Вальдорфские учебные заведения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 06:25, реферат

Описание работы

Сегодня перед родителями, выбирающими школу для своего ребенка, открывается широкий спектр возможностей. Вот уже десять лет, как помимо государственной общеобразовательной системы в нашей стране начала действовать сеть частных учебных заведений. Некоторые родители предпочитают давать детям домашнее образование. Недавно у нас появился еще один альтернативный вариант. Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Работа содержит 1 файл

Реферат СП.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

«Красноярский государственный педагогический университет  им. В.П. Астафьева»

Институт  дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

Сравнительная педагогика 

Тема :Вальдорфские учебные заведения в России 
 
 
 

Выполнила: Иванова Валентина Станиславовна

4 курс, 4,5 года

Психологическое образование. Курагино 
 

       Сегодня перед родителями, выбирающими школу для своего ребенка, открывается широкий спектр возможностей. Вот уже десять лет, как помимо государственной общеобразовательной системы в нашей стране начала действовать сеть частных учебных заведений. Некоторые родители предпочитают давать детям домашнее образование. Недавно у нас появился еще один альтернативный вариант. Вальдорфские школы — это система образования, основанная  на  уважении  к детству. Ее  цель  —  развить  природные  способности  каждого  ребенка  и укрепить веру в собственные  силы,  которая  понадобиться  ему  во  взрослой жизни.  Уже  на  стадии  дошкольного  воспитания   и   в   начальной   школе закладывается  солидный  фундамент  знания  и   опыта,   на   котором   будет базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская  школа пытается развить  в  ребенке  такие  качества  как  эмоциональная  зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и  обостренное  чувство ответственности.

      Вальдофская школа  предлагает  ребенку  такой  способ  познания  мира,

общества  и самих  себя,  который  исключал  бы  отчужденность  от  предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему  вокруг  него.

Программы  вальдорфских  школ  строятся  таким  образом,   чтобы   учитывать индивидуальные потребности каждого  ученика.  Опыт  вальдорфского  движения, накопленный за 75 лет его существования, показал,  что  его  принципы  могут быть адаптированы к культурам самых  разных  народов.  Причина  в  том,  что программы этих  школ  нацелены  более  на  развитие  природных  способностей человека,   чем   на   просто   передачу   знаний.    Широта    подхода    и междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

        Преподавание   в   вальдофских   школах   основано   на    принципах

преемственности и личного воздействия педагога.  Все  занятия  в  дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним  работает  один  и тот же классный  руководитель.  В  14-18  лет  учащийся  получает  помощь  и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении  каждого отдельного  периода  своего  детства  и   юности   ребенок   находится   под наблюдением одного и того же человека, знающего  особенности  и  потребности своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как  учить в данный момент ребенка с тем,  чтобы  максимально  использовать  творческие возможности последнего. При этом и  педагог  получает  возможность  проявить преданность делу и  наилучшим  образом  использовать  свой  профессиональный опыт.

      В нашем быстро меняющемся  и нестабильном мире человек  все чаще  должен проявлять инициативу, гибкость и  ответственность.  Выпускники  вальдорфских школ  зарекомендовали  себя  как  находчивые,  творческие  люди,   способные достойно  справляться  с   трудностями,   которыми   изобилует   сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они  могут  считать  себя  гражданами мира.

      Междисциплинарный подход, используемый  в вальдорфских  школах  начиная с первых и  до  выпускных  классов,  позволяет  привить  ученикам  целостный взгляд на мир. Это  не  только  помогает  им  осваивать  в  школе  отдельные области  знаний,  но  самостоятельно  устанавливать  сложные   связи   между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех  предметов с учетом возрастных особенностей детей. От  двух  первых  часов  занятий  до трех-четырех  недель  может  быть  посвящено  рассмотрению  таких  тем   как география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям,  финансам, питанию или архитектуре. И это  оказывается  эффективным  методом  обучения, который позволяет развить память учащих и поддержать  их  интерес  к  учебе.

Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в  работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми  различными  видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

      В нашем мире, где разрушаются  традиционные культуры,  исчезают  общины и  подвергаются  сомнению  религиозные  ценности,  молодые  люди  все   чаще нуждаются в помощи,  чтобы  развить  в  себе  такие  качества  как  доверие, сочувствие, способность  к  моральной  оценке  действительности,  различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь  на  сотрудничество  с  родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс  обучения  направлен  на то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и  его  всех  обитателей.

 В   этом смысле завещанный  Штайнером  подход  к  образованию  является  подходом  по истине экологическим.

         Штайнеровские    школы    представляют    собой     самостоятельные

самоуправляющиеся учебные организации.  В  Великобритании  они  сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации  штайнеровских  школ  и  входят  в  другие международные объединения. Всю  ответственность  за  учебный  процесс  несут учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой  школе нет, а руководство осуществляет совет  школы,  в  который  входят  родители, учителя  и  администратор,  управляющий  школьным  хозяйством.  Единственной целью такого объединения  является  совместная  работа  на  благо  учащихся.

Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся  о  благе учеников, но эффективный способ мобилизации  способностей  и  талантов  всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

      Вальдорфская школа и связанный  с ней педагогический  импульс   возникли в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с  поиском  в условиях  послевоенного  кризиса  новых  форм  социальной  жизни   общества.

Рудольф Штайнер обратил тогда  внимание  на  то,  что  принятое  в  Германии деление  школьной  системы  на  народную,   реальную   школу   —   школу   с политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-ориентированную школу  —  усиливают  барьеры  непонимания  между  различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в  сознании  людей различных групп населения являлись, по его  мнению,  одной  из  существенных причин разразившихся в  Европе  социальных  катастроф.  Дети  рабочих  имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю)  школу.  С  14—15

лет они  должны были  начинать  работать  на  производстве  и  таким  образом лишались возможности  получить  полноценное  «человеческое  образование».  С другой стороны, гимназии с  их  ранней  специализацией,  ориентированной  на университетское гуманитарное  образование,  хотя  и  давали  учащимся  массу знаний, но это знание было  совершенно  оторвано  от  потребностей  реальной жизни.

      Штайнер не был  единственным,  который  высказывал  подобные  взгляды.

Целый ряд авторов конца XIX — начала XX  столетия  объявили  современную  им школу виновной в общем культурном и социальном упадке  общества.  «Профессор — национальная болезнь  Германии»  (Юлиус  Лангбен).  Ницше  подверг  резкой критике перенасыщенность преподавания  историей,  результатом  чего  явилось «переполненность  голов  школьников  бесчисленными  мертвыми  понятиями   из прошлого».   Из   такой   школы   выходят   «слабые   личности»,   «бродячие энциклопедии»,   «образованные   филистеры».   Они    хотя    и    напичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни.  Наряду с  односторонним  интеллектуализмом  резкой  критике  подвергалась  также  и ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения  и  навыки

в какой-либо частной области, но осуществляет это  за  счет  общего  развития

человека. «В чем задача  современной  школьной  системы,  —  писал  один  из педагогов-реформаторов, —  особенно  старшего  звена?  Сделать  из  человека машину...»

      Итак, в широких слоях общества  осознавалась потребность  в   социально-

культурном  обновлении.  Была  осознана  роль  школы,  в  общем   социально-культурном кризисе. В обновлении системы образования многие  видели  путь  к обновлению всего общества в целом. Старую  школьную  систему  должна  занять система  образования,   сориентированная   соответственно   на:   целостное, всеобщее, «подлинно человеческое», живое и  жизненное.  Подчеркивалась  роль искусства в  воспитании.  Безликого,  серого  «человека  толпы»,  послушного колесика в государственной машине, должна была  сменить  яркая  ,  свободная личность.   Напичканного   знаниями,   но   пассивного    и    непрактичного «профессора», должен был сменить активный,  способный  на  создание  нового, творческий тип личности, с сильной волей и развитой  жизнью  чувств.  Таковы были идеалы, породившие многочисленные  попытки  изменить  положение  дел  в

системе  образования  Германии  начала  столетия  и  известные   в   истории

педагогики  как движение реформ - педагогики.

      Хотя вальдорфскую педагогику  и причисляют обычно к  реформ-педагогике, однако это, на мой взгляд, это  не  вполне  правомерно.  Штайнер  не  просто выразил идеалы, основанные на критике  существующего.  Он  создал  целостную антропологию развития, а  также  социальную  теорию,  способную  практически лечь в  основу  системы  образования  нового  типа,  соответствующего  нашей эпохе.

      Из сказанного выше видно, почему  знакомство с  такими  педагогическими системами, как вальдорфская  школа,  представляются  актуальными  для  нашей страны в настоящее время. Наша традиционная государственная школа, школа  по преимуществу знаниевая, в условиях  которой  ученик,  чтобы  выжить  и  быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления,  совершенно абстрактным  требованиям  обеспечения  так  называемого   «уровня»   знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же  время другие  значимые  для  любого  отдельного  человека  и  для  здоровой  жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это  в  конечном итоге  просто   опасно   для   общества,   особенно   в   эпоху   социальной нестабильности  и  нарастающего  хаоса.  Но  как  объединить   старую   идею знаниевого образования и новую идею  общечеловеческого?  Каков  должен  быть

дальнейший  вектор  развития  школьной  системы?  Может  быть,  классическая гимназия с греческим и латынью — вот перспективный путь? Или  ориентация  на узкопрофессиональную подготовку? На  Западе  все  это  уже  проходили,  и  я думаю, что мудрый учится на ошибках других, чтобы меньше ошибаться самому. 

      В  наших  российских  условиях  вальдорфские  школы  существуют  менее десяти лет, и старшее звено еще  только  формируется и учится с удовольствием.

       Первые  вальдорфские  инициативы  возникли  у   нас   еще   на   заре

перестройки. Потом — многочисленные семинары,  лекции  зарубежных  доцентов, основание Семинара  по  подготовке  учителей,  первые  выпускники-учителя  с дипломами (1991  г).  По  иронии  судьбы  самая  первая  вальдорфская  школа «Семейный лад», открывшаяся в Москве в 1990  году,  возникла  по  инициативе православных  педагогов.  Ее  основательница  Ирина  Никитина  познакомилась тогда с вальдорфской педагогикой и сразу приняла ее.  Ирина  Никитина  —  не единственный  православный  вальдорфский  учитель.  Это интересно отметить потому, что критику в адрес вальдорфской школы можно  часто  слышать  именно со стороны некоторых представителей Православной Церкви.

Школы  работают  в  режиме  постоянного  острого финансового дефицита. Кроме  этого,  есть  несколько  (около пяти)  детских садов. Помимо Москвы, вальдорфские школы и детские сады существуют в  Санкт-

Петербурге (4), Ярославле, Владимире, Воронеже, Рязани, Казани (2),  Самаре, Жуковском,    Зеленограде,    Тюмени,    Иркутске,    Смоленске,     Одессе, Днепропетровске. Школы находятся на самых разных стадиях  развития.  Не  так давно ряд вальдорфских школ  объединились  в  Ассоциацию  вальдорфских  школ России,  цель  которой  способствовать  повышению   квалификации   учителей, разрабатывать и согласовывать учебные планы и  представлять  движение  перед общественностью. Так что можно сказать, что вальдорфская педагогика у нас  в стране является пусть скромным, но все же заметным инновационным  движением. Сегодня вальдорфские школы есть практически во всех странах мира, исключая мусульманские. Их общее число достигает пятисот. Наибольшее распространение педагогика Штейнера получила у себя на родине, в Западной Европе. В одной Германии сегодня работает около ста пятидесяти вальдорфских школ. Новое педагогическое течение уже проникло на австралийский континент, в страны Южной и Центральной Америки, Японию и Южную Африку.  
 

Информация о работе Вальдорфские учебные заведения в России