Виды опроса на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.
Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 84.55 Кб (Скачать)

Введение

      В практике обучения часто возникают  расхождения между программой обучения т реальными результатами. В связи  с этим управление учебным процессом  необходимо осуществлять на основе обратной связи, т.е. систематического получения  информации о том, как происходит усвоение учебного материала учащимися. Такую обратную связь в учебном  процессе обеспечивает контроль.

     Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.

     Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.

     Актуальность этой работы возникла в связи с сокращением количества часов изучения русского языка в школах, и переход на коммуникативную модель обучения. Опрос не осуществляется на должном уровне, однако в школе на уроках используются различные формы и виды опроса.

     Для реализации поставленной цели, предлагается решить следующие задачи:

  1. изучить современную методическую литературу по данному вопросу;
  2. дать определение понятия “опрос” и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
  3. описать виды опроса на уроках русского языка;
  4. обобщить результаты, сделать выводы;

    Источником исследования является методическая литература.

     Практическая  значимость работы состоит в возможности использование ее результатов на уроках русского языка.

     Структура и объем курсовой работы: работа состоит из 40 страниц текста и включает введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1. Суть и значение опроса на уроках русского языка

    1. Опрос как вид проверки знаний учащихся

     Качество  обучения русскому языку зависит  от организации в управлениях  учебным процессом. Степень овладения  учащимися программным материалом отражается в разных уровнях сформированности речевых навыков. Которые, в свою очередь, должны соответствовать поэтапным требованиям и целям обучения.

      Однако  следует учитывать тот факт, что  в практике обучения и реальными  результатами. В связи с этим управлением  учебным процессом необходимо осуществлять на основе обратной связи, т.е. систематического получения информации о том, как  происходит усвоение учебного материала  учащимися. Такую обратную связь  в учебном процессе обеспечивает контроль.

      В своей работе А.Н. Щукин [11, 179] доказывает, что контроль имеет важное значение для деятельности учителя, так как предоставляет ему возможность наблюдать, анализировать, объективно оценивать и корректировать ход учебной работы, что способствует организации гибкого управления учебным процессом.

      Данные, которые учитель получает в результате наблюдения, содержат информацию, во-первых, о качестве усвоения учащимися учебного материала, и, во-вторых, о соответствии методики его работы конкретным требованиям  обучения. Анализ и объективная оценка получаемых результатов дает преподавателю возможность корректировать ход учебной работы, совершенствовать свою деятельность и методическое мастерство.

      Создание  системы эффективных форм и видов  ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников.

      Выполняя  определенные упражнения и задания, учащиеся получают информацию о ходе и оценке своей учебной деятельности в виде комментариев учителя, а также ключей к выполняемым заданиям, в соответствии с которым учащиеся самостоятельно осуществляют коррекцию и самооценку своих речевых действий. Таким образом, контроль имеет не только важное для учащихся обучающее значение, но и способствует развитию самостоятельности и стимулирует их учебно-познавательную деятельность.

      Основным  средством контроля речевых умений и навыков служат различные устные и письменные упражнения, предполагающие определенные речевые действия учащихся. Характер этих упражнений зависит, прежде всего, от целей контроля. 

      Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом  процесса обучения. Он имеет место  на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после  изучения какого-либо раздела программы  и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит  в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать  образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические  понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно  больший объем в современной  педагогике. Контроль, проверка результатов  обучения трактуется дидактикой как  педагогическая диагностика.

     В отечественной педагогике тоже имеются  обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как  административно-формальная процедура  проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указательные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем. По мнению             Г. А. Богдановой [3, 12], термин педагогическая диагностика  в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.

     Применительно к процессу обучения целесообразно  использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об изменениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения (“приборах”), об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Итак, по порядку обо всем отмеченном.

     Будучи  составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку  проверочные задания аналогичны обучающим, поскольку сохраняются  и функции обучения. Но главная  функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизирующая в ряде задач  в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий  контроль – это систематическая  проверка усвоений знаний, умений и  навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроков. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.

     Периодический контроль осуществляется после крупных  разделов программы, периода обучения, В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий  класс или ступень обучения. Его  задача – зафиксировать минимум  подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует  из сказанного, функция контроля состоит  в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении  эффективности учебного процесса и  успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.

     Большую важность для науки представляет содержание контроля. В отечественной  педагогике принято считать, что  проверке подлежат знания, умения и  навыки учащихся. Они описываются  как на общедидактическом, на предметном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. В этом случае, считается в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний.

     Велика  и воспитательная роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приручает  их трудиться регулярно. В. А. Сухомлинский считал, что важнейшая задача проверки и оценки знаний, умений и навыков  учащихся- укрепление у школьников оптимистического воспитания жизни, труда, в первую очередь –учебного.

     Нелишне вспомнить и точку зрения Б. Г. Ананьева, который считал, что отсутствие контроля, оценки знаний учащихся в  учебном процессе есть “самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезореиентирующее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее объект, заставляющее человека строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, в которой отражены действительные его знания, а на весьма субъективных истолкованиях намеков, полупонятных ситуаций, поведения педагога и учеников” [1, 145]. 

    1. Домашнее  задание как вид проверки знаний учащихся

     В исследовании Г. А. Богдановой [3, 8] рассматривается проверка домашнего задания как один из видов контроля. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять): порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.

     Домашние  задания теряют смысл, если их регулярно  не проверять. В зависимости от содержания и задач урока проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).  
При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

    • фронтальная проверка выполнения упражнений;
    • выборочная проверка письменных упражнений;
    • фронтальный опрос по заданию;
    • выполнение аналогичного упражнения;
    • взаимопроверка выполнения письменного задания;
    • опрос по индивидуальным карточкам;
    • опрос с вызовом к доске.

     Таким образом, проверка домашнего задания  может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации  способов проверки, используя изо  дня в день одни и те же.

     Упражнения, которые задаются в качестве домашнего  задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых  случаях и в устной. Объём письменной домашней работы не должен превышать  третьей части объёма работы, выполненной  в классе. Время, которое затрачивается  на выполнение устного упражнения, не должно превышать установленной  нормы. Упражнения могут усложняться  рядом разнообразных заданий, что  увеличивает объём работы. Это  также необходимо учитывать, исходя из того, что на переписывание упражнения обычно требуется от 8 до 15 минут.  
          Наиболее трудоёмкие задания, как, например, подбор примеров на определенное правило, составление схем, таблиц и т.д., необходимо давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, а в ряде случаев – как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

       По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями.

     В качестве домашних заданий могут  быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением  пропущенных знаков препинания, а  также разные виды грамматического разбора.

Информация о работе Виды опроса на уроках русского языка