Вальдорфская педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:52, реферат

Описание работы

Вальдорфская педагогика без сомнения - одно из самых интересных и удивительных явлений двадцатого столетия. Основоположником этого направления педагогической науки является Рудольф Штайнер (1861 – 1925).

Работа содержит 1 файл

Вальдорфская педагогика.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

     I.1) Вальдорфская педагогика без сомнения - одно из самых интересных и удивительных явлений двадцатого столетия. Основоположником этого направления педагогической науки является Рудольф Штайнер (1861 – 1925).

2) Он редактор и издатель естественнонаучных трудов И.В. Гёте; автор значительных исследований в области философии и теории науки; основатель антропософии, предпринявший попытку создать методы изучения духовной стороны мира и человека. Им были даны значительные импульсы в развитии архитектуры, театрального искусства; создано новое искусство движения – эвритмия. Основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического подхода в этой сфере, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, прежде всего детских садов и школ, работающих на основе созданной им педагогики. Умение и обучение являются, пожалуй, основным делом всей его жизни.

      II. 1) Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии, в простой семье железнодорожного служащего-телеграфиста, затем начальника небольшой станции. Так Штайнер, еще будучи ребенком, знакомится с новшествами тогдашней техники – телеграфом, телефоном, устройством железнодорожной станции. В то же время его детство проходит в живописном природном окружении, красотой которого мальчик проникается всеми силами своей детской души. Эта противоположность природного и технического, ставшая одной из основных проблем человечества, начинает волновать его с детских лет.

      Заботясь  о будущем своего сына, отец стремился  дать ему хорошее образование. Он видел в нем будущего железнодорожного инженера и поэтому отдал его  не в гимназию, а в реальное училище. Маленький Рудольф старался прилежно учиться: хорошие ученики освобождались  от оплаты за обучение. Кроме того, характерной  чертой молодого Штайнера являлось то, что он живо и глубоко интересовался  предметами, преподаваемыми в училище, и много учился сам. Так, наряду с программой реального училища он самостоятельно проходит курс гимназии, овладевая греческим и латынью; история и литература становится еще одним увлечением подростка. В этом разнообразии интересов можно увидеть семена будущей концепции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном плане гимназический, гуманитарный цикл и реальную школу, ориентированную на естественнонаучные и математические дисциплины.

      О том, какое значение имела школа  и образование в жизни Штайнера, мы можем узнать из его автобиографии. Описание жизни в семье занимает сравнительно малое место. За то с какой любовью он вспоминает о своих учителях. Он подробно описывает методы и содержание тех людей, которые оказали на него влияние в школьное время, а также во время учебы в Высшей технической школе в Вене. В этом нельзя не увидеть еще один принцип, положенный в основу педагогики вальдорфских детских садов и школ, - акцентирование роли личности воспитателя и учителя, его человеческих качеств: решающим в деле образования и воспитания являются не «методики» и «технологии», а человек, способный вдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал.

      Другой  важный момент школьных лет, сыгравший  в дальнейшей жизни Штайнера огромную роль, - это помощь отстающим. Примерно с 14 лет он начинает давать вспомогательные  уроки, чтобы хоть немного восполнить то, что тратили родители на его  образование из своих скудных  доходов. Он вспоминает, как много  дали ему  эти занятия: преподнося воспринятый материал другим, он в известном смысле сам пробуждался для него. Это активное преобразование изученного в процессе преподавания ученикам, имевшим трудности в усвоении, стало первым конкретным упражнением дидактическом искусстве, и, кроме того, живой школой психологии. На своих учениках, писал Штайнер, он познакомился с трудностями человеческого душевного развития. Позже в основанной им педагогике всегда поощрялся дух взаимопомощи и поддержки: способности особо одаренных учеников, помогающих слабым, получали возможность развиваться в ином качестве – социальной ответственности. Надо заметить, что умение понять партнера и скорректировать свои поступки с учетом мнения других людей – одно из самых ценимых в современном обществе качеств человека.

        И наконец, нельзя не упомянуть  еще об одной важнейшей стороне  внутренней жизни юного Штайнера, в которой можно усмотреть  ростки будущей антропософии. В  своей автобиографии он описывает,  как в возрасте 7 лет пережил  пробуждение в себе способностей  духовного зрения. Перед его внутренним взором начала раскрываться другая сторона мира, сокрытая от чувственного взгляда. Мальчик стремился осмыслить этот свой дар, тщательно следя за тем, чтобы не поддаться иллюзиям и мечтательности. Духовный опыт Штайнера со временем не отходит на второй план. Напротив, он позволяет ему глубже и полнее понимать явления и процессы окружающего мира. Именно это дает ему возможность действовать гораздо более плодотворно и успешно в повседневных делах. Положение «духовное должно служить жизни» есть, пожалуй, основной нерв созданной им впоследствии «науки о духе» - антропософии.

      Осенью 1879 году Штайнер поступает в Высшую техническую школу в Вене. Там  он знакомится с выдающимся исследователем Гёте, комментатором «Фауста» - профессором  Карлом Юмусом Шроером, лекции которого по истории литературы производят на молодого студента глубокое впечатление. Именно с этого знакомства и начинается увлечение Рудольфа Штайнера творчеством  Гёте. Работе над научным наследием  Гёте, а также гётовской эстетике Штайнер посвятил в общей сложности 15 лет.

      2) В 1884 году Штайнер становится домашним учителем в семье венского коммерсанта Ладислава Шпехта. Среди четырех сыновей, с которыми он должен был заниматься, один вызывал у родителей особое беспокойство. Десятилетний мальчик считался телесно и душевно больным: он страдал гидроцефалией. Малейшее умственное напряжение вызывало у него приступы головной боли, бледности и нарушение в поведении. Домашний врач семьи высказал сомненья в способности ребенка к развитию. Штайнер, напротив, был убежден в том, что в мальчике скрыты большие духовные способности и что все дело состоит в том, чтобы привести духовно-душевное в правильную, здоровую связь с телесным. Семья поверила Штайнеру, и мальчик был целиком отдан ему на воспитание. «Эта воспитательная задача была для меня богатым источником учения. Благодаря практике обучении, которое приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Здесь я прошел подлинную школу физиологии и психологии. Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека. Я должен был тщательно придерживаться принципа экономии. Для какого-нибудь урока, продолжавшегося полчаса, мне приходилось готовиться в течении двух часов с целью так оформить преподаваемый материал, чтобы в возможно короткий промежуток времени и при наименьшем напряжении сил ученика достичь максимально возможной продуктивности. Нужно было тщательно продумать последовательность преподаваемых дисциплин, определить весь режим дня мальчика. В течение двух лет мой ученик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости». Позднее он поступил в университет и стал врачом.

      В этом удивительном педагогическом и  терапевтическом достижении цели, как  и в подходе Штайнера к цели, поставленной перед ним, можно уже  узнать основные черты будущей вальдорфской педагогики. С одной стороны, взгляд Штайнера направлен на духовно-душевное существо своего питомца, на глубоко  сокрытые способности и задатки. С другой – он видит перед собой задачу, к которой следует подходить естественнонаучным путем, методически, принимая во внимание и физиологический, и психологический аспекты. Здесь не поможет голый энтузиазм: необходим трезвый, почти технический подход, действие духовного усилия следует проверять на тесном самочувствии и вносить необходимую корректировку.

      Штайнер впервые изложил свои педагогические взгляды на развитие ребенка, и в  особенности его мышления. В своей  книге «воспитание ребенка с  точки зрения духовной науки».автор  выделяет три основные фазы мышления: мышление как подражательное постижение осмысленных человеческих действий и осуществление его через  собственные действия; мышление как  образно-символическое понимание  происходящего в мире; мышление как  личностно и идеально мотивированный процесс. Штайнер сравнивает развитие мышления с появлением у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем за почвой, следим за светом и теплом, другими словами – создаем условия для здорового роста всего растения целиком, и тогда в положенное время у него распускается цветок.

      Ученый  также определяет, какие специфические  возможности характерны для того или иного возраста и исходит  из потребностей ребенка в развитии в каждый конкретный момент.

      Деятельность  домашнего учителя в семье  закончилась в 1890 году, когда Штайнер  переехал в Веймар для работы в  архивы Гёте. Именно в Веймаре он пишет «Теорию познания мировоззрения  Гёте», защищает докторскую диссертацию, изданную затем небольшой книжкой  под названием «Истина и наука», создает свой основной философский труд – «Философию свободы».

      В 1897 году Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором «Литературного журнала». Там же, в берлине, в  течение шести лет Штайнер  работал в школе для рабочих, где преподавал историю и ораторское искусство.

      В 1900 году Штайнера пригласили выступить  с докладом о Ницше. Вскоре его  просят взять на себя руководство  Теософского общества (его немецкого  отделения). В рамках Теософского  общества Штайнер начинает развивать  «науку о духе». При этом он постоянно  подчеркивает практическую направленность развиваемой им теории, а позднее  антропософии.

      В 1914 году началась первая мировая война. Штайнер далек от безучастного, созерцательного  отношения к трагическим событиям тех лет. Он набрасывает свой план выхода из войны и передает его  ведущим политикам Германии и  Австрии.

      III. 1) В 1919 году он пишет «Воззвание к немецкому народу и культурному миру», где впервые публично формирует свой план переустройства общества в соответствии с требованиями современности. Штайнер часто выступал с лекциями по социальному вопросу. В одном из таких выступлений он четко обрисовал школу нового типа как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными на длительную перспективу. Рабочие сигаретной фабрики Вальдорф-Астория обратились к своему директору Э. Мольту с просьбой помочь создать такую школу; Штайнер согласился взять на себя педагогическое руководство школой. В мае 1919 года было получено соответствующее разрешение от министра культуры Хаймана, и Штайнер начинает читать курс лекций о народной педагогике и проводит интенсивные семинары с будущими  учителями Первой Вальдорфской школы. В сентябре этого же года школа была открыта и приняла первые 256 учеников.

      Поразительно  то, что вальдорская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, уже тогда содержала  все те основные идеи, которые характеризуют  её и по сей день.

      2) Основными идеями школы являются – возрастная ориентация духовных потребностей каждой возрастной группы и служит духовно-душевному развитию ученика; закрепление за каждым классом одного учителя, который «ведет своих учеников с первого по восьмой год обучения; в сотрудничестве со своими коллегами и в кооперации с родителями выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и прочее); рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время на уроке; интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс; особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла: в учебный план включены живопись, пластика, музыка, работа по дереву и металлу, садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность развивается волевая культура ученика; совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; отмена цифровой оценки и второгодничества: школа, таким образом, перестает быть местом селекции и сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями; введение «гигиенической организации обучения»: ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются методом «погружения» в течение 3-4 недель на первых сдвоенных уроках, что дает учителю возможность органического, последовательного изложения материала; терапевтический аспект педагогики, интеграция врача в жизнь школы, он участвует в конференциях учителей и преподает; изучение двух иностранных языков с первого класса по особым методикам; еженедельные конференции учителей с целью постоянного профессионального развития, углубления знаний о человеке; коллегиальное самоуправление школы учителями, то есть все важнейшие организационные вопросы решаются учительской коллегией, в школе нет директора; совместная работа учителей и родителей, посвященная общей задаче воспитания.

      Над отдельной школой нет верхних  управляющих инстанций (н. – «Союз  свободных вальдорфских школ в Германии»  в Штунгарте – координационный  и поддерживающий центр, но не «начальство»). В принципе основателями той или  иной школы являются родители. Они  должны действовать осознанно и  ответственно, то есть представлять себе, как именно учат в вальдорфской школе. Поэтому говорят, что вальдорфская педагогика «вырастает снизу, а не строится сверху». В совместных учительско-родительских объединениях решаются вопросы строительства, проведения совместных праздников, отношений с государственными организациями. Во многих школах один день в неделю (суббота) – родительский. Родители приходят в школу и занимаются эвритмией в залах, ручным трудом – в школьных мастерских, ставят спектакли.

Информация о работе Вальдорфская педагогика