, организовать жизнь ребенка, как постоянное хождение к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне данного развития он входил в контекст социальной жизни.

Понятие средовой адаптации

Средовая  адаптация  – сложный процесс, осуществляемый в различных сферах жизнедеятельности  человека. Адаптация является одной  из составляющих социализации. В переводе с латинского (от лат. – adaptio – приспособляю) она означает «прилаживание организма и его функций, органов, клеток с условиями среды». Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности системы органов и психологической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Как процесс она означает приспособление личности или социальной группы, попавшей в трудную ситуацию в реальной среде к этой среде. 

По мнению А.В. Мудрика, адаптация представляет собой устойчивую модель поведения в определенных условиях и ситуациях

В Словаре по социальной педагогике социальная адаптация –  это «активное приспособление человека к условиям социальной среды путем  усвоения норм, ценностей, стилей поведения, принятых в обществе»

С позиции М.А. Галагузовой, социальная адаптация ребенка есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.

Социально-педагогическая адаптация – явление, характеризующее  наибольшую приспособленность человека к обучению и воспитанию. Педагогическая адаптация свидетельствует о  том, что условия, в которых находится  человек, для него наиболее оптимальны с позиции научения и воспитания.

Идейной основой  социальной адаптации является личный и социальный конформизм. Социальная адаптация может быть активной (когда  личность стремится воздействовать на новую для нее социальную среду) и пассивной (если личность не оказывает  влияния на окружающую среду, а подчиняется  ее нормам, гласным и негласным  правилам).

Адаптация протекает  под влиянием внушения и осознания  личностью необходимости (или потребности) в принятии новых ценностных установок  и поведения. Показателем успешной социальной адаптации является высокий  социальный статус личности в данной среде, ее психологическая удовлетворенность  этой средой. Показателем низкой социальной адаптации являются вынужденные  перемещения человека в разные социальные среды, их частая смена (миграция, текучесть  кадров, разводы и т.д.).

Результаты адаптации  носят различные формы (от позитивных до негативных) для статусного и индивидуального состояния личности. Так, конкретными формами процесса социальной адаптации, его конечными результатами являются: снижение (или повышение) социального, должностного и профессионального статусов личности (или группы); социальная мобильность (разной направленности); определенное морально- и социально-психологическое состояние (от полного комфорта до полного дискомфорта). Одним из распространенных видов социальной адаптации является профессиональная адаптация. В любом случае итогом социальной адаптации выступает принятие адаптирующимся индивидом (или социальной группой) определенной социальной роли.

Сложность механизма  социальной адаптации связана с  взаимодействием двух систем – личности индивида и социальной среды. Эффективность  и конечный результат адаптации  определяются объективными показателями достижений индивида и субъективной удовлетворенности им своими достижениями в условиях данной социальной среды.

  Понятие дезадаптации

У нетипичных детей  из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность  адекватного реагирования на происходящее изменения. Они испытывают значительные трудности в достижении своих  целей в рамках существующих норм, что может вызвать неадекватную реакцию и привести к отклонениям  в поведении, вплоть до аномии, как  считают социологи Э. Дюркгейм и  Р. Мертон. Под аномией они понимают разрушение имеющихся социокультурных  представлений, норм, установок.

Промежуточным звеном между процессами адаптации и  аномии выступает дезадаптация – процесс разрушения приспособительных механизмов, жизненных планов.

Б.Н. Алмазов определяет дезадаптацию как несоответствие и неусвоение социальных норм и правил человеком (3, с. 124). Это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса (возможностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою очередь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.

Таким образом, социальная дезадаптация – это процесс, противоположный социальной адаптации, неспособность индивида адаптироваться в социуме, усваивать и воспроизводить социальный опыт, нормы и правила поведения, посредством которых он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми (82, с.66).

С точки зрения М.А. Галагузовой социальная дезадаптация ребенка представляет собой процесс утраты им или несформированности у него социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению к условиям социальной среды.

Школьная дезадаптация – «невозможность школьного обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях, предъявляемому данному конкретному ребенку той индивидуальной микросоциальной средой, в которой он существует» [34, с.48]. Чаще всего школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе в соответствии с его способностями, в нарушениях поведения. Так же школьная дезадаптация определяется как «образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений» со сверстниками и педагогами, «психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии» [20,с. 157]. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие:  

§  Отсутствие индивидуального  подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной  помощи ученику, проявления неуважения к нему. 

§  Неблагоприятная  материально-бытовая или/и эмоциональная  ситуация в семье, алкоголизация  родителей, заброшенность ребенка  или гиперопека. 

§  Негативное влияние  окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков. 

§  Деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство  обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности. 

§  Тяжелые физические заболевания, различные нарушения  психики, акцентуации и патологии  личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития. 

Таким образом, все  выделенные факторы, способствующие школьной дезадаптации, подразделяются на школьные, семейные, микросоциальные, соматические и психические

В случае развития адаптации  по пути неустойчивой психической деятельности имеет место угроза глубоких психических  изменений личности. Возникает проблема сохранения психического здоровья школьников [7, 34, 20, 24]. Изменениями могут стать  серьезные нервно-психические заболевания, если не будет своевременно диагностировано  дезадаптивное состояние и оказана соответствующая помощь. 

Таким образом, в  ряде случаев школьная дезадаптация может оставаться скрытой от педагогов и родителей. Но дети с дезадаптивными формами поведения нуждаются в особом внимании. Важно вовремя распознать дезадаптивных детей для профилактики и коррекции возможных трудностей в дальнейшей их жизни. Основными путями помощи таким детям может стать правильно поставленное воспитание личности, которое включает в себя воспитание адекватных представлений об общественных мотивах и движущих силах развития, знание резервов, собственных возможностей, воспитание навыка реагировать на события, а не на представления о них, оптимизацию условий жизни и обучения, изменение привычных непродуктивных форм реагирования, выработку навыков релаксирующего отвлечения и избегания обычно декомпенсирующих данную личность ситуаций. Эти принципы образуют психогигиеническую основу учебно-воспитетельного процесса. Одним из условий успешности профилактики и коррекции школьной дезадаптации является четкое понимание того, что она отражает не слабость ребенка и не только недостатки школы или семьи, а является следствием нарушения отношений в системе «школа – ребенок – семья – общество». Именно эти нарушения отношения представляют собой объект усилий, обеспечиваемыми внутренними ресурсами данной системы. Конечной целью должно стать не просто разрешение уже возникших или уже возможных школьных трудностей, а профилактика социальной дезадаптации в последующей жизни. 
 

Информация о работе Влияние среды на развитие личности