Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 00:53, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Педагогика как наука, учебная дисциплина и область практической деятельности.
Билет 2. Объект, предмет и основные функции педагогики.
Билет 3. Отраслевое деление педагогического знания и его связь с другими науками.

Работа содержит 1 файл

Экзамен по педагогике.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

В современных  условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

• через систему  образования «проходит» каждый человек: от дошкольного воспитания до повышения квалификации (последипломного образования);

• во многих странах  создана система непрерывного образования  человека под девизом «От образования на всю жизнь — к образованию через всю жизнь».

Спектр ответвлений  педагогики расширился к концу XIX века и представляет большую систему  педагогических знаний.

Сегодня активно  развиваются следующие отрасли  педагогической науки: педагогика высшей школы, педагогика взрослых (андрагогика), история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т. д.

Таким образом, термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях:

  • Бытовое. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога, то есть обучает и воспитывает своих детей, членов семьи, оказывает влияние на коллег по работе, занимается самовоспитанием.
  • Практическое. Педагогика - одна из сфер человеческой деятельности, связанная с передачей культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки его к самостоятельной жизни и труду.
  • Педагогика - отрасль человековедения. Педагогика исследует и совершенствует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального.
  • Педагогика как учебная дисциплина, которая включает в себя теоретические и практические аспекты обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития и которую изучают студенты, обучающиеся как по педагогическим, так и непедагогическим специальностям.
  • Педагогика как отрасль гуманитарного знания имеет культурное значение, которое определяется педагогической культурой человека, качеством полученного им образования, уровнем развития образовательной сферы в обществе.

Билет 7. Методология педагогики: сущность, функции, уровни.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразовании педагогической действительности.

Уровни:

  • 1-ый – практическая деятельность.
  • 2-ой – уровень науки.

На I уровне методология  рассматривается как учение о  структуре, логической рганизации, методах  и средствах деятельности человека.

На II уровне методология — это учение о принципах организации, формах и методах научного познания.

Функции:

1) гносеологическая (познавательная) функция, реализация которой обеспечивает описание (что есть?), объяснение (почему так устроено?), предсказание (что будет?) изучаемых педагогических явлений, процессов;

2) праксеологическая (преобразовательная) функция обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей, а также внедрение результатов в педагогическую практику. Реализация праксеологической функции делает педагогическую науку прикладной и выявляет ее практическую значимость;

3) аксиологическая (оценочная) функция, или функция критики развития педагогической науки, реализация которой способствует разработке системы оценок, критериев эффективности педагогических моделей, преобразований, инноваций и т. д.;

4) рефлексивная функция направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической науки, совершенствования системы методов педагогических исследований; т. е. рефлексивная функция педагогики направлена на изучение самой педагогической науки;

5) функция нормативного предписания показывает, что должно быть и как;

6) эвристическая (творческая) функция заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

Билет 8. Характеристика основных методологических подходов в педагогике

Основными методологическими подходами в  педагогике являются:

1) системный – анализ внутренних и внешних связей и отношений объекта, рассмотрение всех его элементов с учётом их места и функций в нём.;

2) личностный – ориентация при конструировании и осуществлении пед. процессов на личность как цель, объект, результат;

3) деятельностный – рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности;

4) полисубъектный (диалогический) – личность обретает своё «человеческое содержание» в общении с другими;

5) аксиологический (ценностный) – признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности, образования в целом;

6) культурологический – человек содержит в себе часть культуры;

7) антропологический – системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении пед. процесса;

8) этнопедагогический – воспитание с опорой на национальные традиции народа, на культуру, обычаи, привычки.

Билет 9. Научно-педагогическое исследование: сущность, принципы, этапы.

Методами  педагогического исследования называются способы изучения педагогических явлений, процессов. Педагогика располагает системой методов исследования, позволяющих с достаточно высокой степенью объективности и достоверности выявлять и оценивать все аспекты предмета исследования. 

Этапы педагогического исследования:

  1. подготовительный;
  2. разработка методологического аппарата;
  3. сбор материала;
  4. обработка, выводы;
  5. внедрение результатов в практику.

Специфика научно-педагогического исследования заключается в:

  1. гуманистичность
  2. неповторимость
  3. уникальность
  4. многофакторность

Билет 10. Методы научно-педагогического исследования.

  1. Методы организации исследования:

 • Комплексный  (изучение педагогического объекта  как системы);

 • сравнительный  (изучение педагогических условий,  факторов для последующего сравнения);

• лонгитюдный (выявление изменений в течение длительного времени)

  1. Методы сбора данных:

• Выявление, анализ, обобщение педагогического опыта;

• педагогическое наблюдение;

• самонаблюдение, самоанализ;

• беседа и интервьюирование;

• анкетирование;

• педагогический анализ ситуаций и фактов;

• педагогический консилиум (групповой экспертный анализ);

• экспертные оценки;

• анализ педагогической документации;

•анализ и оценка результатов учебной деятельности (выполнения обучающимися самостоятельных заданий, контрольных, графических, творческих, лабораторных работ и др.);

•педагогическое тестирование (контрольный опрос, контрольная  работа, замер времени выполнения действий, определение умений и личностных качеств по степени обученности воспитанности, способов мышления и деятельности по творческим проявлениям);

• педагогический эксперимент;

• сравнительно-педагогический метод (изучение зарубежного опыта  по определенной проблеме и сравнение  его с отечественным);

• праксиметрические  методы (хронометраж, документирование, видеосъемка, аудиозапись)

  1. Методы обработки данных:

• Математические (регистрация, ранжирование, шкалирование);

 • Качественные (теоретический анализ, сравнение, систематизация, группировка, типологиза- ция, синтез и обобщение)

  1. Методы интерпретации и оценки данных:

• Теоретические (интерпретация и оценка собранного материала на основе существующей теории, концепции);

• Сравнительные (интерпретация и оценка полученного материала, но в сравнении с ранее собранными материалами или полученными другими исследователями);

Билет 11. Образование как социокультурный  феномен и педагогический процесс.

Цель  образования как социокультурного феномена – формирование индивидуального стиля жизнедеятельности.

Социальные функции  образования: воспроизводство культуры и развитие личности.

Ценность образования  в личностном аспекте: свобода личности, жизненные перспективы (чувство времени и пространства), неудовлетворенность, самореализация, статус личности и ее удовлетворенность жизнью, мировоззрение личности Компетентности  Ценность образования в социальном аспекте: Единое культурное пространство  соц.потенциала  благосостояния общества  духовности Статус государства в мире Регулирует статусные отношения и роли  Нормы поведения и деятельности Образовательные парадигмы:

1.  знаниевая (знать, можно не понимать) – культурологическая (знать, где можно найти)

2. технократическая (развитие науки) – гуманистическая  (развитие личности)

3. педагогоцентрическая - детоцентрическая

4. социентарная (всё на благо социума) - антропоцентрическая

Задача – стимулировать, развивать то, что уже есть в человеке. Педагогический процесс в универсальной модели образования:

Цели 1. Развитие личностных способностей к самоопределению. 2. Учет целей, интересов и индивидуальных способностей обучающихся и педагогов. 3. Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса (совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность)

Задачи 1. Не только усвоение обучающимися конкретной информации, но и овладение обобщенными способами усвоения знаний, способами мышления и выполнения различных видов деятельности. 2. Разработка и реализация деятельностного типа содержания обучения; при этом деятельность обучающегося выступает фактором его самоопределения и развития, а также частью содержания обучения.

Реализуются посредством деятельностного подхода, который отвергает: 1) вербальные методы обучения; 2) догматические формы передачи ォготовогоサ учебного материала; 3) монологичность и обезличен- ность словесного преподавания; 4) пассивность обучающихся; 5) статичную завершенную систему знаний, умений, навыков предполагает: 1) активные (рефлексивно-дея- тельностные) формы и методы обучения; 2) развивающие (личностно- ориентированные)технологии; 3) активность всех участников педагогического процесса; 4) усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности

Результат = личность Сформированность универсальных способностей личности, ее готовности к познанию и преобразованию мира, самообразованию и саморазвитию. Освоение обобщенных способов мышления и деятельности, системных знаний   

Билет 12. Основные тенденции развития системы образования в мире.

Социокультурные предпосылки:

  • Смени типов культурно-исторического наследия
  • Информатизация
  • Глобализация + Глобальные проблемы

Новые требования к образованию:

  • Формирование активной позиции личности
  • Ориентация на самобытность личности
  • Ориентация на общечеловеческие и национальные ценности
  • Расширение способов передачи-получения социокультурного опыта

Цель образовательной политики в развитых странах –   качества и мобильности образования; создание единого образовательного пространства (Болонская декларация 1999 г., Берлинская декларация - 2003 г.).

Тенденции в развитии образования:

  • Приведение в соответствие уровней образования и научных степеней
  • Единая система контроля и оценки
  • Единый стандарт качества образования
  • Механизм взаимопризнания документов об образовании
  • Диверсификация
  • Практикоориентированность
  • Непрерывность
  • Специализированность
  • Самообразование
  • Снижение сроков теоретической подготовки

Билет 13. Система образования Республики Беларусь: цель, компоненты, принципы.

Под образованием в Законе понимается процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"