Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление и практическое обоснование возможностей эффективного использования искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Содержание

Глава I. Теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников
Психолого-педагогическая сущность эстетического воспитания
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства
2.1 Эстетическая сущность искусства и особенности восприятия его младшими школьниками
2.2 Критерии и диагностика уровня сформированности эстетического опыта детей младшего школьного возраста
2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников
2.4 Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 186.85 Кб (Скачать)

Уровень развития эмоциональных представлений  оценивался по трехбалльной системе:

3 балла  – высокий уровень, если ребенок  точно уловил настроение, переданное  на картине, свободно и полно  рассказывает о характере этих  детей, домысливает дальнейшие  их действия, высказывает оригинальные  мысли о чувствах детей;

2 балла  – средний уровень – ребенок  определяет, о чем думают эти  дети, их настроение, однако их  суждения о картинах неуверенные,  неполные, неразвернутые;

1 балл  – низкий уровень - ребенок  путается в определении настроений  детей, наблюдается обобщенность  суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны  и скупы, неопределенны. 

Результаты  диагностики также занесены в  итоговую таблицу (Приложение Б, таблицы 5 и 6).

В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (4«Б») 4 ребёнка (17%) имеют высокий уровень, 12 детей (53%) имеют средний уровень и 7 детей (30%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

Результаты  исследования контрольного (4 «А») класса получились следующие: 7 детей (30%) имеют  высокий уровень, 11 детей (48%) имеют  средний уровень и 5 детей (22%) - с  низким уровнем сравнительной рефлексии  и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

Данные  результаты диагностики уровня эстетических проявлений в разных видах художественной деятельности занесены в итоговую таблицу  и оформлены в диаграммы (Рис. 4, 5) (Приложение Б, таблицы 7 и 8).

 

Рис. 4. Результаты констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в экспериментальном классе

 

 

Рис. 5. Результаты констатирующего этапа исследования в разных видах художественной деятельности в контрольном классе

 

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4 «Б» классе (экспериментальном) из 23 обследованных школьников 6 детей (26%) имеют высокий уровень эстетического  развития. Десять детей (44%) продемонстрировали средний уровень развития эстетических качеств, остальные же 7 детей (30%) имеют  низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая диаграмма, где наглядно отражены результаты диагностики, проведенной  после первого констатирующего  этапа нашего исследования (Рис. 6). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем развития эстетических качеств. Полученные показатели подтвердили результаты первоначального  тестирования уровня эстетических проявлений.

Результатами  диагностики в 4 «А» классе (контрольном) стали следующие показатели: из 23 обследованных школьников 8 детей (35%) имеют высокий уровень эстетического  развития. Одиннадцать детей (48%) продемонстрировали средний уровень развития эстетических качеств, остальные же 4 ребёнка (17%) имеют низкий уровень эстетического  развития.

Отследить мониторинг позволяет следующая  диаграмма (Рис. 6).

 

Рис. 6. Сравнительные результаты констатирующего этапа исследования в экспериментальном и контрольном классах

 

В контрольном  классе (4 «А») данные показатели немного  выше по указанным ранее причинам (обучение в музыкальной, художественной школах и танцевальном кружке).

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и  планомерная работа с детьми по эстетическому  воспитанию.

Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности  работы по данному направлению нами использовались различные формы  и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов  деятельности в воспитательно-образовательном  процессе.

 

2.3 Использование комплекса средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников

 

Эстетическое  воспитание учащихся происходит в процессе всей учебно-воспитательной работы. Учебный  труд, производственная практика, общественно-полезная работа, туристические походы по родному краю, культура труда и быта – все это наряду с теоретической подготовкой к профессии и формированием морального облика учащихся может быть использовано и для их эстетического воспитания. Мы в своем исследовании останавливаемся на искусстве, как основном средстве, позволяющем наиболее успешно решать все изложенные выше задачи эстетического воспитания.

«Ни музыка, ни литература, ни какой  другой вид искусства в настоящем  смысле этого слова, - говорил П.И. Чайковский, - не существуют для простой  забавы, они отвечают более глубоким потребностям человеческого общества, нежели необыкновенная жажда легких развлечений» [12, 34]. Правдиво изображая  действительность, создавая яркие образы положительных героев, литература и  искусство формируют у учащихся эстетические вкусы и взгляды, учат их понимать прекрасное в произведениях  искусства и в жизни, способствуют развитию художественных потребностей и задатков.

В ходе подготовительного этапа  опытно-экспериментальной работы нами было сделано следующее:

  1. Проанализированы учебные программы по курсам «Музыка», «Изобразительное искусство и художественный труд».
  2. Проанализирована работа учителей предметов художественного цикла, которая была выявлена в ходе беседы.
  3. Подобран наглядный материал (репродукции картин), музыкальный материал, разработаны и подготовлены уроки и внеклассные занятия, направленные на более полное и глубокое знакомство младших школьников с искусством.
  4. Спланировано посещение городского краеведческого музея и художественной выставки «Вернисаж».

Эта работа привела к следующим  результатам.

Искусство как средство эстетического  воспитания в начальной школе  реализуется на уроках художественного цикла (музыке, изобразительном искусстве, литературном чтении). В ходе анализа работы учителей-предметников была выявлена следующая особенность. На уроках изобразительного искусства предпочтение отдается, прежде всего, преподаванию изобразительной грамоты, то есть рисованию; на музыке – хоровому пению; на чтении – выразительному чтению, то есть совершенствованию практических навыков. Совсем не уделяется внимание познанию самих художественных произведений, а если это и происходит, то лишь на поверхностном уровне. В теоретической части мы отмечали, как важно правильно подходить к восприятию художественного произведения. Мнения педагогов и искусствоведов по этому вопросу нам известны: «Потенциальные возможности художественного произведения необозримы. В результате длительного общения с произведениями искусства развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведения искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал»[17, 5].

Кроме того, отсутствие на уроке художественного  цикла теоретического материала  об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его недостатком.

Одним из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения в уроки и внеурочную работу художественного  направления: музыку, изобразительное  искусство, литературу. Этому посвящена  следующая часть работы.

Таким образом, получив начальные посылки в  ходе подготовительной работы, мы провели  второй этап нашего исследования - формирующий  эксперимент, который предполагал  повысить уровень сформированности эстетических качеств у младших  школьников.

Цель  этого этапа - выявить возможности  средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для  этого было разработано внеклассное  мероприятие по эстетическому воспитанию младших школьников «Поэтический образ  зимы в творчестве русских поэтов и композиторов», где основным средством  воспитания были произведения искусства (Приложение В). Разрабатывая такое  мероприятие, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую  особенность, которую нужно знать  учителю при знакомстве детей  с искусством. Оказывается, учителю  самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником  между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. «Педагогическая  задача учителя состоит в такой  организации процесса познания искусства, которая способствует естественному  и органическому проявлению собственных  духовных сил ребенка» [23, 76]. Работа учителя по знакомству детей с  искусством должна быть системной и  правильно организованной. «Правильная  организация урока предполагает: четкую постановку цели занятия, пробуждение  у школьников интереса к теме урока, использование методов, активизирующих логическое и образное мышление, самодеятельность учащихся, а также их собственную  оценочную деятельность, своевременную  помощь слабым, благожелательное отношение  учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности» [4, 10]. Планируя занятие, мы старались учитывать  все представленные требования.

Основной образовательной задачей  занятия было познакомить детей  с видами искусства на конкретных примерах художественных произведений и помочь детям осознать их роль в раскрытии музыкально-художественного  образа. Воспитательной задачей явилось - воспитывать интерес у младших  школьников к искусству. Развивающей  – способствовать развитию эстетических качеств младших школьников.

Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря  тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между  собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.

При проведении уроков изобразительного искусства мы активно включали в  их содержание беседы об искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях. Рассматривание и анализ репродукций картин сопровождались музыкальным оформлением, что непременно способствовало более глубокому восприятию произведений изобразительного искусства и музыки, анализу специфических средств выразительности.

Систематизация эстетического  опыта младших школьников особенно эффективно происходит в процессе взаимодействия видов искусств. Поэтому спланированные и проведенные нами внеклассные  музыкальные занятия носили преимущественно  комплексный характер («Эстетика», «Природа в музыке», «Пушкин в  музыке»). В них успешно сочетались музыка, изобразительное искусство  и литературное слово. Результатами взаимодействия видов искусств на таких  занятиях становятся: достижения учащимися  более высокого уровня понимания  художественного образа, его основной идеи; расширение знаний о мире, эмоционального опыта и в целом эстетического  воспитания детей. Одной из задач  на таких занятиях мы ставили сравнение  и сопоставление полученных знаний об основных средствах выразительности  в различных видах искусств на основе аналитико-синтетического восприятия. Для реализации данной задачи на внеклассном  музыкальном занятии («Природа в  музыке») использовались межпредметные  связи между музыкой, живописью  и литературой. Одно из заданий предусматривало  сопоставление зрительного и  слухового рядов (позиция Д. Кабалевского и Б. Неменского) в музыке и живописи. Детям предлагалось определить, какое настроение вызывает весна на представленных картинах (светлое, радостное, праздничное, волнующее); что нас радует весной (яркие весенние краски, много света, солнечные дни, праздничность настроения). Далее предлагалось прочесть стихотворения, в которых поэты передают настроения весны. Приходим к выводу, что настроения в стихотворениях сходные с музыкой и живописью.

Таким образом, делаем вывод, что художники, поэты и музыканты выделяют одни и те же объекты весны и запечатлевают  одни и те же настроения, чтобы передать ее свежесть и красоту бурной радости, волнения, приподнятости, праздничности.

Следовательно, в процессе взаимодействия видов искусства осуществляется систематизация эстетического опыта  учащихся, способствующая гармонизации личности и окружающего пространства.

Таким образом, деятельность на уроках изобразительного искусства и музыкальных  занятиях была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, читали стихотворения, выступали с  докладами, сообщениями, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Уроки и занятия  проходили на высокой эмоциональной  ноте. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния  ребенка являются критерием действенности  эстетического воспитания.

Результативность таких уроков и занятий несомненна: средства искусства  действительно могут оказывать  на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в  каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток  в душе ребенка, который в будущем  станет основой становления эстетического  вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство  к искусству отложит свой отпечаток  и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что  сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение  и к искусству и к жизни.

Кроме урочной и внеурочной работы, направленной на повышение уровня эстетического  воспитания младших школьников, нами были спланирована и внешкольная  деятельность – посещение художественной выставки «Вернисаж» и городского краеведческого музея.

Основной  целью таких коллективных походов  явилось приобщение детей к художественному  искусству, воспитание у детей способности  к более глубокому восприятию изобразительного искусства, формирование художественного вкуса и интересов. Прежде чем осуществить выход  на художественную выставку, была проведена  с детьми подготовительная работа: раскрыта цель посещения, знакомство с  содержанием выставки, правилами  поведения при посещении выставки. Такая работа была, своего рода, эмоциональным  настроем для посещения выставки.

На выставке были представлены работы местных художников. Наблюдая за детьми можно было заметить, что не сразу, не вдруг дети окунулись  в мир живописи. Многие дети не проявляли  должного интереса к картинам местных  художников, оставались безынициативными. Некоторые дети безучастно прохаживались  по выставочному залу, не «зацикливая» своего внимания на какой-либо из картин. Трое мальчиков вообще не проявили никакого интереса к данному мероприятию: они переговаривались на отвлеченные  темы, отвлекались и даже нарушали дисциплину. Однако некоторые дети проявили интерес к пейзажным  картинам. Они задерживались возле  них, делились впечатлениями, приводя  в сравнение собственными жизненные  ассоциации. Именно пейзажные картины  оказались наиболее доступными для  детского восприятия.

Информация о работе Влияние эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников