Виды и качества направленности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зависит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве.
Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность,
Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Это система является личностной, она организовывается в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно активна, т.е. составляющие её мотивы не бывают постоянными, они взаимодействуют, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются главенствующим, в то время как другие выполняют не главные роли. Главенствующие побуждения определяют основную линию поведения личности.

Содержание

Введение 3
Виды и качества направленности личности 4
Связь направленности с мотивационной сферой 7
Направленность как система 10
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

направленность личности человека.docx

— 46.26 Кб (Скачать)

     Наиболее  отчетливо это видно на убеждениях, в структуру которых входят компоненты мышления, эмоций и воли. Обе подструктуры связаны с третьей – знаниями, навыками, умениями и привычками личности, объединяемые понятием «опыт». Эта  подструктура определяет уровень развития личности и имеет особое значение.

     - мировоззрения. – переходная ступень от знаний к убеждениям, выражающая степень понимания человеком окружающего мира, согласие или несогласие с теми или иными явлениями действительности3. Мировоззрение личности так же как и ее интересы, идеалы и потребности, существуют не сами по себе, а всегда связаны с духом времени, конкретной исторической эпохой и свойственным ей общественным сознанием.

     Сравнение мировоззрения конкретной личности с идеологией позволяет выявить  взгляды:

     - соответствующие уровню сегодняшнего  времени;

     - являющиеся ростками нового;

     - являющиеся «родимыми пятнами», пережитками.

     В процессе совершения поведенческих  актов мотивы, будучи динамическими  образованиями, могут изменяться, что  возможно на всех фазах совершения поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации. За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, то есть человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

     Мотивы  человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно  преломленных в сознании объективных  движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений  человека с окружающим его миром. Потребности и интересы человека поэтому историчны; они развиваются, изменяются, перестраиваются; развитие и перестройка уже имеющихся  потребностей и интересов сочетается с появлением, зарождением и развитием  новых. Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся  тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются  все новым содержанием4.

Направленность  как система

     Направленность  как система отношений личности к действительности представляет собой  следующую триаду: отношение к  другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; отношение к  самому себе, своей личности. Она  включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

     В соответствии с этим различают:

     - направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направленностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на себя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельности, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фактическая помощь — минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность. Таких людей всегда тянет на работу, у них велико желание быть в коллективе, выполнять те или иные общественные поручения.

     - деловую направленность на задачу отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки. Когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для выполнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллективом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для него характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, самим процессом деятельности, стремление к познанию.

Эти люди всегда добросовестно исполняют  обязанности, часто стремятся к  первенству, единоличному лидерству. Помощники или ассистенты бывают при этом для них часто только обузой.

     - личную направленность, или направленность на себя создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других работников и коллег. Такие лица создают видимость работы, или пытаются найти себе замену.

     Знание  направленности сотрудников, определяемой с помощью специальных тестов, помогает найти правильный подход к  людям и значительно облегчает  процесс руководства ими, играет важную роль в процессе формирования трудовых коллективов, подбора исполнителей для той или иной работы.

     Важно помнить, что  направленность личности и характер человека - это не одно и то же. Люди с разными типами характера могут  иметь одну и ту же направленность личности.

     Согласно  критерию направленности различают  две модели личности:

1. Альтруист  – личность, сознательно ориентирующаяся на благо коллектива, общества, других людей; ее смысложизненная ориентация – служение достижению этого блага;

2. Эгоист  – личность, сознательно ориентирующаяся  на удовлетворение собственных  желаний и амбиций, на личный  успех; ее смысложизненной ценностью  становится «Я», самость индивида, приминительно к которой строится  вся система ценностных ориентаций5

      Эгоизм, как негативная ценностная ориентация, представляет собой крайнюю форму  индивидуализма. Проявляется в сознательном, корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам  других людей и общества в целом. Развитие эгоизма превращение его  в доминирующую направленность личности является следствием дефектов воспитания.

      Зрелая  личность в условиях действия нескольких мотивов выбирает цели деятельности и регулирует свое поведение, подавляя нежелательные, хотя даже и более сильные побуждения.

     Необходимо  отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно  будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод, что направленность это отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

     Любая личность на протяжении всей жизни создает систему устойчивых мотивов, на базе которых складываются ее относительная самостоятельность от обстоятельств, отношение к разным объектам и жизненным ситуациям. Многие исследователи считают направленность неотделимым свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, темпераментом и способностями, а другие относят ее к системе главенствующих мотивов. Направленность личности всегда социально обусловлена и развивается путем воспитания. Направленность личности характеризуется в первую очередь интересами, идеалами, убеждениями, склонностями, в которых выражаются мировоззрение человека его идеи и цели.

     Совершая поступки и действия, люди основываются на разные побуждения. В процессе своей деятельности они ставят перед собой разные цели и перспективы, относятся к окружающим их духовных ценностям (образованию, требованиям дисциплины, общественной деятельности, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы — все это разные элементы направленности. В социальном и моральном опыте каждого человека есть нечто главенствующее, что определяет базовую линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик. Качествами направленности личности являются: уровень ее моральной и духовной зрелости, широта, насыщенность, нравственная устойчивость и активность.  

 

Список использованной литературы

  1. Кулешова  И.Н. Социально-психологические особенности  политического мировоззрения студенческой молодёжи (на примере провинциальных ВУЗов центра России). Диссертация - Иваново: КГУ, 2006.- 220 с.
  2. Лопань А.В. Психологические аспекты военной службы. Учебное пособие - Москва: МАИ, 2004.- 120 с.
  3. Нагаев В.В., Жолковская Л.А. Основы клинической психологии. Учебное пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- 463 с.
  4. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.  Педагогическая психология. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2011.- 320 с.
  5. Чернышова Л.И. Деловое общение. Учебное пособие для студентов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 415 с.

Информация о работе Виды и качества направленности личности