Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:01, шпаргалка

Описание работы

Педагогика как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.
Образование как общественное явление. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
Формы и методы обучения.
Развитие и формирование личности. Ребенок как объект и субъект педа-гогического процесса.
Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса. Взаимодей-ствие как педагогическая категория.
Процесс обучения. Закономерности и принципы обучения.
Современные технологии и модели организации процесса обучения.
Методы воспитания: убеждение, внушение, поощрение, наказание, пример, соревнование.

Работа содержит 1 файл

шпора ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

    Педагогика  как наука, объект и предмет ее исследования. Основные педагогические категории.

     Педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Предметом педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития.

     Современная педагогическая наука  ставит перед собой  следующие 3 группы задач:

  1. установить законы развития педагогических систем (например, системы нравственного воспитания);
  2. педагогика должна быть практически ориентированной наукой (как наилучшим образом поступить учителю в конкретной ситуации);
  3. педагогика должна дать научный прогноз и раскрыть основные перспективы развития педагогической теории и практики.

     Педагогические  категории – это  общие понятия, отражающие наиболее устойчивые, существенные, закономерно повторяющиеся признаки педагогических процессов. К педагогическим категориям относят воспитание, образование, обучение, социализацию, формирование, развитие.

     Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека.

     Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый образованный человек. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний, а, кроме того, привык логически мыслить. Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья  в системе знаний с помощью логических рассуждений. Древний афоризм утверждает: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

     Обучение  – это два взаимосвязанных вида деятельности (преподавание – деятельность учителя, и учение – деятельность учащихся), целью которых является овладение учащимися системой знаний, умений, навыков (ЗУН).

     Педагогика  широко использует общенаучные  понятия «формирование» и «развитие».

     Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических. Формирование – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.  

     Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от высшего к низшему. Составные компоненты развития – физическое, психическое, духовное, социальное развитие. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

     К важнейшим педагогическим категориям в современных  учебниках педагогики причисляется также  понятие «социализация личности».

     Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит.  

    Образование как общественное явление. Содержание образования как  фундамент базовой  культуры личности.

   Образование – это индивидуальная культура человека, которой он овладевает в процессе усвоения социального опыта, системы знаний, умений и навыков. Образование предполагает усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие.

     Основные  принципы современного образования

     В основе функционирования современного образования лежат следующие  принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

     Известно, что в процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. По мнению Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского, подлежащее усвоению учащимися содержание образования, определяя развитие личности, является частью социально-культурного опыта, отобранного в соответствии с целями и процессуальными аспектами обучения.

     С позиции гуманистической  психологии и педагогики содержание образования  – педагогически  адаптированный социальный опыт, во всей его  структурной полноте, куда входят следующие разделы:

   1)знания  о природе, обществе, технике, человеке, его мышлении. Эти  знания обеспечивают  человеку знание  верной, истинной картины мира;

   2)опыт  осуществления способов  деятельности, который  способствует формированию умений и навыков;

   3)опыт  творческой поисковой  деятельности по  решению проблем,  который способствует  развитию творческих  качеств личности, самостоятельности  и инициативы;

   4)опыт  ценностного отношения  к миру, к людям,  к самому себе. Он способствует  выработке поведения человека, его собственного отношения к духовным и материальным ценностям; деятельности, основанной на этом отношении.

     Следует отметить, что содержание социального опыта  подвергается педагогической переработке с  учетом конкретно  – исторических, региональных, психологических и индивидуально – личностных требований.

     Среди факторов, влияющих на отбор содержания образования, выделяются:

    • потребности человека и общества (содержание образования строится таким образом, чтобы оно стало личностно значимым, привлекательным и в то же время, общественно значимым; должно учитывать возрастные и индивидуальные возможности);
    • гуманизация – (содержание образования должно способствовать развитию гуманных качеств личности, личностно-ориентированного миропонимания, понимания смысла жизни, взгляд на человека, как на самую важную ценность).

     Общие требования к содержанию образования, согласно Закону Российской Федерации  «Об образовании», сводятся к нескольким положениям: 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в системы мировой и национальной культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

     Главным детерминантом (условием) содержания образования выступает целенаправленно организованное взаимодействие школьников с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную. 

Формы и методы обучения.

      В переводе с латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо .С.И. Ожегов “форму” определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

      Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и общими.

      Коллективная  форма обучения - урок, которой присущи  постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом.

Уроки могут быть классифицированы по типам: уроки-лекции; лабораторные (практические) занятия; уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); комбинированные уроки.

      Экскурсии - форма обучения, при которой  учебная работа осуществляется в  рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа - форма обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа - олимпиады, кружки и т.п., - должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

      Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс  взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

      Методы  обучения - это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных  целей.

      Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).

      Бабанский Ю.К. предложил три основные группы методов:

1.Методы  стимулирования и мотивации   учения -  познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.

2.Методы  организации и осуществления  учебных действий – словесные,  наглядные, практические; индуктивные и дедуктивные методы; проблемно-поисковый, эвристический,исследовательский, репродуктивный (инструктаж, объяснение, тренировка) методы; самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.

3.Методы  контроля и самоконтроля –  устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.

В настоящее время популярны имитационно-ролевые методы обучения: имитационные упражнения, деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностные игры, организационно-мыслительные игры, «аквариум», анализ конкретной ситуации (кейс-стади).

      Деловая игра - форма и метод обучения, в которой  моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности. Предназначена для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается квазипрофессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

Дискуссия – метод обучения, направленный на развитие критического мышления и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).

      Мозговой  штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику  на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"