Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных образовательных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Преобразования современной системы дошкольного образования в России обусловлены принципами гуманизации, индивидуализации и культуросообразности, предполагающих максимальный учет личностных психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста и создание таких условий, которые способствовали бы эффективному и полноценному развитию всех сторон личности ребенка, его успешному обучению и воспитанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретико-методические аспекты дошкольного образования…….7
Виды дошкольных образовательных учреждений…………………….7
1.2. Содержание современного дошкольного образования……………….11
1.3. Современные педагогические системы и технологии обучения детей дошкольного возраста………………………………………………………….13
Выводы по главе 1……………………………………………………………...21
Глава 2. Практические аспекты программного обеспечения дошкольного образования и воспитания……………………………………………………..22
2.1. Комплексные программы дошкольного образования………………......23
2.2. Парциальные программы дошкольного образования…………………..29
Выводы по главе 2……………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………...47
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

    Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются  3 типа мотивации:

  • игровая мотивация,
  • мотивация общения
  • мотивация личной заинтересованности.

    Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.

    Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. .

    Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

    «Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Рекомендована Министерством образования  РФ.

 

Программа «Детство»

    Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

     Цель:  обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

    Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

    «Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

    В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы. 

    В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

    Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

    «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

    Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

    Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Название программы  отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой  воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта  развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим,  и один психологический возраст по своей  продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство (2 стадии)

  • младенческий возраст ( от рождения до 1 года)
  • ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное  детство (2 стадии)дж

  • младший дошкольный возраст  (от 3-5 лет)
  • старший дошкольный возраст   (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

В программе учтена специфика  дошкольного обучения, принципиально  отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может  стать основой будущих вариативных и специальных программ.

 Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

  Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована  на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера  о развитии способностей детей.

 В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера  о  развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач  должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

 Программа составлена  для каждого возраста.

 Особое внимание  уделено формированию у дошкольников  способов решения познавательных  и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Кроха»

Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в  возрасте до 3 лет.

Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного  воспитания маленьких детей.

Своеобразие программы  - в широком диапазоне охвата периода  развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению  ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.

Программа содержит информационные материалы  по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также  методические рекомендации.

Рекомендована Министерством  образования РФ.

2.2. Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных   неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

В содержание  программы  включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

При реализации этой программы  каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей  программа требует обязательного  соблюдения основных её принципов

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Рекомендована Министерством образования РФ.

 

Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог»

Автор: С. Н. Николаева.

Цель: воспитание экологической  культуры дошкольников.

Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:

- первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

- третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;

- в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут  наблюдать;

- пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный  эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

  К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Рекомендована Министерством  образования РФ.

 

Программа «Паутинка»

   Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

Цель: формирование целостной  системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологическое воспитание.

Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным.

Система знаний, заложенная в программу, представляет собой  четыре больших блока ответов  на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: - «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.

  К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.

  Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Наш дом — природа»

Автор: Н. А. Рыжова.

Программа для старшего дошкольного и младшего школьного  возраста.

Информация о работе Виды дошкольных образовательных учреждений и вариативность дошкольных образовательных программ