Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 22:18, реферат

Описание работы

Дети, относящиеся по показателям здоровья к медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей: занятия с ними необходимо проводить в специальных медицинских группах (СМГ). Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.

Работа содержит 1 файл

Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья.docx

— 26.56 Кб (Скачать)

III группа - больные  дети с хроническими заболеваниями  в стадии компенсации (реакция  организма на повреждение, состоящая  в возмещении функций поврежденных  тканей и органов за счет  непострадавших органов и тканей). Данную группу составляют дети, которые редко болеют острыми  заболеваниями, несмотря на наличие  хронического заболевания, хорошо  себя чувствуют, имеют высокую  работоспособность. 

IV группа - дети, имеющие хронические заболевания  в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.

V группа - дети, имеющие хронические заболевания  в стадии декомпенсации (нарушение  деятельности организма, какой-либо  его функциональной системы или  органа вследствие срыва или  истощения приспособительных механизмов; через некоторое время организм  может приспособиться к новым  условиям существования и наступает  компенсация). Они практически не  посещают образовательны х учреждени й, поскольку по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.

Оценка уровня физического состояния детей  может быть критерием оздоровительной  эффективности занятий физическими  упражнениями и критерием готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера .

Повышение уровня здоровья детей путем воздействия  на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможности управления здоровьем подрастающего поколения  в процессе физического воспитания в рамках как урочных, так и  внеурочных форм занятий. Возможности  управления здоровьем подрастающего  поколения средствами физического  воспитания при условии врачебно-педагогического  контроля - главное направление здоровьесбережения.

Врачебная часть  контроля определяет выбор средств  физического воспитания и видов  спорта с учетом индивидуальных нарушений; объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и  после занятий физической культурой, проводит медицинское освидетельствование, выделяет противопоказания, оценивает  степень воздействия процесса физического  воспитания на организм ребенка с  нарушенным здоровьем (незначительное, умеренное, значительное, чрезмерное).

Различают этапный, текущий и оперативный контроль.

Этапный контроль оценивает уровень развития функциональных возможностей систем и органов, лежащих  в основе работоспособности. Проводится в соответствии с этапами (четверть, полугодие) занятий физической культурой, их задачами и содержанием. Включает в себя медицинское обследование: осмотр специалистами, функциональные пробы, лабораторные анализы и инструментальные исследования. Проводится в медицинских  учреждениях врачами.

Современный врачебно-педагогический контроль включает также физиологический  контроль двигательных качеств: тестирование физическими нагрузками с целью  выяснения пределов силы и структуры  силовых возможностей при движениях  в различных суставах.

При этом по этапам оценивается динамика физиологических  процессов, функциональных свойств, регуляции  физиологических функций. С этой целью определяются показатели, которые  характеризуют физиологические  параметры, обеспечивающие высокую  работоспособность при нагрузке, факторы преодоления утомления.

Для этого исследуют: размеры, формы, пропорции тела, объем  сердца, жизненную емкость легких, дыхательный объем.

Текущий контроль преследует такие цели:

· определение  соответствия режима нагрузок возможностям организма через оценку общей  напряженности функционального  состояния организма;

· оценку соответствия физических упражнений их планируемой  направленности.

С этой целью  используются выяснение жалоб на состояние здоровья и общего самочувствия, медицинский осмотр и изучение следующих  показателей: уровня основного обмена, частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления, изменений  на электрокардиограмме и др.

Следует знать  следующие симптомы перегрузки:

- боль или  чувство дискомфорта в области  груди, живота, шеи, челюсти, рук; 

- тошнота во  время или после выполнения  физических упражнений;

- появление непривычной  одышки во время выполнения  физических упражнений;

- головокружение  или обморок; 

- нарушение ритма  сердечной деятельности;

- высокий показатель  ЧСС сохраняется спустя 5 мин отдыха  и дольше.

Цели оперативного контроля :

- оценка влияния  каждого тренировочного занятия  на организм ребенка; 

- определение  по уровню срочных адаптационных  реакций организма направленности  и напряженности нагрузок;

- оценка степени  достижения конкретной цели каждого  тренировочного занятия; 

- осуществление  оперативной коррекции тренировочного  эффекта отдельных упражнений  и тренировочного занятия в  целом. 

В ходе оперативного контроля определяют:

- во время  нагрузки: температуру тела, ЧСС  и частоту дыхания, их соотношение,  легочную вентиляцию;

- после нагрузки - характеристики, отражающие утомление  после нее: изменения на электрокардиограмме,  жизненной емкости легких, силы  дыхательных мышц.

Педагогический  контроль неразрывно связан с врачебным  контролем и должен представлять единый комплекс мероприятий по укреплению здоровья детей.

Учебные занятия  проводит учитель, вооруженный знаниями о специфике заболеваний, методами использования средств АФК. Учитель  обеспечивает усвоение учебной программы  по физической культуре, вырабатывает убежденность в необходимости соблюдения норм здорового образа жизни.

Дети, занимающиеся в СМГ, имеют повышенную мотивацию  к вопросам укрепления и сохранения своего здоровья. Они сознательно  относятся к здоровью, при систематических  занятиях АФК умеют пользоваться всеми средствами и методами для  восстановления утраченного здоровья.

Учитывая специфику  АФВ, следует выделить главные условия  деятельности учителя физкультуры:

1. Проектирование  развития личности, включение детей,  имеющих нарушения в состоянии  здоровья, в деятельность по формированию  знаний о своем здоровье и  умений применять физические  упражнения для восстановления  здоровья.

2. Последовательность  действий:

а) выработка  у учащихся положительного отношения  к знаниям основ АФВ;

б) трансформация  знаний в убеждения о необходимости  восстановления здоровья;

в) формирование оценочных ситуаций;

г) стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации;

д) реализация знаний и умений в практической деятельности на уроках и внеурочных занятиях физкультурой.

Решение воспитательных задач через содержание физической культуры выдвигает на ведущее место  в деятельности учащихся мотивацию. В процессе обучения физическим упражнениям  АФВ характеризуется и определяется доминирующим мотивом - осознанием ценности здоровья, желанием узнать о своем  здоровье и возможности восстановить его физическими упражнениями.

За каждым мотивом, входящим в мотивацию, стоит разумная потребность в здоровом образе жизни. Мотивация является процессом преобразования потребностей в мотивы, а в результате - побуждением к определенной деятельности (физические упражнения, двигательная активность и т.д.).

Образовательные задачи АФВ в СМГ тесно связаны  со спецификой заболеваний и процессом  восстановления здоровья после перенесенного  заболевания. Особенностью АФВ учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к  СМГ (при всех его отличиях от физического  воспитания учащихся других групп), является то, что в каждой из медицинских  групп используют почти все, за небольшим  исключением, методы, средства и организационные  формы, применяемые в других медицинских  группах.

Действия педагога отличаются от действий врача. Медикаментозные  средства и методы, применяемые для  лечения больных, строго специфичны, тогда как средства физической культуры в значительной части являются общими не только для здоровых детей, но и  для детей, перенесших и имеющих  различные болезни.

Важнейшим фактором, который обеспечивает оздоровительное  влияние средств физического  воспитания, используемых для учащихся подготовительной и СМГ, является выбор  определенных соотношений применяемых  средств, их методически правильное сочетание, которое обеспечивает при  условии точной дозировки необходимый  оздоровительный эффект.

Однако, как бы верно ни была определена общая направленность работы с каждым отдельным учеником, необходимо строго выверять правильность выбранной тактики и стратегии  и их соответствие функциональным возможностям организма.

Решающее значение в реализации задач физического  воспитания приобретает индивидуализация дозировок не только внутри группы детей со сходными диагнозами, но и  по отношению к одному и тому же учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности.

Занятия АФК  дают возможность ребенку освоить  физические упражнения, которые помогают ему превозмочь болезнь.

Преодоление собственной  слабости формирует волю, характер; преображает личность: исчезают скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и  образовательных задач АФВ для  учащихся СМГ является залогом успеха в процессе их адаптации к условиям школы, дальнейшей жизни.

Результаты. Практический опыт проведения занятий c детьми на уроках физической культуры в школе №794 г. Москвы показал, что индивидуально -дифференцированный подход и интеграция детей с хроническими заболеваниями в группу здоровых возможны при врачебно-педагогическом контроле.

Опыт проведения занятий во второй половине дня с  учащимися СМГ школы №27 г. Москвы показал, что особенно эффективными были занятия с привлечением волонтеров - студентов 4-го и 5-го курсов кафедры  теории и методики АФК Российского  государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Знание учителем индивидуальных особенностей ребенка, анамнеза болезни, резервных возможностей организма в сочетании с тактом, доброжелательностью и заинтересованностью может способствовать реабилитации детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти дети, более чем кто-либо, нуждаются в моральной поддержке и руководстве со стороны старших. Главное требование к учебным занятиям - это разнообразие методических приемов и интересное содержание с учетом специфики медицинских групп, т.е. с учетом особенностей заболеваний или сочетанных хронических болезней.

Вывод. Организация  занятий АФК обучающихся и  воспитанников, отнесенных по состоянию  здоровья к разным медицинским группам, основывается на врачебно-педагогическом контроле, что способствует предупреждению прогрессирования болезни и коррекции  отклонений в состоянии здоровья детей и тем самым - включению  в социальную жизнь общества более  здорового подрастающего поколения.

Список  литературы

1. Адаптация  организма учащихся к учебной  и физической нагрузкам / А.Г.  Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1982. - 237 с.

2. Антропова  М.В. Образование и здоровье  школьников: Метод. реком. для работников системы образования. М., 1988. - 132 с.

3. Безруких М.М. Как получить пятерку за здоровье. - Тула: Арктоус, 1996. - 78 с.

4. Булич Э.Г.  Физическое воспитание в специальных  медицинских группах: Учеб. пос. для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с.

5. Велитченко В.К. Организация занятий с детьми спецмедгруппы. - М.: Медицина, 1980. - 82 с.

6. Велитченко В.К. Физическая культура для ослабленных детей: Метод. пособ. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 168 с.

7. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М., 1998. - 87 с.                                                                   8. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.

9. Мотылянская Р.Е. Физкультура и возраст. М., 1967. - 76 с.

10. Попов В.А.  Предупреждение педагогической  запущенности. Владимир. 1986. - 65 с.

Информация о работе Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья