Вальдорфская система образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:25, реферат

Описание работы

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

Работа содержит 1 файл

Вальдорфская система образования м.docx

— 13.79 Кб (Скачать)

Вальдорфская система образования

 

 

Вальдорфская система образования основана на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

 

Основой вальдорфской педагогики является уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностям.

 

В первые 3 года своей жизни ребенок  усваивает прямостояние и учится говорить в непосредственном контакте прежде всего с матерью или с ухаживающим за ним лицом (няней). После того как около 3 лет ребенок начинает говорить о себе «я», т.е. появляется и укрепляется сознание «Я», а также наступают известные изменения в его поведении, например, возникают новые формы игры (свободная ролевая игра), ребенка можно отдать в детский сад, не нарушая при этом его здорового развития. В более раннем возрасте отдавать ребенка в детский сад не рекомендуется.

 

Можно выделить следующие основные методико-дидактические принципы работы вальдорфского детского сада.

 

Общий принцип — природосообразности развития и воспитания — конкретизируется в следующих положениях:

 

— воспитание через подражание и  пример;

— культивирование многообразных  форм игровой деятельности (прежде всего «свободной игры», ритмических  игр, традиционных народных игр и  др.);

— ритм и повторение;

— общий художественно-эстетический фон.

 

Вальдорфские детские сады очень отличны от  других дошкольных учреждений. В них существуют несколько своеобразных запретов:

запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение (воспитание не расчитано на развитие интеллекта и на раннее обучение; до 7 лет избегают нагрузки на память и на мышление; маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем; следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире; значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, вызывая его желания к различным действиям);

запрет на радио, кино и телевидение (СМИ для маленького ребенка - источник слишком сильных впечатлений, которые  оказывают внушающее воздействие; они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный  мир и попадает в зависимость  от технических средств);

запрет на всякую оценку ребенка (ребенок, ожидающий оценки, действует под  внешним давлением взрослого, при  этом он лишается возможности действовать  исходя из своей сущности, из любви  к самому делу)

 

Следует беречь и поддерживать любую  инициативу ребенка и как можно  реже говорить ему "нет". Существует только три причины, по которым можно  отказать или запретить что-то делать:

 если выполнение желания  ребенка может причинять вред  ему самому (например, выйти на  улицу в холодную погоду без  пальто);

 если его действия могут  повредить другим (например, нельзя  шуметь, когда другие спят);

 если могут пострадать какие-либо  вещи (например, нельзя рисовать  на стене)

 

Чем реже воспитатель использует слово "нет", тем больший вес он имеет для ребенка. При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда  он будет действенным и ребенок  поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется  необходимым законам.

 

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того проводятся такие занятия, как лепка, пение, танец, ритмика, театрализованные представления и др.

 

Однако главной и самой важной деятельностью детей является игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая  для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает  мир и выражает себя. Все поведение  воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей.

 

Организационной основой жизни  вальдорфского детского сада являются ритм и повторение. Ритм дня представляет собой чередование "выдоха и вдоха", т.е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох).


Информация о работе Вальдорфская система образования