Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить, как фонематический принцип орфографии реализуется при обучении русскому языку в начальной школе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- на основе анализа программ по русскому языку для начальной школы выявить как фонематический принцип реализуется в школьной практике.
- определить методическую обеспеченность обучения орфографии на основе фонематического принципа письма, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.3
Глава I
§1.1 Понятие об орфографии и ее разделы………………………стр.5
§1.2 Принципы русской орфографии……………………….………стр.8
§1.3 Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка и формирование фонематического слуха в начальной школе……………………………………………………. стр.15
Выводы по I главе…………………..…………………………………стр.22
Глава II Анализ программ по русскому языку в начальной школе
Введение……………………………………………………………...….стр.23
§2.1 Система развивающего обучения Эльконина-Давыдова….стр.25
§2.2 УМК «Планета знаний»…………………………………………..стр.28
§2.3 УМК «Перспективная начальная школа»……………………..стр.30
Выводы по II главе………………………………………………………стр.32
Вывод……………………….……………………………………………..стр.33
Список использованной литературы…………………………………стр.34

Работа содержит 1 файл

Обучение младших школьников орфографии на основе фонематическог принципа письма.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

    При обучении младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма необходимо развивать у учащихся фонематический слух. Фонематический слух - это умение слышать и выделять отделять звуки из потока речи, слов. 

     Фонематический  слух у детей развивается рано. Нормально развивающиеся малыши к двум годам различают слова, отличающиеся одним звуком; на третьем  году дети замечают неточности в произношении товарищей, неправильное произношение намеренное искажение слов взрослыми. На четвертом и, особенно, на пятом году сознательно пытаются освоить трудно дающиеся им звуки в словах.  

     Основной  вид упражнений, развивающий фонетические способности ученика — фонетический разбор. Как правило, фонетический разбор проводится на этапе обучения грамоте при знакомстве детей с буквами и звуками, которые они обозначают. Далее работа надо орфографией на основе фонематического принципа письма ведется при изучении орфограмм. Как уже было сказано ранее, все основные правила русского языка основаны на фонематическом принципе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы по I главе: 

    Итак, орфография – это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв. 

    Основные  принципы, лежащие в основе русской  графики – морфологический и  фонематический, притом эти принципы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. В русском языке письмо фонематическое. 

    При обучении младших школьников орфографии, т. е. при формировании у них орфографического навыка, необходим личностный подход к каждому учащемуся, таким образом обеспечивается успешность обучения. Для успешного формирования орфографического навыка необходимо одновременно развивать культуру речи младших школьников. 

     При обучении детей орфографии на основе фонематического принципа необходимо формировать у учащихся фонематический слух.

 

Глава II 

Анализ программ по русскому языку в начальной  школе 

Введение 

    Русский язык среди школьных дисциплин имеет  первостепенное значение, поскольку  является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук.

    Содержание  о построение курса русского языка  определяется программой. Действующие  программы по русскому языку для  начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке.  Цель изучения различных программ обучения русскому языку в начальной школе – выяснить, каким образом реализуется фонематический принцип обучения орфографии в современной начальной школе.

    Фонематический  подход был разработан еще в 60-е  годы профессором М.В. Пановым и  тогда же частично стал применяться  в средней школе. Для начальной  школы в этом направлении многое было сделано Д.Б. Элькониным, В.В. Репкиным, П.С. Жедек и др.

    Так, харьковские психологи В.В. Репкин. и П.С. Жедек в 60-70-е годы разработали и создали учебники (начиная с букваря), в которых последовательно реализовывалась идея обучения орфографии на теоретической основе. Результаты, полученные в ходе эксперимента, убедительно свидетельствовали об эффективности предлагаемой системы обучения. В первых классах к концу учебного года достигалась стопроцентная орфографическая зоркость учащихся, а впоследствии, к 6-му классу, обеспечивалась орфографическая грамотность, значительно более высокая, чем в массовых школах.

    Ориентация  на фонематический принцип коренным образом перестраивает содержание обучения правописанию. На начальную  школу в этом случае возлагаются  ответственейшие задачи: во-первых, обеспечить формирование подлинной  орфографической зоркости (вооружить учащихся знанием признаков, по которым можно находить большую часть орфограмм, независимо от того, знают ли они соответствующее правило); во-вторых, подвести учащихся к осознанию общей природы орфографических правил и единого порядка действий по правилу (нахождение сильной позиции звука(фонемы) в данной части слова. Именно на начальном этапе эти базовые орфографические умения должны быть сформированы на таком уровне, чтобы впоследствии их можно было развивать, а не перестраивать.

    Но  фонематическая орфография не была поддержана официальной программой, стала основной в программах развивающего обучения. В последнее время она все  шире проникает в традиционную школу.

    Проанализируем  следующие программы по русскому языку в начальной школе: «Систематический курс русского языка», авторы Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук (УМК «Перспективная начальная школа»),  «Русский язык», авторы Л.Я. Желтовская, Т. М. Андриянова (УМК «Планета знаний»), Репкин В. В., Некрасова Т. В. (система развивающего обучения Эльконина – Давыдова). 
 
 
 

§2.1 Система развивающего обучения Эльконина – Давыдова

    Неотъемлемая  задача начального обучения русскому (родному) языку - формирование у детей  умений читать и писать, различных  речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

    В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодавлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

    Помимо  фонематического принципа учащимися должен быть усвоен также и морфологический принцип. Его содержание может быть раскрыто и осознано учащимися только после того, как они усвоили понятие морфемы и убедились в единообразии написания морфем разных типов (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Более того, хорошо объясняя уже известные орфографические факты, этот принцип не дает оснований для самостоятельного нахождения способов решения орфографических задач, связанных с написанием новых, еще не изученных морфем. Для каждой из них должны быть усвоены специальные правила, которые затем могут быть подведены под морфологический принцип]. Совершенно очевидно, что усвоение этого принципа, даже если бы оно и обеспечивалось в школьном обучении, не создает условий для формирования учебной деятельности в описанном выше ее понимании.    

     Иные  возможности для решения этой  задачи возникают при ориентации  обучения на фонематический принцип  письма. Во-первых, содержание этого  принципа может быть достаточно  полно выявлено при анализе  орфографической формы одной морфемы (например, корня) и даже нерасчлененной словоформы. Во-вторых, выяснение этого принципа позволяет учащимся самостоятельно находить способы решения новых орфографических задач. В-третьих, реализация фонематического принципа письма требует от учащихся самостоятельного анализа и обобщения связи между значением каждой новой морфемы и ее фонемной структурой, т.е. конструирования системы понятий, характеризующих слово как языковой знак. Именно это обстоятельство позволяет в процессе усвоения фонематического принципа письма сформировать у учащихся поисково-исследовательскую учебную деятельность.    

     Таким  образом, исходя из интересов  формирования учебной деятельности, представляется целесообразным  строить начальный этап развивающего  обучения русскому языку как обучение умению решать орфографические задачи, опираясь на понимание фонематического принципа русского письма. Это, разумеется, не означает, что содержание обучения ограничивается орфографией. Уже само выявление фонематического принципа письма и его последующая конкретизация требуют усвоения достаточно широкого круга фонетических и морфологических понятий.

    Программа по русскому языку для четырехлетней  начальной школы построена на тех же психолого-педагогических основаниях, что и программа для трехлетней начальной школы. 

 

 

§2.2 УМК «Планета знаний» 

    УМК планета  знаний относится к традиционным программам обучения.  В основе этой программы заложен принцип вариативности, т. е.  существует минимум знаний, который ребенок обязан усвоить и (инвариантная часть) и вариативная часть, которая предполагает изучение материала, расширяющего кругозор ребенка. В данной программе не выделяется опора на обучение орфографии согласно фонематическому принципу письма, но тем не менее, так как письмо в русском языке фонематично, этот принцип реализуется через орфограммы (80% слов в русском языке подчиняются фонематическому принципу письма).  

    В разделе "Фонетика и графика" отражен необходимый минимум понятий из области фонетики: 
      а) звук и буква, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; 
      б) слог, слогообразующая роль гласных, перенос слов; 
      в) алфавит, его использование; 
      г) ударение, ударные и безударные гласные звуки, ударные и безударные слоги. 
      На простых словах (по образцу) дети учатся проводить звуко -буквенный анализ слов. Обучающиеся также развивают умение произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить его звуковой состав с буквенным.
 

    В первом классе орфографической работе уделяется огромное внимание. Цель этой работы – сформировать орфографическую зоркость детей, умение выделять орфограммы, объяснять ее и проверять. Дети учатся определять сильные и слабые позиции звуков в слове. К таким орфограммам относятся:

    1) правописание ударных и безударных гласных; 
      2) правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов; 
      3) обозначение на письме мягкости согласных с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь; 
      4) правописание гласных и, а, у после шипящих ж, ш, ч, щ и сочетаний чк - чн
      5) правописание большой буквы в словах, обозначающих имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных и некоторые географические названия; 
      6) правописание предлога с другими словами
. 

    Во 2 – 4 классах основное внимание уделяется формированию речевых навыков и работе с текстом, но попутно ведется работа над орфографией (во втором классе выделяется 50 часов, в третьем – 43 часа , в четвертом – 34 часа). По окончании четвертого класса учащиеся должны усвоить основные орфограммы русского языка, уметь их применять и объяснять. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    §2.3 УМК «Перспективная начальная школа» 

    УМК «Перспективная начальная школа» относится к  традиционным программам обучения младших  школьников, но она сочетает в себе черты развивающих систем обучения Занкова и Эльконина-Давыдова и систем традиционного обучения. 

    В данном УМК огромное внимание уделяется  формированию фонематического слуха  младших школьников на этапе обучения грамоте. Для этого используются приемы наращивания и реконструирования. Прием наращивания заключается в постепенном увеличении звуков в слове, а прием реконструирования  - в изменении одного звука в слове, приводящего к изменению лексического значения слова. 

    По окнончании букварного периода младшие школьники  должны уметь выполнять правила записи слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща и др., находящимися в сильной позиции. 

    Принципы  развивающего обучения стали основаниями  для последовательной фонетической работы. Организация фонетической работы начиная с первого класса является решением для множества орфографических задач. 

    Программа ориентирована на орфоэпические  правила и в первом и втором классах для звукового анализа  выбираются слова, где гласные звуки  находятся в сильных  позициях. В третьем и четвертом классах  разъясняется между московской нормой произношения и возможными нормами произношения в других регионах. 

    Начиная со второго класса ведется серьезная  фонетическая работа. Во втором классе изучаются фонетические чередования, парные глухие и звонкие согласные  на конце слова и перед шумными согласными, изучаются различные способы проверок таких слов. 

    В третьем  классе вводится понятие орфограммы, закрепляются правила обозначения  фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том  же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. По окончании третьего класса учащиеся должны четко знать, что такое орфограмма и различные способы проверки орфограмм ( путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря) 

Информация о работе Обучение младших школьников орфографии на основе фонематического принципа письма