Виды педтехнологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии.

Содержание

Введение
1.Теоретические характеристики современных педагогических технологий.
2. Классификация педагогических технологий.
3. Краткий обзор современных педагогических технологий.
4. Современные инновационные технологии в педагогике
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Виды педтехнол .doc

— 98.00 Кб (Скачать)

   Содержание 

       Введение

   1.Теоретические  характеристики современных   педагогических технологий.

   2. Классификация педагогических технологий.

   3. Краткий обзор современных педагогических  технологий.

   4. Современные инновационные технологии  в педагогике

       Заключение

       Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и  обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

   Педагогическое  мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Что же такое педтехнология?

   Педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

   Любая педагогическая технология является составной  частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития учащихся. 

   1. Теоретические характеристики современных

   педагогических  технологий. 

   В последнее  время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогические  технологии». В его понимании  и употреблении существуют большие  разночтения.

   Технология  – это совокупность приемов, применяемых  в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

   Педагогическая  технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

   Педагогическая  технология – это содержательная техника реализации учебного процесса

   Педагогическая  технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

   Педагогическая  технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и учащихся. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

   Педагогическая  технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

   Понятие «педагогическая технология» может  быть представлена тремя аспектами:

   1) научным: педагогические технологии  – часть педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

   2) процессуально-описательным: описание процесса, совокупность цели, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

   3) процессуально-действенным: осуществление технологического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

   Таким образом, педагогическая технология функционирует  и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. 

   2. Классификация педагогических  технологий. 

   В педагогической науке существуют различные  классификации педагогических технологий. Рассмотрим наиболее известные классификации Селевко Г.К., Беспалько В.П. и Фоменко В.Т.

   Г.К. Селевко систематизировал наиболее известные в педагогической науке  и практике технологии и дал описание классификационных групп.

  • По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
  • По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, свободного воспитания и принуждения и др. разновидности.
  • По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные. Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
  • По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развивающие и др.
  • По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей).
  • По характеру содержания и структуры: технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, различные отраслевые.

   В.П. Беспалько предложена классификация  педагогических технологий по типу организации  и управления  познавательной деятельностью.

   Виды  технологий по дидактическим системам:

   - классическое лекционное обучение (неконтролируемая деятельность учащихся);

   - система «консультант» (индивидуальное, вербальное);

   - обучение с помощью учебной  книги;

   - компьютерное обучение;

   - групповые способы обучения.

   Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Здесь выделяют несколько типов технологий:

   - технология сотрудничества реализует  равенство, партнерство  в отношениях  педагога и ребенка. Учитель  и учащиеся совместно вырабатывают  цели, содержание, дают оценки;

   - технологии свободного воспитания  делают акцент на предоставление  ребенку свободы выбора и самостоятельности  в сфере его жизнедеятельности;

   - авторитарные технологии. В которых  педагог является единоличным  субъектом учебно-воспитательного  процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.

   По  категории обучающихся наиболее важными являются:

   - массовая (традиционная) технология, рассчитанная  на среднего ученика;

   - технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов);

   - технологии компенсирующего обучения (поддержки).

   И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и  модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

   Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

   По  направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);
  • природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;
  • альтернативные:вальдорфская педагогика, технология свободного труда);
  • педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрепление дидактических единиц.

   Интересную  классификацию педагогических технологий предложил профессор В.Т.Фоменко:

  • Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Она предполагает:

   - предметный план действий;

   - внешнеречевой план действий;

   - свернутый или сокращенный план  действий, т.е. «про себя».

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Концептуальная основа предполагает вычленение:

   - единой основы;

   - сквозных идей курса;

   - межпредметных идей.

  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе. Эта технология предполагает ряд интересных в дидактическом отношении приемов: например, объединение нескольких правил, определений.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Урок, построенный на опережающей основе, включает пройденный, изучаемый и будущий материал.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Предполагает раскрытие того способа, который приведет к проблемному знанию, т.е. ученик должен уходить с урока с проблемой.
  • Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе. Предполагает создание эмоционально-психологического фона, на котором развертывается основное содержание урока.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Одно из правил этой технологии гласит: излагай несколько точек зрения, подходов, теорий как истинные.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Учитель и учащиеся выступают на равных.
  • Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Это коллективные способы обучения.
  • Технологии, построенные на программированной основе (В.П.Беспалько).
 

   3. Краткий обзор  современных педагогических  технологий. 

   Существует  множество современных педагогических технологий. В данном исследовании рассмотрим самые распространенные из них.

   1. Технология личностно-ориентированного образования.

   Эта технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Творчество является основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, развитие. Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования .

Информация о работе Виды педтехнологий