Вальдóрфское образовáние

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:43, лекция

Описание работы

Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Работа содержит 1 файл

Вальдóрфское образовáние.docx

— 21.83 Кб (Скачать)

Вальдóрфское образовáние — альтернативная педагогическая система, основанная на антропософском представлении о человеке и на чувственно-сверхчувственном познании, на образном мышлении, сопереживании. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер, создатель антропософии. В его честь система также называется «штайнеровской» или «вальдорфско-штайнеровской».

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. Сейчас вальдорфское образование практикуется в более чем 950  признанных независимых вальдорфских школах и в 1400 независимых вальдорфских детсадах,[3] расположенных в примерно шестидесяти странах мира, и составляет одну из крупнейших в мире независимых образовательных систем.

Вальдорфская методика также используется как в «вальдорфски ориентированных» школах, финансируемых государством, так и в среде домашнего обучения.[4] Она была также принята учителями некоторых других государственных и частных школ.

Рудольф Штайнер  написал свою первую книгу об образовании, «Образование ребенка», в 1907 г.

Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 г. в ответ на просьбу Эмиля Мольта, владельца и управляющего Сигаретной фабрикой Вальдорф-Астория в Штутгарте, Германия, это послужило источником имени «Вальдóрфская», которое в настоящее время является торговой маркой для использования совместно с учебным методом.

Штутгартская школа росла быстро, открывались параллельные классы, и к 1938 г., вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, были основаны вальдорфские школы в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии. Политическое вмешательство нацистского режима в образование ограничило и в итоге закрыло большинство вальдорфских школ в Европе; пострадавшие школы, включая и первую, были снова открыты только после Второй мировой войны.

Рост количества вальдорфских школ в мире к 2009 г. показан на графике.

Особенности методики

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

Пособия

Основными педагогическими  пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике, в том числе

Педагогическое значение познания человека и культурное значение педагогики (нем. Der pedagogische Wert der Menschenerkenntnis und der Kulturwert der Pedagogik);

Искусство воспитания в связи с сущностью человека (нем. Die Kunst des Erziehens aus dem Erfassen der Menschenwesenheit);

Методика обучения и предпосылки воспитания (нем. Die Methodik des Lehrens und die Lebensbedingungen des Erziehens);

Общее учение о человеке как основа педагогики (нем. Allgemeine Menschenkunde als Grundlage der Pedagogik);

Искусство воспитания. Методика и дидактика (нем. Erziehungkunst. Methodisch-Didaktisches;

Идея и практика вальдорфской школы (нем. Idee und Praxis der Waldorfschule). 
 

Основные  методы преподавания

Метод «душевной  экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.

Рациональное  развитие памяти

До 12 лет вальдорфская педагогика отвергает метод «наглядного обучения» в виду того, что формирование понятий естественно для природы ребенка после 12 лет. Взамен метода «наглядного обучения» предлагается метод «обучения в сопровождении чувств». Процесс запоминания облегчается благодаря включению движения чувств у ребенка, которые являются опорой для памяти.

Современная психология отмечает, что эмоциональная память одна из самых долговременных. Задача педагога — преодолеть безучастное  отношение учеников к учебному материалу. В результате активного и живого стиля работы во время урока включается жизнь внутреннего чувства с  ее радостью и болью, с ее приятным и неприятным, напряжением и расслаблением. Можно использовать в обучении то, что захватывает ребенка, что  ему интересно. Например, чувство  ритма является насущной потребностью ребенка до полового созревания. Поэтому  в данном возрасте ребенку легко  дается заучивание большого количества стихотворений. Также легко и  весело заучивают дети таблицу умножения  под ритмические хлопки и топанье  ногами.

Интерес — как средство мобилизации внутренней активности ребенка на каждом этапе развития

Ребенку интересно  то, что созвучно процессам на данном этапе его внутреннего развития. Так, детям до 9 лет интересно активно  играть, много двигаться, подражать  и слушать сказки. То есть их интерес  еще находится в области дошкольного периода, они там, где «мир добр». Поэтому обучение детей данного возраста строится на подражании, на подвижной игре и на сказках.

Также младшие школьники  ощущают потребность в ритме, в живых образах и в творческой фантазии, которая растет к 9 годам  и наиболее остро ощущается от 9 до 12 лет. Во время рубикона (кризиса развития, происходящего в 9 лет) ребенок отделяет себя от окружающего мира, ему уже интересны вещи «какие они есть на самом деле». Поэтому в обучение вводятся реалистические предметы: краеведение и зоология в 4-классе, география, ботаника и история в 5 классе.

Равновесие  между «созерцательными»  и «активными»  предметами

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей. Решением данной проблемы является введение большого количества предметов, на которых  дети занимаются активной деятельностью. Это эвритмия (вид искусства, разработанный  Р. Штайнером), живопись и т. д. На созерцательных предметах педагог стремится  разбудить воображение ребенка, привести в движение его чувства. Это может быть интересное сообщение  во время преподавания, либо захватывающий  рассказ в конце урока. Главное  включить интерес как положительную  эмоцию.

Ритмический распорядок дня

В течение учебного дня идет плавный переход от умственной деятельности к физической через деятельность чувств. Существует строго определенный ритм дня. Утренняя зарядка в вальдорфской школе заменяется ритмической частью. Младшие школьники 20 минут активно движутся, ритмически топают и хлопают, читают стихи.

Первый урок —  это главный урок, один из главных  общеобразовательных предметов (математика, родной язык, география, физика, химия  и т. п.) Затем идут уроки, на которых  происходит ритмическое повторение. Это иностранный язык, музыка, эвритмия, гимнастика, живопись и др. Практической деятельностью занимаются в послеобеденное время. Это ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.

Преподавание  «по эпохам»

Главной особенностью преподавания в вальдорфской школе является изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами». «Эпоха» длится 3-4 недели. Благодаря такому распределению материала ребенок имеет возможность полностью вжиться в него. Ему не надо тратить энергию на начало и остановку. По окончании «эпохи» дети чувствуют прилив жизненных сил благодаря чувству удовлетворения, что за этот период они чего-то достигли.

Метод «гармонизации душевной жизни»

В процессе обучения и воспитания педагоги стремятся  к равновесию в развитии трех душевных способностей ребенка: воли, чувства  и мышления. Гармония душевной жизни  создает благоприятные условия  для здоровой телесной жизни. Воля, чувства и мышление проявляются  на каждом этапе развития ребенка  в соответствии с возрастными  особенностями. Это учитывается  в методической работе. Так, в начальной  школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воле ребенка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.

Метод «гармонизации социальной среды»

Большое значение для  ребенка имеет создание вокруг него здоровой социальной среды, так как  индивидуальность может развиваться  свободно, если вокруг ничто ее не подавляет.

Высокие требования к личности учителя

Чтобы избежать отрицательного влияния на ребенка, педагог должен заниматься самосовершенствованием, контролировать свое поведение.

Индивидуальный  подход к ребенку

Данный подход позволяет  наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребенка. Например, для того, чтобы уравновесить действие темперамента в ребенке, ему  дают возможность увидеть себя со стороны. Для этого детей с  одинаковыми темпераментами часто  сажают за одну парту. Безоценочная система обучения, отсутствие соревнований не вызывает у ребенка, который действительно слабее других, чувства неполноценности. Единственной мерой его достижений является сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня. Индивидуальный подход избавляет ребенка от лишних стрессов, исключает обесценивание личности ребенка.

Совместная  деятельность в классе

Дружный класс также  способствует душевному комфорту ребенка. Объединение детей в классе происходит на ритмической части, на занятиях эвритмией  и гимнастикой Ботмера. Согласованность движений возможна лишь при условии взаимного внимания друг к другу. Хоровое чтение и пение вырабатывают способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга, понимать, что результат их работы зависит от слаженности их действий. Главным объединяющим фактором является авторитет учителя, который необходим ребенку в качестве примера для осмысленного подражания и для чувства защиты. Очень важно учителю организовать свою работу таким образом, чтобы ученики становились все более самостоятельными, чтобы их личная привязанность к учителю перерастала в привязанность к школе. Это помогло бы их безболезненному переходу на старшую ступень.

Критика

Все положения нижеследующей  критики основываются исключительно  на материалистическом мироописании. Для того что бы объективно оценивать ту или иную информацию, необходимо владеть описательной базой системы в которой эта информация циркулирует. В противном случае при попытке описать (а в особенности оспорить) одну систему терминами другой, не происходит ничего хорошего. Исходя из вышесказанного разумным бы было не противопоставлять одну модель мироописания - другой. Либо в крайнем случае владеть обоими моделями мироописания в достаточно хорошей степени.

В качестве основного  метода познания используется почти  исключительно личное чувственно-сверхчувственное переживание в противовес якобы  негодной науке, требующей логики, техники, анализа и эксперимента. 

Принципиальным недостатком  педагогической составляющей философии  Штайнера является апелляция к вымышленным  понятиям, таким как "высшие духовные тела", "эфирные тела", "астральные тела". Так, сторонники вальдорфской педагогики полагают, что методика Штайнера направлена на то, чтобы помочь школьнику "взойти" к его т.наз. "высшим духовным телам" - т.наз. "эфирному" и т.наз. "астральному". Само упоминание указанных выше вымышленных понятий ставит под сомнение как эффективность методики, так и психическое здоровье лиц, оперирующих такими методиками.

Что касается физического  здоровья учеников и родителей таких  школ, необходимо отметить следующее. В большинстве вальдорфских школ, в частности, в московской школе "Путь зерна", и ученикам и родителям в случае возникновения заболеваний рекомендуется пользоваться гомеопатическими препаратами, отсутствие эффективности которых доказано ВОЗ.

Таким образом, система  вальдорфских школ основана на методике, целями которой является достижение вымышленного состояния ("раскрытие высших духовных тел"), что может сказаться на психическом здоровье ребенка, а убеждения сотрудников вальдорфских школ по части использования медицинских препаратов могут нанести ущерб и физическому здоровью школника.

В Германии, на родине вальдорфской методики, дипломы вальдорфских школ не признаются в университетах: чтобы выпускнику такой школы поступить на обучение в высшее учебное заведение, ему необходимо сдавать экзамены по курсу гимназии.

Примеры из лекций Штайнера:

 «В действительного  человека вовсе ничего не поступает  внутрь, совсем ничего… То, что мы едим, мы едим просто, чтобы у нас был стимул. Так что всё, что люди представляют, что там питание входит, и что там питание снова выходит, и в промежутке что-то остаётся внутри, вовсе не верно: это создаёт только стимул… и мы строим всё наше тело из эфира.» (Природные основы питания. Лекция IV).

Информация о работе Вальдóрфское образовáние