Принципы обучения как категории дидактики

Дата добавления: 08 Февраля 2013 в 12:46
Автор: m**********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (41.67 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

0 Реферат.doc

  —  175.50 Кб

Однако использование  наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип сознательности и  активности учащихся в обучении — один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения.

Учащиеся должны осознавать личностную значимость учения и владеть приемами учебной работы, умениями оперирования знаниями в вариативных ситуациях  учебной деятельности.

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

  • опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте — познавательные интересы, профессиональное мастерство;
  • включать учащихся в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем;
  • использовать такие методы обучения, как деловые игры, дискуссии;
  • стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учащихся в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию учащихся, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учащихся, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему. Поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила этого принципа, а именно:

  • прочное усвоение происходит, если учащихся проявляет интеллектуальную, познавательную активность;
  • для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия;
  • прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, обозначаются логические связи;
  • прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип прочности в  первую очередь связывается со смысловой  памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и  умения вводятся в структуру личного  опыта учащихся, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения.

Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и  умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления  и т.п.

Принцип рационального  сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. В процессе обучения преподаватель может и должен использовать самые разнообразные формы организации обучения, а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе.

 

2.2.3 Взаимосвязь принципов обучения

Как видно, принципы современной  дидактики образуют систему, целостное  единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана  с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения. Они дают преподавателю совокупность указаний к организации учебного процесса от постановки цели до анализа результатов.

Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление ведущего принципа — принципа единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим ее свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний.

В представленную систему  принципов обучения не включены непосредственно  общепедагогические принципы гуманизации, информатизации, комплексного подхода, оптимизации и другие, но их требования отражены в содержании образования и дидактических принципах. Это в полной мере относится и к общим принципам организации деятельности: предвидение и целеполагание, соответствия методов целям и содержанию, зависимости управленческих решений от конкретных условий, контроля; коррекции и других.

При всех подходах принципы обучения должны сохранять специфичность, то есть отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие  положения, несомненно верные, но не дающие конкретных ориентиров. Таковы, например, некоторые сформулированные принципы создания необходимых условий для обучения, сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач, сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Слово «обучение» в этих формулировках легко можно заменить названием многих других видов деятельности.

Обобщая все изложенное, можно сделать следующие выводы:

  1. Преподавателю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
  2. Целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов и стратегических идей, составляющих ядро современной концепции образования (всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальность, деятельностный и личностный подходы, единство обучения и воспитания, оптимизация учебного процесса).
  3. Преподаватель должен видеть противоположные стороны, сопряженные, взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, элементаризм и системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДИДАКТИКА

 

3.1 Понятие дидактики

Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Основные вопросы дидактики: «чему учить?», «как учить?» и "зачем  учить?"

3.1.1 История

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями  уходит вглубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В. Занков. Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.

 

 

3.1.2 Объект и предмет дидактики

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности преподавателя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

  • описание и объяснение процесса обучения и условия его реализации;
  • разработка более современных процессов обучения;
  • организация учебного процесса;
  • новые обучающие системы;
  • новые технологии обучения.

Наука дидактика разрабатывает  и изучает проблемы обучения и  образования. Основными категориями  дидактики являются:

  • преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки;
  • цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения;
  • дидактическая система, технология обучения.

 

3.2. Категории дидактики

Дидактическая категория - родовое понятие, поэтому она не может быть определена через другие дидактические понятия, но только методологически, с использованием таких философских и логических категорий, как абстракция, общее, существенное, классификация. Обобщенное понятие категории дидактики - это предельно широкая и абстрактная теоретическая система суждений родового отношения между элементами понятия обучения, состоящая из описания наиболее общих, существенных характеристик: содержания и формы, компонентов, процессов, классификаций дидактических явлений. Она служит для построения общей теории обучения как процесса социального наследования знаний, умений и навыков.

Категории дидактики  составляют открытую систему фундаментальных  понятий, в которых сформулированы наиболее общие существенные свойства и характеристики системы обучения. По мере развития массового обучения и дидактики одни категории теряют своё значение, другие появляются и повышают своё значение. Кроме того в дидактике используются категории других наук: психологии (восприятие, мышление, память и др.), философии (познание, материальное, идеальное и др.), логики (суждение, классификация и др.), культурологи (культура, духовные ценности и др.).

В настоящее время  в дидактике используется достаточно большое количество различных категорий, которые необходимо упорядочить, систематизировать, изложить концептуально, в виде модели, схемы, на едином методологическом основании. Таким основанием служит коммуникативно - деятельностная теория обучения. В ней каждая дидактическая категория представлена в виде концептуальной модели - совокупности суждений о каждой категории. Ведущей идеей этих суждений является положение о том, что взаимосвязь действий преподавателя и учащихся в обучении осуществляется в виде взаимодействия их активностей по форме (отношение, общение и деятельность) и содержанию (эмоции, воля и интеллект). Форма и содержание взаимодействующих активностей преподавателя и учащихся связаны мультипликативными отношениями.

Можно выделить следующие  основные категории дидактики:

      • Категория обучения
      • Категория причинности в дидактике
      • Категория содержания обучения
      • Категория средства обучения
      • Категория метода обучения
      • Категория управления обучением

 

Категория обучения

Категория обучения - абстрактное  дидактическое понятие, отображающее сущность обучения как социального явления и служащее для описания, исследования и построения дидактической теории.

Обучение - необходимое  условие (фактор) становления внутреннего  мира личности. Отношения внутреннего  мира и обучения двусторонние: не только новые знания обогащают внутренний мир, но и усвоенные ранее знания, духовные ценности, уже вошедшие в структуру внутреннего мира, влияют на качество знаний, их понимание, мотивацию, аттитюды (установки) и применение.

Обучение - общественное явление, обусловленное потребностями существования. Общество задает цели обучения, которые затем формулируются в виде государственных, общественных целей.

Предметом исследования в дидактике является один из элементов  обучения - зависимости преподавания и учения.

 

Категории причинности

Принципы, законы и закономерности обучения выражают причинно-следственные отношения и входят в состав основных категорий дидактики.

Закон обучения - это дидактическая категория, обозначающая внутреннюю существенную объективную причинную связь между элементами дидактического явления, которая регулярно повторяется при решении однотипных дидактических задач.

Описание работы
Самая же главная задача, заключается в том, чтобы раскрыть систему принципов обучения, выявить связи и взаимодействия между ними и представить каждый принцип в тех правилах, которые определяют практическую работу преподавателя с учащимися.
Содержание
1. Введение
2. Обучение
2.1 Процесс обучения
2.1.1 Структура процесса обучения как целостной системы
2.1.2 Преподавание: сущность и технология
2.1.3 Учение как познавательная деятельность учащегося в целостном процессе обучения
2.1.4 Педагогическое общение как форма взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения
2.2 Принципы обучения
2.2.1 Система принципов обучения
2.2.2 Характеристика принципов обучения
2.2.3 Взаимосвязь принципов обучения
3 Дидактика
3.1 Понятие дидактики
3.1.1 История
3.1.2 Объект и предмет дидактики
3.2 Категории дидактики
4 Соотношение принципов обучения и категорий дидактики
5. Заключение
6. Литература